НОД по обучению рассказыванию по картине «Дети на Севере»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
- Продолжать учить использовать разные типы предложений.
- Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов.
- Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
- Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_nod_deti_na_severe.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению рассказыванию
по картине
«Дети на Севере»
старшая группа
Воспитатель: Гаврилюк
Наталья Геннадьевна
Программное содержание:
- Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
- Продолжать учить использовать разные типы предложений.
- Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов.
- Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
- Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.
Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.
Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.
Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к словам снег, холод, игра « Ка-кой звук», деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».
Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?
- Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)
- Почему вы думаете, что это Север? (Ответы детей)
- Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи).
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? ( День).
- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.
- А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.
- Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый).
- Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).
- Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде? (Это чум).
- Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.
- Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?
- Правильно необычная, а почему вы так думаете? (ответы детей).
- Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а вы послушайте.
- В далеком Северном краю Он снег копытом разбивает,
Нашел он Родину свою, Мох из-под снега добывает,
С тех пор на свете для него Он человеку верно служит
Нет краше тундры ничего. И ни о чем олень не тужит.
Мех серый, длинный и густой,
Ветвистые рога
Ему не страшен ветер злой
И снежная пурга.
Вот такое красивое стихотворение об олене.
-Кого еще вы видите на картине? У воды? На воде? ( Рассказы детей о
животных).
Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:
- Животное или птица.
- Рассказать о внешнем виде.
- Что умеет делать.
- Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)
- Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.
А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто из вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?
Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. ( Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).
Рассказ называется «Необычный сон»
Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.
После двух-трех рассказов воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.
-Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли.
Физкультминутка.
Давайте поиграем в снежки, чтобы согреться. Дети наклоняются, «берут снег» и играют с ним.
- Дети на Севере всегда холодно и много чего? ( Снега)
Давайте к слову снег придумаем родственные слова ( снежок, снегурка, и т.д.), а теперь к слову холод.
Дети садятся.
- Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки, на них изображено что-то со звуком «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать. Молодцы!
Послушайте, я произнесу слово – шубка
- Сколько частей в этом слове?
- Какая часть первая?
- Какая вторая?
- Сколько частей в слове Саша?
- А как еще можно догадаться?
- Итог: Вы все хорошо позанимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_
Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».
Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...
«Обучение связной речи детей 6-7 лет» Картинно-графические планы рассказов
В данном пособии дается материал для логопедических занятий, который может быть использован как дополнительный материал к занятию или для проведения отдельного занятию, как закрепление материала...
Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ "Нескучные картинки"
В программе описываются цели, задачи, содержится план мероприятий на год,...
Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Рассказывание по картине «Дети Севера» для детей 6-7 лет.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....