Педагогический проект "Развитие речи детей посредством русской народной сказки"
проект по развитию речи (младшая группа)

Маханькова Анжелика Юрьевна

Цель проекта:

Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Определить уровень развития речевого умения детей. 

Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей. 

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Задачи проекта:

Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

 

                                                                                                                 

Подготовил  Воспитатель

                                                                                                         

                                                                                                          Махонькова  А.Ю.

                                                                                                        .

Когалым 2019 г.

 «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Актуальность

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

   А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

      В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

   Участники нашего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители.

Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»

 

Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность:  долгосрочный.

Участники проекта - дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.

 Цель проекта: 

Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. 

Определить уровень развития речевого умения детей.  

Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.  

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Задачи проекта:

Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Этапы проекта.

 I этап – подготовительный:

1 этап (постановка проблемы): воспитатель  предлагает детям в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: 

проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок; дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации; специальные игровые задания;

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Нами  был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги  русских народных сказок и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи про сказки, просмотр русских народных  сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, чтение сказок перед сном.

В процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали сказки.

3 этап (основной).
В ходе работы над проектом  детей познакомили  с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатили  социальный быт дошкольников, расширить  их кругозор;

- Повысили  интерес детей к русской народной сказке; «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме  по сказке, «Репка» На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях.

- Совершенствовали  диалогическую и монологическую речь.

- Сформировали  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок; Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлекли  в единое пространство «семья – детский сад».

Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых  и дидактических игр. Дети и родители участвовали в театрализации сказки «Репка» «Теремрк»

4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Любимые сказки.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о русской народной сказке.
За время реализации проекта «
Развитие речи детей посредством русской народной сказки» уровень знаний детей о сказке значительно повысится. Воспитанники имеют представление о героях сказок. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Планируемые результаты:

За время реализации проекта дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.  

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь детей, развивается связная речь.

 Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных

театрах передавать своего героя.

 Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; 
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей. 
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости; 
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

 Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях.

Мы планируем повысить уровень знаний детей о народных сказках. Дети узнают больше о новых народных сказках и их героях, о том, что такое зло и добро, что у сказки есть свои  истории и традиции,  будут иметь представление о истории  русской народной сказке.

       

Перспективный план работы над проектом.

Содержание

Программные задачи

Работа с родителями

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Рассказывание русской народной сказки «Репка».

1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

2. Вспомним сказку по иллюстрациям

2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

3.Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

3.Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

Консультация для  родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

4. Показ настольного театра «Колобок».

4. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

Консультация «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

5. Слушание аудиозаписи «Колобок».

Моделирование сказки «Колобок».

5. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.Рассказывание русской   народной сказки «Теремок».

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Анкетирование родителей:

«Сказка в жизни ребёнка».

2. Показ настольного театра «Теремок».

2. Порадовать детей, учить

эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).

3. Вспомним сказку по иллюстрациям.

3. Помочь детям запомнить

содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.

4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).

2. Показ настольног театра «Маша и медведь».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

Практическое задание для родителей «Сшить игрушку для кукольного театра».

3. Н/печатная игра «В гостях у Машеньки и медведя».

3. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

Изготовление атрибутов к сказкам.

4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

Итоговое мероприятие по проекту «Машенька и медведь».

4. Учить детей воспроизводить

сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

План реализации образовательного проекта по областям.

«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

Образовательные области

Виды деятельности

1.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

«В гости к Айболиту»

2.

Речевое развитие

Беседы: «По страницам сказок»

«Зачем мы читаем сказки»

«Откуда сказка к нам пришла?»

 «Добро побеждает зло»

«Сказка ложь да в ней намек»

-«Как важно быть послушным» (по сказке «Колобок»)

- О правилах безопасного поведения детей дома, на примере сказки «Волк и семеро козлят»

Просмотр мультфильмов по теме:

-«Колобок» «Дикие лебеди» (автор: Андерсен Г. X.)  «Домовёнок Кузька»

(автор:Т. Александрова.) 

Чтение художественной литературы:

-«Репка» «Три медведя» «Маша и медведь», 

-«Гуси – лебеди»,  «Заюшкина избушка»

-«Лисичка – сестричка и серый волк», 

-«Творческое рассказывание сказки «Курочка ряба» «Волк и семеро козлят»

Работа по мнемотаблицам:

-«Колобок» «Репка» «Курочка ряба» «Теремок»

 Отгадывание загадок:

- О сказках и сказочных персонажах

3.

Художественно-эстетическое развитие  

Изобразительная деятельность:

Лепка:

-«Вкусные баранки для бабушке и дедушке»

-«Чашечка  для мишки»,

-«Мой любимый сказочный герой»

Аппликация:

- по сказке «Репка», «Колобок» (обрывным способом)

Рисование:

-«По мотивам сказки Колобок»

-«По мотивам сказки- «Теремок». «Зимний домик»

Творческая мастерская: Предложить детям

раскраски: «По дорогам сказочных героев»;

предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме народные сказки.

Конструктивно- модельная деятельность:

-«Построим теремок для игрушек»

-«Кроватка для Мишутки» 

-«Мы в лесу построим дом, чтоб уютно было в нем»

Музыкальная деятельность и игры:

Разучивание песен:

 «Что нам нравится зимой?»,

«Праздничная ёлочка»

-«Мы сейчас пойдем на лево, а потом на право»

4.

Социально– коммуникативное развитие

Дидактические игры: 

- «Что лишнее»

-«Узнай сказку по предмету» (по картинке)

- «Кого не хватает?»

- «Кто лишний?»

-«Выложи по порядку»

- «Узнай сказку по иллюстрации»

-«Кубик по сказкам»,

 -«Расскажем сказку вместе» (фланелеграф)

«Расскажи сказку,  опираясь на таблицу» (мнемотаблица)

-«Чудесный мешочек» «Изобрази сказочного персонажа»

Пальчиковые игры:

-«Идёт коза рогатая» «Сорока» «Пальчики»

 «Семья» «Теремок» «Колобок»

«Пальчик мальчик»

-Пальчиковый театрализованный театр: «Репка»

Словесные игры:

-Если бы…. «Угадай название сказки»

- «Из какой сказки фраза?» 

Сюжетно-ролевые игры:

 «В библиотеке»  «Мы идём в театр»

Игры-драматизации:

-«Репка» «Теремок» «Колобок» «Маша и медведь»

Настольно – печатные игры:

«Собери сказку» «Из какой сказки предмет» «Моя любимая русская - народная сказка».

5.

Физическое развитие

Подвижные игры:

 - «У медведя во бору» «Лохматый пес»

-«Гуси-лебеди» «Зайка беленький сидит»

-«Зайцы и волк» «Мороз красный нос»

6.

Работа с родителями

Консультации:

«Значение сказки для развития и воспитания ребёнка»

Конкурс своими руками «Оригинальный дизайн украшения группы к Новому году».

- Пополнили уголки:  книжный (книгами) и театральный «Сказка своими руками».

- Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к новогоднему празднику и сказке поставленную детьми.  Разучивание с детьми ролей для постановки сказки.

Распределение деятельности по проекту

«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

          Взаимодействия

Воспитателем

Детьми

Родителями

Формы работы

Итог: 

Приложение 1

приложение

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

  • В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;
  • Конкурсы и выставки детских рисунков;
  • Открытые мероприятия и праздники;
  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • родительские собрания;
  •  привлекались  родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
  • неоднократно организовывала совместные выставки работ;
  • регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1991
  2. Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
  3. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1986
  4. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
  5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. – С.Пб. Паритет, 2006.
  6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  8. Ввозная В. И., Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983

10. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Просвещение,1994

11. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя – М.: Просвещение, 1981

12. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.

13. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986

14. Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985

15. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985

16. Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.

17. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) – Волгоград: Учитель, 2005.

18. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1965.

19. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995

20. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.

21. Островская Л. Ф. Игрушки и пособия для детского сада. (Оборудование педагогического процесса). – М.: Просвещение, 1982.

22. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.

23. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970.

24. Пилюгина Э. Г., Максимова З. Н. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение. 1973.

25. Поддьяков Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей – М.: Просвещение, 1981.

26. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.

27. Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.
28.  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1983.

29. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2004.
30.  Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие устной речи детей через русские народные сказки

Консультация для педагогов и родителей....

Педагогический проект "Развитие речи детей посредством русской народной сказки"

Цель проекта:Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.Развитие творческих, познава...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...

Формировании связной речи дошкольников посредством русской народной сказки

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в само...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...