Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей
статья по развитию речи (средняя группа)

«Прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

     Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и другие). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.    

     К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально-этических категорий определенного народа, национальной ментальности, моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними. Все виды и роды когда-либо существовавших в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности образуют то, что именуется устным  народным творчеством, или фольклором (от английского  "народная мудрость").

     В литературе всех народов мира фольклор был почвой, на которой возникло профессиональное творчество. Фольклор творится по особым законам, они отличаются от законов литературного творчества. Литературное творчество сопряжено с авторским индивидуальным человеком и создается не повторяемое другими людьми художественное произведение. В фольклоре же всегда имеет место непосредственно заимствованные результаты предшествующего творчества, дополняемое и видоизменяемое в последующем. Вследствие передачи произведения от лица к лицу в устной форме, остается только то, что считается наиболее удачным.

      Опыт показал: нельзя преуменьшать роль фольклора в детском развитии, несмотря на моду современным увлечениям. Народное творчество - не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных дошкольников к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуре. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку.

    Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении детей с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи, уделяя больше внимания подготовке к школе, усвоению грамоты. Детей необходимо знакомить с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Этот процесс должен происходить в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живую разговорную речь. Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот, действие сопровождать чтением, обыгрывать их. Так, чтение потешки, в котором упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить. Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на специальных праздниках, утренниках. Произведения, адресованные дошкольникам, должны быть небольшими по объему, так как дети данного возраста еще не умеют долго концентрировать внимание, следить за сложным сюжетом, образы должны быть достаточно прямолинейными и действенными. Использование в работе с дошкольниками произведений народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание детей.

    В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в  воспитательно-образовательном процессе, изданы книги.

     «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии творчества. Без этого он засушенный цветок»- говорил В.А.Сухомлинский.  Почему многие великие мастера слова, живописи, музыки всегда обращались к фольклору? Фольклор отражает художественные вкусы и потребности народа. Он надежный помощник педагога в стимулировании творческой активности детей, настоящий родник творчества.

    Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Фольклор очень близок детям по содержанию, каждая фольклорная форма - готовый способ деятельности, образец для подражания. Но главный смысл работы педагогов не в том, чтобы добиться знаний детьми фольклорного материала. Фольклор - средство стимулирования детского творчества, его речевого развития. Это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности для развития речи детей.

Использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности для развития речи детей. Г.С.Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потре...

Консультация для родителей «Малые формы фольклора в познавательном и речевом развитии детей».

Фольклор  играет  важную  роль  в  воспитании  детей.  Деление  его на  жанры  позволяет  в  определенном  возрасте  ребёнка ...