Картотека речевых игр и упражнений
картотека по развитию речи (средняя группа)
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию: развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_igr_v_sr_gr_dvoryanova.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Речевые игры и упражнения
для детей средней группы
Воспитатель: Дворянова Татьяна Васильевна
- Сыктывкар, 2019 -
Актуальность
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно, употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?» Пятый год жизни - в речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные -голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда , мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию: развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Цель:развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 4-5 лет, а именно грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Содержание:
Карточка 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
Карточка 2. Игра с мячом«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »
Карточка 3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Карточка 4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Карточка 5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Карточка 6.Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?»
или «Кто где живет? » Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Карточка 7. Игра с мячом «Скажи ласково»
Карточка 8.Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Карточка 9.Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Карточка 10.Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Карточка 11.Игра с мячом «Какие действия совершают животные?»
или «Что делают животные?» Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?
Карточка 12. Игра «Горячий — холодный»
Карточка 13. Игра «Из чего сделано?»
Карточка 14. Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Карточка 15.Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Карточка 16. Игра «Чья голова?»
Карточка 17. Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?
Карточка 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: Мяч.
Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
Карточка 2. Игра с мячом
«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »
Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Материал: Мяч.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Карточка 3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Материал: Мяч.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1.у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы
Группа 2.у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок
Группа 3.тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок
Карточка4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры.
Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.
Вариант 2.Воспитатель, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.
Карточка 5.Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Карточка 6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?»
или «Кто где живет? » Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Материал: Мяч.
Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.
Вариант 1. Воспитатель: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь
Вариант 2.Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
Карточка 7. Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
Карточка8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Человек легко находит, что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги
Карточка9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитательбросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например:«Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно воспитателю.
Карточка 10.Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Материал: Мяч.
Ход игры.Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Воспитатель: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают Змеи, гусеницы, черви. Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
Карточка 11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?»
или «Что делают животные?»
Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Воспитатель: Собака – Дети:Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
Карточка 12. Игра «Горячий — холодный»
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материал: мяч.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Воспитатель: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
Карточка 13. Игра «Из чего сделано? »
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Материал: Мяч.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры.Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные». Воспитатель: Рукавички из меха. Дети: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла.Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Карточка 14. Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Что унас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Воспитатель: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
Карточка 15. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
Карточка 16. Игра «Чья голова? »
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «Воронья». Примеры: у рыси голова – рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Карточка 17. Игра «Семья»
Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Материал: Мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей старших и подготовительных к школе групп.
В данной картотеке очень подробно систематизирован речевой материал по темам комплексно-тематического планирования (по ФГОС). Материал представлен в виде речевых игр, упражнений и примерного оборудова...
Картотека речевые игры и упражнения младшая группа
в картотеке собраны речевые игры и упражнения в младшей группе...
Картотека речевых игр и упражнений
Подборка игр и упражнений по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Картотека речевых игр и упражнений (подготовительная группа)
Картотека речевых игр и упражнений(подготовительная группа) ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л...
Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы
Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы
Данная картотека состоит из игр и игровых упражнений на различную тематику комплексно-тематического планирования....
Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...