НОД "Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста по теме "Мебель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» (МАДОУ «Детский сад № 22»)
Адрес: 624090, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Кривоусова, 20б. Тел. 8(34368) 5-33-87; 5-55-44.
Технологическая карта НОД
по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
Составитель и исполнитель:
воспитатель Мансурова Р.Р.
ГО Верхняя Пышма
Образовательные области: речевое развитие, социально коммуникативное, художественно-эстетическое.
Тема занятия: «Мебель».
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: формировать лексико-грамматический строй речи у детей
Задачи занятия:
Образовательные:
- учить составлять описательный рассказ о предметах мебели с опорой на схему;
- формировать навыки употребления предлогов в предложениях;
Развивающие:
- упражнять в словообразовании: существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, навыки пространственной ориентировки;
- активизировать словарь по теме «Мебель»
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели;
- учить выслушивать ответы друг друга, самостоятельно выполнять задание.
Словарная работа: названия предметов мебели
Планируемые результаты: сформировать лексико-грамматический строй речи у детей
Подготовительная работа: рассматривание картинок мебели. Чтение «Маша-растеряша»
Материалы и оборудование: доска, фигурки детей, фигурки мебели и игрушек (мишка, мяч), дидактическое пособие «Мебельный магазин», мяч, мнемотаблица для составления описательного рассказа.
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Формы, методы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1 | Организационно мотивационный | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Давайте поиграем в игру «Всё мы можем показать» Садитесь за столы. У меня для вас задачка. Посмотрите на ряды предметов. В каждом ряду нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к этой группе предметов. Отвечать нужно полным предложением. 1) шапка, носки, шкаф, шуба 2) свёкла, стул, помидор, фасоль 3) яблоко, лимон, кровать, банан 4) полка, кукла, машинка, мяч | Словесный, нагдядный | Заинтересовались, настроились на работу | Дети находят лишний предмет, отвечают полным предложением |
2 | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Давайте перечислим, предметы, которые мы выделили. Как одним словом все эти предметы называются? Правильно, это мебель. Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, поговорим о мебели: о том, что мебель различается по внешнему виду, величине, материалам, из которых она сделана. А скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель? А что было бы, если бы у нас не было мебели? Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, есть, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды. Сегодня в свою комнату нас приглашают две сестрёнки Маша и Маленькая Оля (педагог выкладывает на доску фигурки девочек) , знакомьтесь. | Словесный пояснение обобщающая беседа | Охотно отвечают на вопросы | Дети ведут диалог о видах мебели. Знают и выделяют различия | |
Этап ознакомления с материалом | Закрепление определенного объема знаний и представлений о мебели | Закрепление названий предметов мебели - Скажите, Оля стоит справа или слева? А как вы узнали? Правильно. Девочки пригласили нас в свою комнату, где много разной мебели. Я буду выкладывать предметы мебели, а вы называйте (дети перечисляют предметы мебели). А теперь назовите мебель, которой нет в комнате Маши и Оли, которая стоит в других комнатах их дома (дети по цепочке перечисляют мебель). 2. Активизация глагольного словаря - Скажите, что делают за письменным столом? - Что делают за кухонным столом? - Для чего нужен диван? - Для чего нужен платяной шкаф? - Для чего нужен книжный шкаф? - Для чего нужна кровать? | Словесный Наглядный Активизация словаря | Отвечают на вопросы | Знают предметы мебели называют их. Подбирают глаголы при ответе на вопрос | |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | 3. Упражнение в употреблении предлогов - Маленькая Оля любит играть с игрушечным мишкой. Только она его постоянно теряет. Давайте поможем Оленьке найти мишутку. (педагог передвигает фигурку медвежонка по доске под стол, на кровать, за шкаф и т.п., а дети отвечают где он лежит «Мишка лежит на кровати», «Мишка упал под кровать» и т.п. А Маша любит играть мячиком. Он у неё тоже всегда укатывается. Маше тоже нужно помочь. (аналогично дети составляют предложения со словом мяч. Можно вызывать некоторых детей и предлагать выложить мяч в заданное место) 4. Закрепление навыков словообразования - Мы тоже любим играть с мячом. 1) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы мне возвращайте много мебели, например: полка – полки. 2) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы возвращайте мяч, называя мебель ласково, например: полка – полочка. 5 Ориентировка в пространстве, закрепление понятий «слева-справа» - Вы сказали, что Оля стоит справа, это её сторона комнаты. Назовите мебель, которая находится справа по отношению к вам. Правильно, а теперь предметы мебели, которые находятся слева. Давайте немного отдохнём 6 Динамическая пауза «Лево-право» (пока дети поют, педагог выставляет картинку сломанного стула на доску, а картинку с целым стулом убирает) 7 Беседа с детьми. Упражнение в образовании относительных прилагательных. - Маша и Оля вместе с нами развеселились и разбаловались, что не заметили, как напроказничали. Посмотрите внимательно, что у них случилось? Да, в их комнате появился сломанный стульчик. Вы не знаете, кто его сломал? (ответы детей) А почему вообще портится и ломается мебель? (дети отвечают, а педагог дополнительными вопросами подводит к пониманию того, что мебель сама себя не ломает и как правило она портится от неправильного пользования ею) Скажите, сломанная мебель это приятно? Как же мы можем помочь нашим новым друзьям? (ответы детей) Давайте сходим за новым стулом в продуктовый магазин? Нет? А в каком магазине продают мебель? Правильно, в мебельном магазине. Давайте посмотрим, какую мебель можно купить в мебельном магазине. (перед детьми выставляются картинки с предметами мебели различных фактур, размеров, материала). - Сколько разных видов мебели продают в магазине! Давайте рассмотрим. Мебель отличатся по цветам, по размерам и даже по материалам, из которых изготавливается. Если кровать сделана из железа - …. то она какая?.... Шкаф из дерева - … Обивка дивана из кожи, значит он - … Бывает даже мебель из соломы, она - …. Дверцы шкафа из стекла – они этажерка из пластмассы - … 8. Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему - Вот мы и пришли в зал, где предлагаются стулья. Давайте выберем стульчик для Оленьки. Какой у неё был стульчик? Давайте составим описание стульчика, которое мы скажем продавцу. Нужно будет рассказать о размере стула, о материале, из которого он сделан, о цвете и назначении. Примерный рассказ: У Оли был маленький стульчик желтого цвета, деревянный, гладкий. Оле он нужен для того, чтобы сидеть за столом. А какие стулья вы видите в магазине (логопед помогает детям составить рассказы о других стульях, изображенных на картинках). 9. Работа на карточках - Мы вернулись из магазина и принесли Оле стульчик. Предложите Оленьке сесть за стол и позаниматься. Ребята, я приготовила для вас карточки, посмотрите на них. Сейчас нужно будет внимательно меня слушать и самостоятельно выполнять задания. Возьмите карандаш. Нарисуйте на столе вазу. В шкафу нарисуйте книгу. Под креслом мячик. Слева от стула нарисуйте кошку. Придумайте, что можно нарисовать на диване? | Наглядный словесный беседа | Дети помогают героям найти игрушки. Отвечают на вопросы педагога Называют виды мебели Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему. Рисуют дополнения к мебели | Употребляют в речи предлоги, прилагательные составляют предложения. Закрепили навыки словообразования. Умеют составлять описательный рассказ | |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности | - Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вы правильно отвечали, выполняли задания, вы запомнили много различных предметов мебели и знаете, для чего они предназначены. - Дайте Маше и Оле советы, что нужно делать, чтобы мебель в их комнате не портилась и всегда была чистая, целая. (ответы детей) - Я хочу вас отметить такими весёлыми смайликами, потому что мне было очень интересно и увлекательно. | словесный | Анализируют деятельность | Дети отвечают на вопросы по пройденному материалу дают советы. Освоили материал. Довольны своей деятельностью |