Методическое пособие "Говоруша"
методическая разработка по развитию речи
Методическое пособие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Методическое пособие
по развитию речи и подготовке к
обучению грамоте
детей 5-7 лет
«Говоруша»
Авторы - разработчики:
Баран Юлия Яновна
Гаин Инна Викторовна
Гричина Светлана Петровна
Османова Светлана Дадашевна
Шокина Юлия Яновна
Юшко Нэлла Евгеньевна
г. Пыть-Ях
2017г.
Пояснительная записка
Возраст детей – с 5 до 7 лет
Количество лет обучения – 1 / 2 года
Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
- развитию речи и подготовке к обучению грамоты
- введению в художественную литературу
- ознакомлению с окружающим миром
- театрализации
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Основная цель - обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:
- Развитие и совершенствование лексической стороны речи.
- Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
- Учить пользоваться обобщающими понятиями.
- Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).
- Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т.д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
- Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.
- Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
2. Формирования грамматического строя речи.
- Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т.д.).
- Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т.д).
- Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т.д.)
- Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).
- Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
- Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
- Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
- Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
- Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
- Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.
- Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
- Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
- Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.
- Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
- Развивать фонетический слух.
- Познакомить с ударением.
- Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.
- Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
- Упражнять в качественном произношении слов.
- Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.
4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)
Диалогическая речь.
- Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.
- Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
- Расширять и активизировать формы речевого этикета.
Монологическая речь
- Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.
- Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
- Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)
- Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).
- Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общепринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).
- Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения ), звукового анализа слов.
- Продолжать работу по подготовке руки к письму.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Театрализация.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет): развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Лексические темы.
Месяц | Неделя | Тема недели |
Сентябрь | 1 | Мониторинг. Тестирование |
2 | «Осень в гости к нам идёт» | |
3 | « Мой город – Пыть – Ях» | |
4 | «Овощи и фрукты» | |
Октябрь | 1 | «Я вырасту здоровым» |
2 | «Дом, квартира, мебель» | |
3 | «Профессии» | |
4 | «Золотая осень в произведениях писателей и художников» | |
Ноябрь | 1 | «День народного единства» |
2 | «Человек» | |
3 | «Моя семья» | |
4 | «Мама – милая моя» | |
Декабрь | 1 | «Посуда» |
2 | «Продукты питания» | |
3 | «Электроприборы» | |
4 | «Праздник Новый год» | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | «Домашние животные» | |
3 | «Дикие животные леса и жарких стран» | |
4 | «Зима» | |
Февраль | 1 | «Одежда, обувь, головные уборы» |
2 | «Виды транспорта» | |
3 | «День Защитника Отечества» | |
4 | «Масленица» | |
Март | 1 | «Международный Женский день» |
2 | «Народная культура и традиции» | |
3 | «Птицы наших лесов» | |
4 | «Здоровье надо беречь» | |
Апрель | 1 | «Весна» |
2 | «День космонавтики» | |
3 | «Деревья и кустарники» | |
4 | «День Победы» | |
Май | 1 | «Прошлое предметов» |
2 | «Водное царство» | |
3 | Повторение - закрепление. | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов |
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (5-6 лет)
Назва-ниенеде- ли | (№)Занятия, тема | |
Сентябрь | ||
1-2 | Мониторинг. Тестирование. | |
3 |
| (2) Общее речевое развитие. |
4 | (3) Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). | (4) Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). |
Октябрь | ||
1 | (5) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец) | (6) Тема - Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
2 | (7) Тема и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. | (8) Тема - Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
3 | (9) Тема - Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов. | (10) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. |
4 | (11) Тема - Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | (12) Тема - Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. |
Ноябрь | ||
1 | (13) Тема - Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). | (14) Тема - Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер. |
2 | (15) Тема - Звук и буква М, Н: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. | (16) Тема - Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов(МАМА, МЫЛО), печатание буквы. |
3 | (17) Тема - Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. | (18) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА), ударный слог и ударный гласный в слове. |
4 | (19) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. | (20) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений. |
Декабрь | ||
1 | (21) Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. | (22) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА). |
2 | (23) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК или ЮЛЯ, ЮЛА) | (24) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). |
3 | (25) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). | (26) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. |
4 | (27) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. | (28) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов |
Январь | ||
2 | (29)Тема - БукваЁ: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). | (30) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). |
3 | (31) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ.МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). | (32) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,), |
4 | (33) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). | (34) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т |
Февраль | ||
1 2 | (35) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). | (36) Тема - Звуки В и Вь, и буква В: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы В. Чтение слов с буквой В и фонетический разбор слова (ВОЛК), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА - ВОЛК |
(37) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф:граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ. | (38) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). | |
3 | (39)Тема - Звуки Б и Бь и буква Б:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Б. Чтение слов буквой Б и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ). Чтение рассказа и поиск слов со звуком Б. | (40) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) |
4 | (41)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. | (42) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуками П, С, З. |
Март | ||
1 | (43) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слова МУХА (сам-но). | (44) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение слов и предложений, поиск слов со звуком Х. |
2 | (45) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛУША, ЛУЖА), письмо букв Ж и Ш. | (46) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение предложений, письмо букв Ч и Щ. |
3 | (47) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (КУРИЦА), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение предложений, письмо буквы Ц | (48) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ). |
4 | (49)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. | (50) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений |
Апрель | ||
1 | (51) Тема –Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь | (52) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й |
2 | (53) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. | (54) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. |
3 | (55) Развитие речи. Мониторинг Учить подбирать слова-определения к существительному; учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки; учить детей составлять рассказ по опорным картинкам; развивать речь ; развивать слуховое внимание, мелкую моторику; упражнять в изменении слов при помощи суффиксов; уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных | (56) Повторение. Мониторинг. Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы; закрепить употребление предлогов в предложениях; развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься. |
4 | (57) Повторение. Мониторинг. Дать детям представление о том, что была Великая Отечественная война, и мы врага победили. Учить выражать и описывать свои чувства. Учить понимать содержание стихотворения. Развивать интерес к прошлому страны, её истории. Развивать у детей эмоционально-отрицательное отношение к войне. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире. Активизировать умение совершать добрые дела. | (58) Повторение. Мониторинг. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям. Учить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. |
Май | ||
1 | (59) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений. Развить умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность в процессе выделения гласных звуков в словах; воспитание доброго отношения к окружающим; закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). | (60) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих. Учить детей составлять описательный рассказ по картине, придумывая события, предшествующие и последующие изображенным. Использование элементов ТРИЗ в пересказе (составление графического плана). Закреплять умение отгадывать и составлять (придумывать) загадки. Формировать навык составления предложений. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, придумывать слова с заданным звуком. Развивать связную речь детей. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. |
2-3 | Повторение – закрепление. | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов |
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮИ РЕЧИ.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет): развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (6-7 лет)
Ме-сяц | Неделя | Тема Задачи | |
Сентябрь | 1 | Мониторинг Тестирование | |
2 «Осень в гости к нам идет» | 1.Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить детей подбирать однокоренные слова, согласовывать прилагательные с существительными. Развивать навыки звукового и слогового анализа. Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1.Этюд «Разговор осеннего леса» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
2.Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Упражнять в различении твердых и мягких согласных, в словообразовании; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Чтение стих.-я М. Волошина «Осенью», «Осенняя сказка». | 2.Этюд к «Осенней сказке» «Какая она осень?». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | ||
3 « Мой город – Пыть–Ях» | 3.Развитие связной речи. Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Югрой, г. Пыть-Ях. Развивать и воспитывать интерес и любовь к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; Развитие связной речи, памяти. | 3.Задание от птицы Говорун (загадки народов ханты). Задачи. Приобщать детей к народным традициям и культуре коренных народов нашего края. | |
4.Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа, подбирать однокоренные слова. | 4. Проговаривание пословиц и поговорок о Родине. Задачи. Пополнить литературный багаж детей поговорками и пословицами о Родине. | ||
4 «Овощи и фрукты» | 5.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки, упражнять в умении изменять глагол хочу (по числам, родам, временам); развитие памяти. Закрепление знаний русских пословиц и поговорок про фрукты и овощи, их значение. Развитие мелкой моторики. Чтение рассказа Г. Юдина «Как варить компот» | 5.Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком - б. Расскажи стихи руками – «Баран» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений, умение действовать по тексту | |
6.Развитие связной речи Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательным и глаголам; учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | 6.«Шкатулка сказок» - драматизация сказки «Репка». Задачи: Формировать умение детей выразительно говорить и передавать образ мимикой и жестами. Активизировать речевую деятельность детей. | ||
Октябрь | 1 «Я вырасту здоровым» | 7.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки кь, гь; упражнять в умении образовывать сложные слова: развивать руку (подготовка к обучению письму). Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит» | 7.Игра – путешествие с Доктором Айболитом. Задачи. Работа над речью и интонацией. Совершенствовать артистические навыки. |
8.Развитие связной речи. Вспомнить и закрепить правила составления монолога описательного типа: выбор логики перечисления признаков объекта).Монолог (описание). Формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим поступкам, поступкам своих товарищей. Чтение отрывков из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», чтение стихотворения В. Солодухина «Здравствуйте!» | 8. Расскажи стихотворение руками «Мышка плохо лапки мыла». Задачи. Побуждать детей к импровизации. Совершенствовать выразительность движений. | ||
2 «Дом, квартира, мебель» | 9.Тема – «В доме моём». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Запись слов-отгадок, чтение пословиц о доме, о семье, рисование колобка в тетради в линейку. | 9. Показ сказки «Три медведя» на фланелеграфе детьми. Задачи. Развивать артистические способностей, речь, память. Расширять и обогащать словарный запас, эмоциональную окрашиваемость речи. | |
10.Речевой тренинг «Гласные звуки» Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. Развивать непроизвольную зрительную память. Слушание сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | 10. Игра –драматизация «Три медведя» Задачи. Развивать голос и выразительность. Совершенствовать фразовую речь. | ||
3 «Профессии» | 11.Тема – «Профессии». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный. Учить детей делить слова на слоги. Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер». | 11.Театральная игра «Король» Задачи. Развивать диалогическую речь, воображение, фантазию, память, внимание детей. | |
12. Занятие дифференцированного подхода Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать аналитическую деятельность в сфере словообразования. В. Маяковский «Кем быть?» | 12. Игровые задания. Задачи. Формировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации (громко, умеренно, тихо). | ||
4 «Золотая осень в произведениях писателей и художников» | 13. Развитие связной речи. Описание объектов. Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных, знакомых детям). Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы. Развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа. Разучивание песенки «Лисица рожью шла» | 13.Пантомима «Лисица рожью шла». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
14.Развитие связной речи Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы. Развивать творческое воображение, память. Развитие связной речи, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Пересказ «Осенние дожди» Г. Скребицкий. | 14.Этюд «Осенние листья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
Ноябрь | 1 «День народного единства» | Речевой тренинг «Гласные – согласные» Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные звуки. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать творческое воображение, память. Заучивание стих-я С. Есенина «Берёза» | 15. Расскажи стихи руками – «Береза» С.Есенин. Задачи. Развивать память, фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
Развитие связной речи Монолог (повествование). Вспомнить и закрепить правила составления монолога повествовательного типа (главная мысль, композиция: начало, середина, конец). Упражнять в умении составления описательного высказывания с использованием иллюстраций. Слушание былины «Илья Муромец». | 16. Этюд «Эмоции» - «Илья Муромец», «Соловей Разбойник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Человек» | Развитие связной речи. Монолог. Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; работать над лексическим значением слов (хороший – плохой). Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» | 17. Пантомима «Волшебник» С.Черный Задачи. Развивать монологическую речь, двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
Речевой тренинг «Певучие гласные». Выделение в слове первого гласного звука, находящегося под ударением).Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и], [ы], [э]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени (так правильно образовано слово, так неправильно образовано слово). Развивать непроизвольную зрительную память. Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» | 18.Драматизация отрывка К.Чуковского «Мойдодыр». Задачи. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Формировать умение показывать образы предметов, через пластические возможности своего тела. | ||
3 «Моя семья» | Речевой тренинг Упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [с], [ш]. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Упражнять детей в нахождении однокоренных слов. Развивать вербальную память через запоминания слов, связанных по смыслу. Чтение произведений А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» | 19.Упражнение на дыхание Задачи. Добиваться от детей длительного ротового выдоха. Артикуляцию согласных: свистящие и шипящие звуки –с, ш. Задачи. Упражнять в произношении звуков с, ш. | |
Развитие связной речи Упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки. Невербальные средства выразительности. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка». | 20. Этюды на тему «Дружная семья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
4 «Мама – милая моя» | Ознакомление с художественной литературой. Развивать интонационную выразительность речи, учить пользоваться правильным темпом, силой и высотой голоса, речевым дыханием; развивать правильную дикцию. Формировать умение выразительно читать стихотворение, называть автора и название. Заучивание стих-я Е.Благининой«Посидим в тишине» | 21.Игра «Что мама делала не скажем, но зато покажем». Задачи. Развивать воображение, фантазию, память, внимание детей. | |
Занятие дифференцированного подхода Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (З), учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе быстро, умеренно, медленно. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | 22. Этюд «Разъяренная медведица». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние – ярость, с помощью мимики и жестов. | ||
Декабрь | 1 «Посуда» | Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). упражнять детей в составлении комбинированных высказываний (контаминации). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания. Продолжать учить детей давать описание внешнего вида посуды, рассказать о том, как с нею можно обращаться. Чтение по ролям К. Чуковский «Федорино горе», | 23.Игра «Поварята». Задачи. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. |
Речевой тренинг. Предложение. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Хорошо - плохо». Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о посуде. Совершенствование фразовой речи, диалогической речи, умения отвечать на вопросы сложноподчинённой фразой, используя союз «потому что». Совершенствование умения задавать вопросы. | 24.Этюды на тему «Хорошо – плохо»: «Утешение». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Продукты питания» | Звуковой диктант. Повторить изученные звуки, закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Слушание сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил» | 25.Пантомимика по сказке Г.Юдина «Как Мыша шалил». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
Развитие связной речи. Совершенствование связной речи детей. Учить детей составлять рассказы о продуктах питания с опорой на наглядность и по предложенному плану-схеме. Упражнять в предсказывании рассказа «Это я виноват» Т. Ткаченко - полно, последовательно и по ролям. Воспитывать чувство взаимовыручки. | 26. Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
3 «Электроприборы» | Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие. Закреплять правильное произношение звука т; учить различать твердые и мягкие согласные, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения и их условно-графические схемы. Чтение произведения Е. Воробъёва «Обрывок провода» | 27.Этюд «Холодильник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Соотнесение звука и буквы. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов, составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | 28.Артикуляционная гимнастика «Электроприборы», проговаривание поговорок и скороговорок об электричестве Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. | ||
4 «Праздник Новый год» | Занятие дифференцированного подхода Закреплять правильное произношение звуков п, б, умение выполнять звуковой анализ слов. Учить определять ударный звук в словах. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | 29. Творческая игра «Сочини рассказ «Как мы играем зимой на участке»» Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей | |
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Чтение стихотворения А. Фета «Что за вечер?», песенки «Мы пошли по ельнику», | 30.Пантомимака: «Летят снежинки», «Елочка нарядная», «Дед Мороз», «Снегурочка». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. | ||
Январь | 1 Каникулы | 31. Домашнее задание на зимние каникулы. Привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: - Когда мы говорим, мы произносим разные слова. - Слова звучат, потому что состоят из звуков. - Звуки в слове идут по порядку. - Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. - Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». - Его будет не узнать. | 32. Домашнее задание на зимние каникулы. Разгадывание кроссворда. Расширить кругозор ребенка и пополнить его словарный запас; Тренировать память и расширять кругозор; Тренировать мелкую моторику и навыки письма; Воспитывать любовь к чтению и письму. |
2 «Домашние животные» | Развитие связной речи Формировать умения описывать живой объект; закреплять правила составления описательного высказывания. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Чтение лит.сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». | 33Импровизация стихотворения «Лошадка» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Этюд «Кот Васька» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; развивать внеречевые средства выразительности. Обобщать знания о домашних животных; воспитывать бережное отношение детей к животным. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» | 34.Упражнение на артикуляцию «Шутка». Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. Формировать умение детей пользоваться интонациями, произнося фразы, грустно, радостно, удивленно, сердито. | ||
3 «Дикие животные» | Звуковой диктант. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. «Весёлые стихи о диких животных» | 35. Диалог Колобка с животными из русской народной сказки «Колобок» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни. | |
Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. Согласование числительных с существительным. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. Чтение сказки «Теремок» по ролям. | 36. Пантомима – сказка «Зайчик и ёжик». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. | ||
4 «Зима» | Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ц, умение выделять ударный гласный, составлять предложения. Развивать связную речь, память, внимание. Заучивание Ф. Тютчева «Зима недаром злится» | 37.Этюд «Снежинки» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме. Развивать навыки устной связной монологической речи. Развивать мышление и речь детей. Закончить мероприятия по составлению сказок на тему: «Новогодняя сказка». | 38. Творческая игра «Сочини новогоднюю сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Февраль | 1 «Одежда, обувь, головные уборы» | Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ч, умение выполнять звуковой анализ слов. Слушание стих-я Л. Фадеевой «Зеркало в витрине» | 39.Игра - драматизация «Жил сапожник» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова благодарность. Обогащать нравственную сферу ребёнка-дошкольника. Слушание стих.-я Г.Юдина «Удивительное платье» | 40. Игра –драматизация «Рукавичка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | ||
2 «Виды транспорта» | Звуки д и дь. Буква Д. Закреплять правильное произношение звука д. Слушание шуточного стихотворения «Это место для детей» поэта Д. Чуяко. | 41. Инсценировка стихотворения А. Барто «Самолет» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
Дифференциация звуков т—д. Учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги. Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки. Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | 42.Игра – этюд «Одно и то же по-разному» Задачи. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | ||
3 «День Защитника Отечества» | Звуковой анализ слов. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить регулировать силу голоса. Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин. | 43.Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Игра «Закончи стихотворение - Буду солдатом» | 44. Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком – ш, щ. | ||
4 «Масленица» | Дифференциация звуков ш—щ Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Развивать память, речь. Песенка «Масленица, масленица» | 45. Игра-превращение. Задачи. Упражнять будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | |
Звуковой анализ слов Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. | 46.Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Март | 1 «Международ-ный Женский день» | Развитие связной речи Научить детей составлению повествовательных, объяснительных, описательных и сравнительных рассказов с использованием сюжетных картин, картинок – символов, плана – схемы. Развивать навыки активной межличностной коммуникации в процессе коллективной учебно-игровой деятельности. Развивать познавательные процессы: внимание, память и словесно – логическое мышление. Заучивание стих-я П. Соловьёва «Подснежник» | 47. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Задачи. Формировать умение интонационно выразительно проговаривать фразы. |
Звук щ. Буква Щ Закреплять правильное произношение звука щ, умение выделять ударный гласный, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Разучивание стихотворения К.Авдеенко «Мамина улыбка» | 48. Игра «Телефон» Задачи. Развивать фантазию, диалогическую речь. | ||
2 «Береги себя!» | Звуки х, хь. Буква X Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; активизировать и расширять словарь по теме. Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, делить слова на слоги. Составление рассказа «Собака--санитар» по серии сюжетных картин. | 49. Игра импровизация «Мыша водолаз». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
Речевой тренинг. Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним. Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа. Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов. Рассказ Г. Юдина «Голова» | 50. Пантомима «Утренний туалет» Задачи. Развивать воображение, выразительность жестов, умение действовать согласно текста. | ||
3 «Народная культура и традиции» | Развитие связной речи. Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку). Воспитывать уважение к народной культуре и традициям. | 51. Игра –драматизация «Снегурочка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям с помощью настольного театра. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | |
Речевой тренинг. Упражнять детей в дифференцировании звуков г, г,; упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; Упражнять в образовании слов с ум.-ласк. суф.; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Готовить к обучению письму. Скороговорки | 52.Игра «Испорченный телефон», диалогические скороговорки Задачи. Формировать правильное произношение, артикуляцию; упражнять детей в быстром и четком проговаривании труднопроизносимых слов и фраз. | ||
4 «Птицы наших лесов» | Тема – «Птицы». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел» | 53. Игра «Зеркало - птицы» Задачи. Развивать монологическую речь. | |
Тема – «Лес». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный. Чтение рассказа, загадок о лесе. | 54.«Загадки без слов про птиц» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов. | ||
Апрель | 1 «Весна» | Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж» Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные многосложные) слова. | 55. Игра на воображение «Снеговик» Задачи. Совершенствовать воображение, восприятие у детей, формировать умение искать выразительные средства для создания яркого образа. |
Тема – «Весна». Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости» | 56.Игра «Художник» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. | ||
2 «День космонавтики» | Развитие связной речи. Упражнять детей в умении перестраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста. Чтение рассказа А. Митяева «Первый полёт» | 57.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. | |
Речевой тренинг. Упражнять в умении дифференцировать звуки [д], [дь,] и умении определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом за (по схемам) самостоятельно. Учить находить однокоренные слова. Развивать пространственную ориентацию Кроссворд «Природные явления». | 58.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах | ||
3 «Деревья и кустарники» | Занятие дифференцированного подхода Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; учить дифференцированию звуков (Ш) и (Ж); использованию вопросительной и повествовательной интонацией. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Мониторинг. | 59.Игра «Старичок – «Лесовичок» Задачи. Формировать умение пользоваться разными интонациями. | |
Тема – «Насекомые леса». Мониторинг. Активизация словаря учащихся глаголами, словаря учащихся прилагательными; образование и употребление родительного падежа мн. числа, употребление местоимений МОЙ , МОЯ; формирование умений выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого. Развитие навыка связной речи, закрепление навыка | 60.Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина. Задачи. Побуждать к активному участию в инсценировке. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | ||
4 «Водное царство» | Речевой тренинг. Мониторинг. Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания. Разучивание песенки «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт», стих-я Н. Забалотского «На реке» | 61. «Загадки без слов про обитателей водного царства» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Мониторинг. Монолог. Упражнять детей в составлении повествовательного высказывания с элементами описания; работать над лексическим значением слова непослушание; развитие и формирование норм и правил поведения. Пересказ отрывка рассказа Г.Юдина «Мыша-водолаз», | 62. Творческая игра «Сочини сказку про то, как Мыша путешествовал по подводному царству» Задачи. Развивать речь, воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Май | 1 «День Победы» | Речевой тренинг. Упражнять детей в умении дифференцировать звуки к, г, х; упражнять в умении подбирать слова- синонимы, Упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах). Упражнять детей в умении производить анализ и синтез предложения по словам. Развивать внимание. Развитие мелкой моторики. Слушание рассказа Ю.Коваля «Выстрел» | 63.Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг) Задачи. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь. Игра: Гимнастика для язычка Задачи. Формировать умение выразительности речи. |
Тема: Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра». Обогатить знания детей о Дне Победы, выяснить, что они знают о памятном месте города . воспитывать стремление быть похожими на тех солдат, которые защищали нашу Родину в страшные годы Войны, воспитывать храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Учить полно и выразительно передавать литературный текст; упражнять в умении отчетливо произносить слова. | 64. Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Прошлое предметов» | Речевой тренинг. Повторить изученные звуки и буквы. Различение твердых и мягких звуков: л — лЬ, П — ПЬ, С — СЬ Заучивание прибаутки «Сбил-сколотил – вот и колесо» | 65. Творческая игра «Сказочные поздравления» Задачи. Развивать связную речь и воображение детей, активизировать ассоциативное мышление. | |
Повторение изученных звуков и букв Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, развивать фонематическое восприятие. Сказка «Самый красивый наряд на свете». | 66.Задание «Отгадай сказку и найди на картинке предмет из прошлого» Задачи. Закрепить знания сказок. Развивать грамматический строй речи. Активизировать словарь по теме «Прошлое предмет | ||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала (67-68) | Открытый просмотр для родителей и педагогов | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов (69-70) |
Ожидаемые результаты:
Овладение чтением и понимание смысла прочитанного;
Овладение умением пропевать попевки и алфавит;
Знакомство с гласными и согласными буквами, а также умение различать твердые и мягкие согласные.
Овладение навыками чтения и умения пересказывать небольшие по объему тексты.
Развитие умения называть знаки препинания: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, а также умение ставить ударение в словах.
Формирование навыков написания печатных букв и отдельных слов.
Развивающая среда в группе
- Магнитная азбука;
- Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
- Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
- Кассы букв и слогов.
Работа с родителями
- Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
- «Наши результаты»: сентябрь, май.
- Открытые занятия – ноябрь, март.
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Методика диагностики развития речи дошкольников 5-7 лет
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание 1. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание 2. (Окончание слов).
Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание 3. (Образование предложений с данными словами).
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Задание 4. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Задание 5. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Задание 6. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то како
й он? железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Задание 7. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание 8. (Исследование особенностей звукового анализа слова).
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, 2015г.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
- Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...