Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников»
консультация по развитию речи

Ирина Геннадьевна Буданова

В консультации раскрываются уровни развития воображения и предлагаются игровые упражнения с детьми по его развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДС №51

Консультация для воспитателей

 «Развитие творческого воображения

у дошкольников»

Составил: воспитатель

первой квалификационной категории

И.Г. Буданова

        Воображением или фантазией называют всё то, что нереально, не соответствует действительности потому не имеет практического значения. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

        Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти – это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения неизменны и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Воображение имеет несколько степеней активности.

        Низкий уровень воображения проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие – либо картины или образы независимо от своего желания. Воображение оказывается более активным в грёзах. Грёзы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.

        Средний уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создаётся образ.

        Высокий уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение – это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.

        Дети, конечно же, не знают названия приёмов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажи для своих рисунков, стихов, сказок. Учатся они этим приёмам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях. Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей ещё мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако. Если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребёнка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более лёгкое нарушение реальности, чем у взрослого.

        Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребёнок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Причём важно, что ребёнок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

        В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из-под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно  необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придаётся новый смысл, и представляются действия с ним уже в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребёнка.

        Складываясь в игре. Воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и  в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой  штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запоминающиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают. Что это не они придумали, а просто запомнили. Они искренне верят. Что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. О воображении идёт речь тогда, когда ребёнок вводит новые образы, их необычные сочетания.

        К пяти – шести годам развивается произвольное воображение, когда ребёнок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребёнок придумывает какую – ни будь игровую ситуацию, насыщая её несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его всё более новыми и необычными деталями.

        Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Сначала дети придумывают то , что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребёнка. Эти воображаемые спутники детской жизни – невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнёрами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий. У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создаётся особый мир, в котором ребёнок без труда может удовлетворять любые желания.

        Ещё одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. Если взрослый поведёт ребёнка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребёнок легко последует за ним. Если взрослый берёт на себя роль какого – то сказочного персонажа, ребёнок переживает чувство восторга и ужаса, он рад и боится. Ребёнок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестанет действовать от его лица.        

Упражнения для развития творческого воображения:

  1. Попросить ребёнка назвать несколько слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка – пароход.
  2. Взрослый называет любую известную сказку. Ребёнок должен рассказать её так, чтобы было всё «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, мышка с – гору и т.п.).
  3. Попросить ребенка нарисовать, как он представляет себе животное с другой планеты, самый необычный домик, волшебника и т. д.
  4. Взрослый называет по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребёнку предложить придумать и рассказать короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.
  5. Поиграть в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки сочиняет взрослый, а потом ребёнок продолжает.
  6. Предложить соединить в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» - «…поэтому сегодня наша кошка стала голодной»; «По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зелёная борода»; «Мама купила в магазине рыбу…» - «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
  7. Предложить ребёнку чтобы он вообразил, что он превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; фею; инопланетянина; кипящую кастрюлю и многое. Пусть он всё это изобразит в движении.
  8. Попросить представить, что на люстре в комнате сидит гномику и рассказать, что он видит оттуда.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребёнка. С одной стороны, это полёт фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликация"

Развитие творческих  способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликации  Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Все дети любят рисовать. Испытывая, интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. ...

Консультация для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника в сюжетно-ролевых играх"

Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из раз...