Педагогический проект "Развитие речи детей посредством русской народной сказки"
проект по развитию речи (младшая группа)
Цель проекта:
Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.
Определить уровень развития речевого умения детей.
Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Задачи проекта:
Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2019_razvitie_rechi_detey_posredstvom_russkoy_narodnoy_skazki.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Подготовил Воспитатель
Махонькова А.Ю.
.
Когалым 2019 г.
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Актуальность.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники нашего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители.
Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Методический паспорт проекта
Тема проекта: «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта - дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.
Цель проекта:
Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.
Определить уровень развития речевого умения детей.
Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Задачи проекта:
Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Этапы проекта.
I этап – подготовительный:
1 этап (постановка проблемы): воспитатель предлагает детям в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:
проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок; дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации; специальные игровые задания;
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Нами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги русских народных сказок и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи про сказки, просмотр русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, чтение сказок перед сном.
В процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали сказки.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом детей познакомили с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатили социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
- Повысили интерес детей к русской народной сказке; «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка» На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях.
- Совершенствовали диалогическую и монологическую речь.
- Сформировали предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок; Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлекли в единое пространство «семья – детский сад».
Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр. Дети и родители участвовали в театрализации сказки «Репка» «Теремрк»
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Любимые сказки.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о русской народной сказке.
За время реализации проекта «Развитие речи детей посредством русской народной сказки» уровень знаний детей о сказке значительно повысится. Воспитанники имеют представление о героях сказок. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Планируемые результаты:
За время реализации проекта дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь детей, развивается связная речь.
Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных
театрах передавать своего героя.
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях.
Мы планируем повысить уровень знаний детей о народных сказках. Дети узнают больше о новых народных сказках и их героях, о том, что такое зло и добро, что у сказки есть свои истории и традиции, будут иметь представление о истории русской народной сказке.
Перспективный план работы над проектом.
Содержание | Программные задачи | Работа с родителями | |
О К Т Я Б Р Ь | 1.Рассказывание русской народной сказки «Репка». | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками. |
2. Вспомним сказку по иллюстрациям | 2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. | Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей). | |
3.Рассказывание русской народной сказки «Колобок». | 3.Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи. | Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма). | |
Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма). | |||
4. Показ настольного театра «Колобок». | 4. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи. | ||
Консультация «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма). | |||
5. Слушание аудиозаписи «Колобок». Моделирование сказки «Колобок». | 5. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | ||
Н О Я Б Р Ь | 1.Рассказывание русской народной сказки «Теремок». | 1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Анкетирование родителей: «Сказка в жизни ребёнка». |
2. Показ настольного театра «Теремок». | 2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. | Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма). | |
3. Вспомним сказку по иллюстрациям. | 3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании. | Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д. | |
4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. | 4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». | 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма). |
2. Показ настольног театра «Маша и медведь». | 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. | Практическое задание для родителей «Сшить игрушку для кукольного театра». | |
3. Н/печатная игра «В гостях у Машеньки и медведя». | 3. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей. | Изготовление атрибутов к сказкам. | |
4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы. | Итоговое мероприятие по проекту «Машенька и медведь». | ||
4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание. |
План реализации образовательного проекта по областям.
«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Образовательные области | Виды деятельности | |
1. | Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром «В гости к Айболиту» |
2. | Речевое развитие | Беседы: «По страницам сказок» «Зачем мы читаем сказки» «Откуда сказка к нам пришла?» «Добро побеждает зло» «Сказка ложь да в ней намек» -«Как важно быть послушным» (по сказке «Колобок») - О правилах безопасного поведения детей дома, на примере сказки «Волк и семеро козлят» Просмотр мультфильмов по теме: -«Колобок» «Дикие лебеди» (автор: Андерсен Г. X.) «Домовёнок Кузька» (автор:Т. Александрова.) Чтение художественной литературы: -«Репка» «Три медведя» «Маша и медведь», -«Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка» -«Лисичка – сестричка и серый волк», -«Творческое рассказывание сказки «Курочка ряба» «Волк и семеро козлят» Работа по мнемотаблицам: -«Колобок» «Репка» «Курочка ряба» «Теремок» Отгадывание загадок: - О сказках и сказочных персонажах |
3. | Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: Лепка: -«Вкусные баранки для бабушке и дедушке» -«Чашечка для мишки», -«Мой любимый сказочный герой» Аппликация: - по сказке «Репка», «Колобок» (обрывным способом) Рисование: -«По мотивам сказки Колобок» -«По мотивам сказки- «Теремок». «Зимний домик» Творческая мастерская: Предложить детям раскраски: «По дорогам сказочных героев»; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме народные сказки. Конструктивно- модельная деятельность: -«Построим теремок для игрушек» -«Кроватка для Мишутки» -«Мы в лесу построим дом, чтоб уютно было в нем» Музыкальная деятельность и игры: Разучивание песен: «Что нам нравится зимой?», «Праздничная ёлочка» -«Мы сейчас пойдем на лево, а потом на право» |
4. | Социально– коммуникативное развитие | Дидактические игры: - «Что лишнее» -«Узнай сказку по предмету» (по картинке) - «Кого не хватает?» - «Кто лишний?» -«Выложи по порядку» - «Узнай сказку по иллюстрации» -«Кубик по сказкам», -«Расскажем сказку вместе» (фланелеграф) «Расскажи сказку, опираясь на таблицу» (мнемотаблица) -«Чудесный мешочек» «Изобрази сказочного персонажа» Пальчиковые игры: -«Идёт коза рогатая» «Сорока» «Пальчики» «Семья» «Теремок» «Колобок» «Пальчик мальчик» -Пальчиковый театрализованный театр: «Репка» Словесные игры: -Если бы…. «Угадай название сказки» - «Из какой сказки фраза?» Сюжетно-ролевые игры: «В библиотеке» «Мы идём в театр» Игры-драматизации: -«Репка» «Теремок» «Колобок» «Маша и медведь» Настольно – печатные игры: «Собери сказку» «Из какой сказки предмет» «Моя любимая русская - народная сказка». |
5. | Физическое развитие | Подвижные игры: - «У медведя во бору» «Лохматый пес» -«Гуси-лебеди» «Зайка беленький сидит» -«Зайцы и волк» «Мороз красный нос» |
6. | Работа с родителями | Консультации: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» Конкурс своими руками «Оригинальный дизайн украшения группы к Новому году». - Пополнили уголки: книжный (книгами) и театральный «Сказка своими руками». - Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к новогоднему празднику и сказке поставленную детьми. Разучивание с детьми ролей для постановки сказки. |
Распределение деятельности по проекту
«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Взаимодействия
Воспитателем
Детьми
Родителями
Формы работы
Итог:
Приложение 1
приложение
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
- В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;
- Конкурсы и выставки детских рисунков;
- Открытые мероприятия и праздники;
- Анкетирование;
- Беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- привлекались родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- неоднократно организовывала совместные выставки работ;
- регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Список литературы
- Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1991
- Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
- Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1986
- Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. – С.Пб. Паритет, 2006.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
- Ввозная В. И., Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983
10. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Просвещение,1994
11. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя – М.: Просвещение, 1981
12. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.
13. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986
14. Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985
15. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985
16. Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.
17. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) – Волгоград: Учитель, 2005.
18. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1965.
19. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995
20. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
21. Островская Л. Ф. Игрушки и пособия для детского сада. (Оборудование педагогического процесса). – М.: Просвещение, 1982.
22. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
23. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970.
24. Пилюгина Э. Г., Максимова З. Н. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение. 1973.
25. Поддьяков Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей – М.: Просвещение, 1981.
26. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.
27. Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.
28. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1983.
29. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2004.
30. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие устной речи детей через русские народные сказки
Консультация для педагогов и родителей....
Педагогический проект "Развитие речи детей посредством русской народной сказки"
Цель проекта:Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.Развитие творческих, познава...
презентация к конспекту занятия по развитию речи средняя группа ( развитие речи детей посредством русских народных сказок)
иллюстрации к занятию...
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»
Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...
Формировании связной речи дошкольников посредством русской народной сказки
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в само...
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...