3( пункт).-Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационный ресурс : Наблюдение. | 14.91 КБ |
Диагностика. | 35.01 КБ |
Тест на определение способности детей в детском саду. | 183.5 КБ |
Информационный ресурс для Педагога ДОУ. | 11.47 КБ |
Тест, для педагагов ДОУ, по явлению способности детей по изо . | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей
Воспитанников
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений.
На сегодня цель дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Таким образом, образовательный процесс в детском саду необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
В нашем детском саду спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности.
Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с детьми в детском саду.
Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
4. организация работы с детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.
При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности.
Проводятся различные мероприятия: конкурсы рисунков, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы с родителями.
Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (В моей группе созданы различные развивающие зоны: уголок мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры разной направленности, уголок природы, патриотический уголок, спортивный уголок, ИЗО центр).
Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности.
Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, , дидактические игры, магнитофон.
Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие детско-родительские проекты: "Дружите с книгой", «Экология воды».
Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена магнитофоном, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми.
Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Для определения способностей используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние учащихся, и их творческий потенциал.
Работа с родителями мною реализуется в трёх направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации «Значение оригами для умственных и творческих способностей детей», «Как создать уголок творчества дома».
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми.
На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка.
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий для выявления возможностей коммуникации участников образовательного процесса ДОО
Цель: изучить возможности коммуникации участников процесса ДОО (выбор оптимальных средств коммуникации, создание проектов эффективной коммуникации в ДОО).
Задачи:
- Изучить эффективность процесса коммуникации воспитателей с другими участниками образовательных отношений.
- Проанализировать эффективность процесса коммуникации с другими участниками образовательных отношений.
- Исследовать особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Первая серия направлена на решение 1 задачи. Для этого использовался метод анкетирования.
Анкета для педагогов
(разработана творческой группой ДОО при участии
двух кандидатов педагогических наук)
- Как Вы оцениваете сегодня процесс коммуникации между участниками (дети, родители, педагоги) образовательного процесса?
- Положительно
- больше положительно с детьми
- интересно
- больше положительно с родителями
- сложно
- думаю, что что-то надо менять
- свой вариант ответа
- Что на Ваш взгляд является самым сложным сегодня в общении с родителями воспитанников?
- Что на Ваш взгляд вызывает тревогу в общении с детьми?
- Какие из средств современной коммуникации между участниками (дети, родители, педагоги) образовательного процесса требуют обновления, разработки, новых подходов, на Ваш взгляд?
- живое общение
- «обратная связь» от родителей
- информационные стенды в раздевалках и в холлах детского сада
- размещение актуальной информации на сайте детского сада, наличие аккаунта у родителя на сайте
- обучающие вебинары для детей и родителей по определенным темам
- создание новых тем для обсуждения в родительских группах в социальных сетях
- «обратная связь» от детей
- информационная рассылка на электронную почту каждой семьи
- смс-оповещения о важных событиях в детском саду
- обучающие фильмы и клипы
- электронная газета для родителей
- смс-оповещения для детей с напоминаниями о чем-либо важном
- индивидуальные телефонные звонки воспитателя родителям
- свой вариант
- Можно ли, на Ваш взгляд, рассматривать в качестве эффективного средства коммуникации между участниками (дети, родители, педагоги) образовательного процесса средства самого образовательного процесса?
- мастер-классы и мастерские для детей и родителей
- совместные досуги и праздники
- совместные занятия для детей и родителей с их последующим обсуждением
- совместные прогулки и экскурсии
- детско-родительские проекты
- детско-родительские коллекции и выставки
- проекты социального партнерства
- ИКТ
- семейные гостиные
- тематические телемосты с детьми и родителями других районов, городов, стран
- клубы по интересам
- Что, на Ваш взгляд, является самым главным в организации коммуникации детей и взрослых? (выделите 1-2 пункта как наиболее значимых)
- содержание коммуникации
- всем должно быть интересно
- общение с родителями
- формы коммуникации
- активная позиция воспитателя
- средства коммуникации
- активная позиция детей
- общение с детьми
- совместная оценка результата коммуникации
- Может ли коммуникация быть процессом сопровождения родителей и ребенка в образовательном процессе детского сада?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Свой вариант ответа
- Какие идеи Вы могли бы предложить для обновления средств коммуникации между участниками образовательного процесса?
Вторая серия была направлена на изучение следующей исследовательской задачи: проанализировать эффективность процесса коммуникации с другими участниками образовательных отношений.
Анкета для родителей
(разработана творческой группой ДОО при участии
двух кандидатов педагогических наук)
- Зачем, на Ваш взгляд, необходимо взаимодействовать семье и детскому саду?
- Какие способы получения информации от детского сада Вы считаете наиболее содержательными и удобными?
- информационные стенды в раздевалках и в холлах детского сада;
- устные объявления воспитателей;
- размещение актуальной информации на сайте детского сада;
- создание новых тем обсуждения в группах в социальных сетях;
- информационная рассылка на электронную почту каждой семьи;
- смс-оповещения о важных событиях в детском саду;
- индивидуальные телефонные звонки воспитателя родителям;
- свой вариант.
- С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю?
- режим дня и расписание образовательного процесса в группе;
- правила посещения детского после болезни / отпуска;
- выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
- аппетит, сон ребенка в детском саду;
- настроение и поведение ребенка в детском саду;
- успехи ребенка на занятиях;
- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье;
- свой вариант
- С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель?
- ребенок плохо вел себя в детском саду;
- ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
- ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет), что-либо делать;
- приглашение на совместные с детьми образовательные мероприятия (занятия, досуги, мастерские и пр.);
- приглашение на праздники и иные мероприятия в качестве зрителя;
- просьба оказать помощь детскому саду;
- посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье
- свой вариант
- Какие формы коммуникации детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
- посещение воспитателем ребенка на дому;
- родительские собрания;
- посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
- участие родителей в совместных с детьми занятиях и других образовательных мероприятиях;
- совместные праздники и досуги;
- индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
- вебинары;
- форум на сайте детского сада или группы в социальных сетях;
- совместная проектная деятельность;
- активные встречи «родительского клуба», мастер-классы для родителей;
- свой вариант…
- Какие социальные партнёры детского сада являются для Вас наиболее привлекательными для совместных образовательных проектов?
- центральная районная детская библиотека;
- общеобразовательные школы;
- другие детские сады;
- дворец культуры;
- музей истории Кронштадта;
- дом молодёжи;
- детская поликлиника;
- детско-юношеская спортивная школа;
- комплексный центр социального обслуживания;
- центр помощи семье и детям;
- религиозные организации;
- МЧС;
- ваши предложения
- Как Вы считаете, может ли организация, в которой Вы работаете, стать социальным партнером детского сада для совместной образовательной работы? Укажите ее пожалуйста в случае положительного ответа.
В третьей серии мы исследовали особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. В качестве основного метода был выбран метод наблюдения. Была адаптирована методика диагностики социально-коммуникативного развития детей от 2 до 3 лет (Т.И. Бабаевой, Н.В. Верещагиной, Н.В. Гришиной, Ю.А. Афонькиной, Н.А. Коротковой).
Карта наблюдения за социально-коммуникативным развитием во второй младшей группе.
Параметры наблюдения | + | - | Примечания |
Проявляет интерес к детям группы, играет рядом | |||
Умеет делиться, проявляет элементарную заботу о других | |||
Выделяет себя как персону, узнает свое имя, знает его ласковые вариации, радуется, когда их слышит | |||
Знает о своей половой принадлежности, обозначает себя (я – мальчик/девочка) | |||
Переживает разнообразные настроения и эмоции, стремиться объяснить свои переживания взрослому, эмоционально отзывчив | |||
Имеет представления о своих возможностях и способностях, дифференцирует их (могу\не могу, умею\не умею) | |||
Обладает простейшими социальными навыками (культурно-гигиенические процессы, элементарное самообслуживание, опрятный внешний вид, культура освоения навыков вместе со взрослым) | |||
Стремится к самостоятельности | |||
Сотрудничает со взрослым (воспитателем), активно включается в общую деятельность с ним и детьми группы | |||
Проявляет элементарную вежливость: знает слова приветствия, прощания, благодарит | |||
Доверяет взрослому, стремится к общению с ним, обращается за помощью | |||
Продвигается в освоении социальных навыков и умений, благодаря организованной образовательной деятельности и педагогу | |||
Продвигается в освоении социальных навыков и умений, благодаря просоциальному взаимодействию с детьми группы | |||
Продвигается в освоении социальных навыков и умений, благодаря заинтересованному взаимодействию родителей с педагогами ДОО |
Таким образом, в результате апробирования диагностического пакета планируется изучить существующие условия для реализации средств коммуникации участников образовательного процесса в ГБДОО №4 Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга.
Используемая литература
- Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
- Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999.
- Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 16 с.
- Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 16 с.
- Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет)
- дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 16 с.
- Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет)
- дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 16 с.
- Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 16 с.
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования. (Письмо Министерства образования и науки РФ. 28.02.2014 г. № 08-249).
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - М. «Линка-Пресс»,2014. - 64 с.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
- Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа /Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 57 с.
- Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа /Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 59 с.
- Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа /Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 59 с.
- Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная группа /Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 61 с.
- ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 № 1155).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Предварительный просмотр:
Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты
1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:
• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;
• образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;
• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.
Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.
1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?
2. Какое настроение было у тебя в этот день?
3. Каких животных ты увидел в зоопарке?
4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?
5. Опиши его.
• Какое оно по размеру, цвету?
• Каково его строение?
• Каким было его поведение?
6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?
7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.
2. Анализ рассказа
1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.
Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).
В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).
В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).
2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.
В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).
В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.
В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).
3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.
В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.
Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.
Обработка результатов
Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.
3. Диагностика способностей к изобразительному творчеству
Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:
• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;
• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Интерпретация результатов
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 0—2 балла | 2—6 баллов | свыше 8 баллов |
Гибкость | 1—2 балла | 3—4 балла | свыше 5 баллов |
Беглость | 0—9 баллов | 10—13 баллов | свыше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
4. Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
• 2—3 балла — средний уровень;
• свыше 4 баллов — низкий уровень.
Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.
Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.
5. Диагностика специальных способностей детей
Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.
Инструкция
Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:
++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.
Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Таблица ответов
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
и | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждения
1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.
12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.
38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.
40. Бегает быстрее своих сверстников.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.
53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.
59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка и анализ результатов
Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.
I. Интеллектуальные, познавательные способности.
II. Творческие, креативные способности.
III. Академические, учебные способности.
IV. Способности к художественному творчеству.
V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.
VI. Литературные способности.
VII. Артистические способности.
VIII. Технические, конструкторские способности.
IX. Лидерские, коммуникативные способности.
X. Спортивные, физические способности.
Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:
0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);
5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);
9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);
13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).
С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.
Предварительный просмотр:
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Процесс выявления и развития склонностей у дошкольников и учащихся школ в целом одинаков.
Существует четыре метода для определения склонностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности учащихся : о чем больше всего спрашивает дети, что изучаю. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов, чем учащихся школ.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников и учащихся. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние учащихся, и их творческий потенциал.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
«Теория и методика развития детского ИЗО творчества»
Ф.И.О. педагога:__________________________________
Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.
1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?
а) в средней группе
б) в старшей группе
в) в подготовительной к школе группе
г) ни в какой
2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток - этот приём называется…
а) придавливание
б) примакивание
в) прикладывание
г) прижимание
3. Процесс занятия по рисованию…
а) не делится на части
б) состоит из 2 частей
в) состоит из 3 частей
г) состоит из 4 частей
4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…
а) возлагается на дежурных детей
б) возлагается только на помощника воспитателя
в) возлагается только на воспитателя
г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя
5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…
а) при рисовании по точкам
б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем
в) при рисовании по контуру
г) при закрашивании силуэта рисунка
6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…
а) с предметным рисованием
б) с сюжетным рисованием
в) с декоративным рисованием
г) с нетрадиционными техниками рисования
7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?
а) в 1 младшей группе
б) во 2 младшей группе
в) в средней группе
г) в старшей группе
8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…
а) с первой младшей группы
б) со второй младшей группы
в) в средней группе
г) в старшей группе
9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?
а) в старшей группе
б) в подготовительной к школе группе
в) в 1 младшей группе
г) во 2 младшей группе
10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…
а) подготовка руки к письму
б) формирование знаний о приёмах рисования
в) формирование умений и навыков в рисовании
г) развитие творческих способностей детей
11. В декоративном рисовании во всех группах используется только…
а) фломастер
б) акварель
в) гуашь
г) карандаш
12. Кто является автором программы "Цветные ладошки"?
а) Т. С. Комарова
б) Е. А. Янушко
в) И. А. Лыкова
г) Л. В. Куцакова
13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону - эти признаки передаются детьми…
а) подготовительной группы
б) старшей группы
в) средней группы
г) младшей группы
14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?
а) в младшем дошкольном возрасте
б) в старшем дошкольном возрасте
в) в среднем дошкольном возрасте
г) только в младшем школьном возрасте
15. Коллективные работы создаются с детьми…
а) начиная со средней группы
б) только в подготовительной к школе группе
в) начиная со старшего возраста
г) начиная с младшего возраста
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Результаты тестовых заданий:_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников. Организация работы со способными детьми и их родителями.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...
2- пункт :Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
Цель: Изучить новые способы , приемы ,активизации,образовательных областей, совместно педагога с родителями по учебно-методической литературе по мониторингу развития детей....