Рекомендации педагогам
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
комбинированного вида п. Вейделевка
Чистоговорка - средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми
Подготовила: учитель-логопед
Новикова О.М.
Сегодня, одной из поставленных задач логопеда является поиск и разработка новых, наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми. Но бывает, что в процессе внедрения новых или уже известных методов и приемов, логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, к примеру, дать ему задание в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы очень трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для получения максимального результата.
Еще в начале прошлого века филолог Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка». Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные. К сожалению, автор не подкрепил это соображение аргументами, и существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Такие же явления можно наблюдать и в восприятии музыки.
Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном направлении. Но эта особенность детского восприятия, т.е. тяготение к рифме и ритму, не всегда учитывается логопедом. Чистоговорка — это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Поэтому и возникает необходимость разработки приемов работы с чистоговоркой, способствующих комплексной коррекции всех сторон речи у детей с фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями. В начале разработки приемов необходимо было выделить «основу» чистоговорки. Для этого брался последний слог в слове и повторялся вначале чистоговорки столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась «основа» чистоговорки, при использовании которой шла разработка приемов. Также учитывались программные задачи по разделу «Развитие речи» у старших, средних и подготовительных группах.
Ввиду того, что в данные возрастные периоды для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, все эти приемы строились с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы. Уровни работы в приемах идут от действий с предметами (картинки, фишки, схемы-символы) с подключением слов (проговариванием) и осознанного отношения к этим словам, и, далее, к переходу этих действий во внутренний план. Разработанные приемы систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей.
Приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальные логопедические занятия и в индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу, проводимую воспитателем. Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Об этом нужно помнить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Рекомендации педагогам: адаптация в детском саду».
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...
Консультация для педагогов. Рекомендации педагогам. Причины появления агрессии у детей.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.Огромную роль играет восп...
рекомендации педагога-психолога для родителей и педагогов
Рекомендации для педагогов и родителей педагога – психолога МДОУ ДС ОВ «Берёзка» п. РудногорскА. В. Брылёвой РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.Рекомендации для развития внима...
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и лома...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...