Проект "Потешки-помощники"
проект по развитию речи (младшая группа)

Мустафаева Роза Магеррам кызы

Проект предназначен для работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki-pomoshniki.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Потешки-помошники»

  1. Введение (пояснительная записка)

 Постановка проблемы:

Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные

дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему

миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического

творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной

силой и красотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а также многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка,

т.к. черпает материал для детей из разных источников.

 Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель проекта:

Приобщать воспитанников к народному искусству.

Задачи проекта:

 •        Обогащать словарь ребенка.

•        Развивать интерес к потешкам.

•        Воспитывать устойчивый интерес детей к потешкам.

•        Формировать потребность в чтении книги.

•        Развивать речь детей.

•        Расширять круг детского чтения.

Вид проекта: краткосрочный, игровой (прежде всего), познавательной (художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.

Материально- технические ресурсы: магнитофон, ноутбук, фотоаппарат. Проектор экран

Ожидаемые результаты:

•        Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.

•        Сформирован устойчивый интерес детей к потешкам.

        Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка.

•        Обогащён словарь ребенка.

                                                   

План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Этап

Дата/срок

Работа с детьми

Работа с родителями

РППС

Другое

1

3.03-8.03.

  • Выявление уровня знаний детей.
  • Информационный стенд:

«Потешки в жизни ребёнка»

  • Подбор нужного материала: тексты физминуток, подвижных игр, х\л.                              
  • Изучение методической литературы по теме проекта.              Составление плана мероприятий

2

07.05-25.05

  • Рассматривание иллюстраций
  • Знакомство с потешками в режимных моментах. «Наши уточки с утра…»;

 «Вот совушка-сова —

Большая голова»

«Солнышко, вёдрышко…».

  • Проговаривание потешек во время умывания: «Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды»

«Мыли мылом ушки»

«Кран откройся

Кран откройся!»

«Зайка начал умываться»

  • Чтение потешек перед сном:

 «Вот лежат в кроватке

Розовые пятки»,

«Ай, люленьки да люленьки»,

 «Спать пора, цветочек»,

«Спит малыш в кроватке»,

 «Ночь пришла,

Темноту привела», «Маленькие заиньки

Захотели баиньки», «Ах, ты моя душечка, белая подушечка!»

  • Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевании детей на прогулку:

«Вот он сапожки»

«Чики-чики-чики-чок».

«Валенки – валенки» «Завяжу по туже шарф»

  • Использование потешек при подготовке детей к приёму пищи:

«Сорока-белобока»

«Сорока-ворона»

«Ладушки»

  • Подвижные игры:
  • Сюж.рол.игра:    
  • «Чтение потешек в режимные моменты»        

  • Рисование на тему: «Солнышко, вёдрышко…».
  • Лепка: «Лепим, лепим пирожки»

  • Информирование родителей       о проведении проекта (цели, задачи).                                                                
  • Предложить принять участие          в выставке работ, выполненных вместе с детьми по рисованию, лепке, аппликации по сюжету песенке.
  • Консультация для родителей

Рекомендации о том, зачем нужно использовать потешки с детьми раннего возраста

  • Выставка книг (потешек)

«Читаем с детьми»

  • Оснащение зоны театрализованной деятельности по
  • Подбор материалов для оформления группы.
  •  Подготовка атрибутов для игр, занятий.

.

  • Д/и «Собери картинку».  
  •  Чтение и заучивание потешек           
  • Рассказывание потешек на прогулке:

 «Пошла Маня на базар»,

«Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора»,

«Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок»

  • Иллюстрации картинок
  • Изготовление д/и «Собери картинку»

  • Оформление материалов            

3

28.05-31.05

  • Итоговое мероприятие: проведение развлекательного досуга (совместная деятельность воспитателей и детей).
  • Информирование родителей о результатах проекта.
  • Выставка совместных работ детей, родителей и педагогов по изобразительной деятельности.
  • Выставка книг «Потешки».

  • Подготовка материалов для оформления коллажа по сказке «Краденое солнце».

                   

Приложение

«Чтение потешек в режимные моменты»

Потешки перед сном

«Вот совушка-сова —

Большая голова»

Вот совушка-сова —

Большая голова

На дереве сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

— Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

«Вот лежат в кроватке

Розовые пятки».

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

«Солнышко, вёдрышко…».

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

«Ай, люленьки да люленьки»

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

«Наши уточки с утра…»;

Наши уточки с утра-а-а.

Кря-а, кря-а, кря-а

Наши гуси у пруда-а-а.

Га-га! Га-га! Га-га!

«Спать пора, цветочек»

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!

Три-та-туш-ки!

Три -та-туш-ки!

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

Тушки! Тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочурку на крутую горку,

Бух! Покатились —

С горки свалились.

«Спит малыш в кроватке»

За окошком вечер,

А на небе месяц…

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка — в дупле,

Два веселых гуся».

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

«Ночь пришла,

Темноту привела»

«Маленькие заиньки

Захотели баиньки»

Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставенку.

Засыпай, Баю-бай.

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

«Как у нашего соседа

Весела была беседа»

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси — в гусли,

Утки — в дудки,

Овцы — в донцы,

Тараканы — в барабаны.

«Ах, ты моя душечка, белая подушечка!»

Ах, ты моя душечка, белая

подушечка!

Если жить с тобою дружно,

То в кино ходить не нужно!

Лег, заснул, смотри кино,

Ведь покажут все равно!

Ах, ты моя душечка, белая

подушечка!

«Федя-Бредя»

Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма-а-ма!»

«Ой, люленьки – люлюшеньки»

Ой, люленьки — люлюшеньки,

Баиньки — баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам!

Чтение потешек для умывания

Водичка, водичка

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

«Тихо-тихо-тихо-тихо»

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

 Сны ребятам раздает:

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне – собака Шарик,

В этом – голуби летят,

В этом – дети спать хотят».

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрема и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды»

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

«Баю — баю – баинька»

Баю — баю — баинька,

Прибежал заинька.

Пошёл зайка под липку,

Нашёл себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать —

Станет Ваня засыпать.

Чтение потешек для умывания

Водичка, водичка

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

«Ай, люли-люли-люли!»

Ай, люли-люли-люли!

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип…

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня спит, спит.

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды»

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

«Задремал петушок»

Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай

«Мыли мылом ушки»

Мыли мылом ушки

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

«Бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!»

Бай, бай, бай,

Бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух. Не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать

«Кран откройся

Кран откройся!»

Кран откройся

Кран откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Кран сдавайся!

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят пальчики все спать.

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж уснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Пальчики вы не будите!

«Зайка начал умываться»

Зайка начал умываться

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

«Баю — баю — баиньки

В огороде заиньки»

Баю — баю — баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят

«Из колодца принесла

Курица водицу»

Из колодца принесла

Курица водицу.

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

А водичка булькает,

А водичка пенится

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

Хлюп – хлюп ручками, полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

Чистая водичка

Моет Ване личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

Чтение потешек при одевании одежды

«Вот он сапожки»

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем галошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот как хорошо!

«Ладушки, ладошки»

Моем с мылом ручки,

Моем с мылом щёчки,

Ай, какие ладушки,

Ладушки, ладошки.

Наварили каши,

Помешали ложкой,

Ай, какие ладушки, ладушки ладошки.

«Чики-чики-чики-чок».

Чики-чики-чики-чок.

Где ты дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, помолчим.

Слышишь, добрый старичок?

Тишина — пришел молчок?

Не спугни его, смотри, ничего не говори.Тс-с-        

Чтение потешек до приёма пищи

«Валенки – валенки»

Валенки – валенки

Невелички – маленьки.

Опушка бобровая

 Маша чернобровая.

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

«Завяжу по туже шарф»

Завяжу по туже шарф

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

«Уж ты котя – коток»

Уж ты котя — коток,

Котя — серенький лобок,

Приходи, котя — коток,

На печурочку поспать,

На печурочку поспать.

Мне Володю покачать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

За работу заплачу —

Шубку новую куплю,

Шубку плисовую,

Шапку бархатную.

«Ладушки»

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Дальше полетели!!!

«Разденьте меня»

Разденьте меня, разуйте меня,

Уложите меня, укройте меня,

А засну Я сам!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Чтение потешек на прогулке

«Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил»

Как у нас-то козёл,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

«Пошла Маня на базар».

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке-платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам —

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам —

Да по белым рукавицам.

«Лепим, лепим пирожки»

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

«Огуречик, огуречик…»

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

«Идёт коза рогатая»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками коза топ — топ!

Рожками коза хлоп — хлоп!

Кто каши не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю! Забодаю!

«Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора»

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!

«Умница Катенька, ешь кашу сладеньку»

«Ай, баиньки – баиньки»

Умница Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую

Ай, баиньки — баиньки —

Купим сыну валенки,

Купим сыну валенки —

Бегать по завалинке,

А еще сапожки,

Сапожки на ножки —

Бегать по дорожке.

«Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок»

«Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок».

«Козушка –Белоногушка»

Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой на бережок.

Тебя мышка съест,

Либо ласточка,

Либо серенький волчок

Из-за кустичка,

Либо белая собачка

Из-под мостичка.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился,

Воротился,

Стал он люлечку качать:

Баю-бай, баю-бай,

Ляг, сыночек, скоренько,

Встань, сыночек, с зоренькой.

Козушка – Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

А я волка не боюсь, не боюсь.

Я серого не страшусь, не страшусь.

Я от серого от волка

Под берёзкой схоронюсь.