Консультация для родителей: «Читаете ли вы дома ребенку? Что и как читать ребёнку дома»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Зеленеева Екатерина Алексеевна

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_i_kak_chitat_detyam.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Читаете ли вы дома ребенку? Что и как читать ребёнку дома»

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему. Даже если представить себе идеальное для детей телевидение, весь эфир которого состоит сплошь из качественных детских фильмов и научно-популярных передач, оно все равно проигрывает по отношению к хорошей библиотеке. Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации. Во-вторых, в отличии от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного.

Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое».

При выборе книг и последующем ознакомлении

с ними ребёнка  обратите  внимание на следующее:

1.Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.

2. Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях,  волшебные и бытовые сказки.

3. Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги («чтение с продолжением») должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребёнка: «На чём мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.

4. Старайтесь читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

5. Перечитывайте знакомые книги помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.

6. Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнёт её тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чём в ней говорится.

7. Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

8. Читайте выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Читаем сказки дома" или " Как привлечь ребёнка к пересказыванию прочитанного "

laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых не мыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказк...

Консультация для родителей. Читаем с детьми дома

Консультация для родителей" Читаем с детьми дома"...

Консультация «Что и как читать ребёнку дома» для родителей средней группы

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребёнка обратите внимание на следующее:Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органичес...

Консультация «Что и как читать ребёнку дома» «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П. Чехов) При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребёнка обратите внимание на следующее

Консультация «Что и как читать ребёнку дома»  «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневнойи ночной труд, вечное чтение»(А.П. Чехов)При выборе книг и последующем о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. “Витамины в овощах и фруктах”. «Что и как читать ребенку дома»

Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питан...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму.Чем и как заниматься с ребёнком дома"

Известно,что развитие интеллектуальных способностей тесно связано с развитием мелкой моторики рук.Поэтому важно выполнять графические упражнения :лепку из пластелина,играть  с мелким конструкторо...

Консультация для родителей “Читаем дома вместе со своим ребёнком”

Книги отвечают на вопросы и очень часто их создают. Они помогают убежать от реальности и являются лучшими друзьями, потому что если у вашего ребенка есть интересная книжка, он никогда не будет одиноки...