НОД "Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мансурова Раузия Раузатовна

 Технологическая карта НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста по теме "Мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 22» (МАДОУ «Детский сад № 22»)

Адрес: 624090,  Свердловская область,  г. Верхняя Пышма,  ул. Кривоусова,  20б. Тел. 8(34368) 5-33-87; 5-55-44.

 Технологическая карта НОД

по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

         

 Составитель и исполнитель:

воспитатель Мансурова Р.Р.

ГО Верхняя Пышма

Образовательные области: речевое развитие, социально коммуникативное, художественно-эстетическое.

Тема занятия: «Мебель». 

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: формировать лексико-грамматический строй речи у детей

Задачи занятия:

Образовательные:

- учить составлять описательный рассказ о предметах мебели с опорой на схему;

- формировать навыки употребления предлогов в предложениях;

Развивающие:

- упражнять в словообразовании: существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, навыки пространственной ориентировки;

- активизировать словарь по теме «Мебель»

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к предметам мебели;

- учить выслушивать ответы друг друга, самостоятельно выполнять задание.

Словарная работа:   названия предметов мебели        

Планируемые результаты: сформировать лексико-грамматический строй речи у детей

Подготовительная работа: рассматривание картинок мебели. Чтение «Маша-растеряша»

Материалы и оборудование: доска, фигурки детей, фигурки мебели и игрушек (мишка, мяч), дидактическое пособие «Мебельный магазин», мяч, мнемотаблица для составления описательного рассказа.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Формы, методы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте поиграем в игру «Всё мы можем показать»

Садитесь за столы. У меня для вас задачка. Посмотрите на ряды предметов. В каждом ряду нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к этой группе предметов. Отвечать нужно полным предложением.

1) шапка, носки, шкаф, шуба

2) свёкла, стул, помидор, фасоль

3) яблоко, лимон, кровать, банан

4) полка, кукла, машинка, мяч

Словесный, нагдядный

Заинтересовались, настроились на работу

Дети находят лишний предмет, отвечают полным предложением

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

- Давайте перечислим, предметы, которые мы выделили. Как одним словом все эти предметы называются? Правильно, это мебель. Как вы  думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, поговорим о мебели: о том, что мебель различается по внешнему виду, величине, материалам, из которых она сделана. А скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель? А что было бы, если бы у нас не было мебели? Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, есть, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.

Сегодня в свою комнату нас приглашают две сестрёнки Маша и Маленькая Оля (педагог  выкладывает на доску фигурки девочек) , знакомьтесь.

Словесный пояснение обобщающая беседа

Охотно отвечают на вопросы

Дети ведут диалог о видах мебели. Знают и выделяют различия

Этап ознакомления с материалом

Закрепление определенного объема знаний и представлений о мебели

Закрепление названий предметов мебели

- Скажите, Оля стоит справа или слева? А как вы узнали? Правильно. Девочки пригласили нас в свою комнату, где много разной мебели. Я буду выкладывать предметы мебели, а вы называйте (дети перечисляют предметы мебели). А теперь назовите мебель, которой нет в комнате Маши и Оли, которая стоит в других комнатах их дома (дети по цепочке перечисляют мебель).

2. Активизация глагольного словаря

- Скажите, что делают за письменным столом?

- Что делают за кухонным столом?

- Для чего нужен диван?

- Для чего нужен платяной шкаф?

- Для чего нужен книжный шкаф?

- Для чего нужна кровать?

Словесный

Наглядный

Активизация словаря

Отвечают на вопросы

Знают предметы мебели называют их. Подбирают глаголы при ответе на вопрос

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

3. Упражнение в употреблении предлогов

- Маленькая Оля любит играть с игрушечным мишкой. Только она его постоянно теряет. Давайте поможем Оленьке найти мишутку. (педагог передвигает фигурку медвежонка по доске под стол, на кровать, за шкаф и т.п., а дети отвечают где он лежит «Мишка лежит на кровати», «Мишка упал под кровать» и т.п.

А Маша любит играть мячиком. Он у неё тоже всегда укатывается. Маше тоже нужно помочь. (аналогично дети составляют предложения со словом мяч. Можно вызывать некоторых детей и предлагать выложить мяч в заданное место)

4. Закрепление навыков словообразования

- Мы тоже любим играть с мячом.

1) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы мне возвращайте много мебели, например: полка – полки.

2) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы возвращайте мяч, называя мебель ласково, например: полка – полочка.

5 Ориентировка в пространстве, закрепление понятий «слева-справа»

- Вы сказали, что Оля стоит справа, это её сторона комнаты. Назовите мебель, которая находится справа по отношению к вам. Правильно, а теперь предметы мебели, которые находятся слева. Давайте немного отдохнём

6 Динамическая пауза

«Лево-право» (пока дети поют, педагог выставляет картинку сломанного стула на доску, а картинку с целым стулом убирает)

7 Беседа с детьми. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

- Маша и Оля вместе с нами развеселились и разбаловались, что не заметили, как напроказничали. Посмотрите внимательно, что у них случилось? Да, в их комнате появился сломанный стульчик. Вы не знаете, кто его сломал? (ответы детей) А почему вообще портится и ломается мебель? (дети отвечают, а педагог дополнительными вопросами подводит к пониманию того, что мебель сама себя не ломает и как правило она портится от неправильного пользования ею) Скажите, сломанная мебель это приятно?  Как же мы можем помочь нашим новым друзьям? (ответы детей) Давайте сходим за новым стулом в продуктовый магазин? Нет? А в каком магазине продают мебель? Правильно, в мебельном магазине. Давайте посмотрим, какую мебель можно купить в мебельном магазине. (перед детьми выставляются картинки с  предметами мебели различных фактур, размеров, материала).

- Сколько разных видов мебели продают в магазине! Давайте рассмотрим. Мебель отличатся по цветам, по размерам и даже по материалам, из которых изготавливается.

Если кровать сделана из железа - …. то она какая?....

Шкаф из дерева - …

Обивка дивана из кожи, значит он - …

Бывает даже мебель из соломы, она - ….

Дверцы шкафа из стекла – они

этажерка из пластмассы - …

8. Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему

- Вот мы и пришли в зал, где предлагаются стулья. Давайте выберем стульчик для Оленьки. Какой у неё был стульчик? Давайте составим описание стульчика, которое мы скажем продавцу.  Нужно будет рассказать о размере стула, о материале, из которого он сделан, о цвете и назначении.

Примерный рассказ: У Оли был маленький стульчик желтого цвета, деревянный, гладкий. Оле он нужен для того, чтобы сидеть за столом.

А какие стулья вы видите в магазине (логопед помогает детям составить рассказы о других стульях, изображенных на картинках).

9. Работа на карточках

- Мы вернулись из магазина и принесли Оле стульчик. Предложите Оленьке сесть за стол и позаниматься.

Ребята, я приготовила для вас карточки, посмотрите на них. Сейчас нужно будет внимательно меня слушать и самостоятельно выполнять задания. Возьмите карандаш.

Нарисуйте на столе вазу.

В шкафу нарисуйте книгу.

Под креслом мячик.

Слева от стула нарисуйте кошку.

Придумайте, что можно нарисовать на диване?

Наглядный словесный беседа

Дети помогают героям найти игрушки. Отвечают на вопросы педагога

Называют виды мебели

Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему. Рисуют дополнения к мебели

Употребляют в речи предлоги, прилагательные составляют предложения. Закрепили навыки словообразования. Умеют составлять описательный рассказ

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вы правильно отвечали, выполняли задания, вы запомнили много различных предметов мебели и знаете, для чего они предназначены.  

- Дайте Маше и Оле советы, что нужно делать, чтобы мебель в их комнате не портилась и всегда была  чистая, целая. (ответы детей)

- Я хочу вас отметить такими весёлыми смайликами, потому что мне было очень интересно и увлекательно.

словесный

Анализируют деятельность

Дети отвечают на вопросы по пройденному материалу дают советы. Освоили материал. Довольны своей деятельностью