Речевое развитие детей дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр по формированию и активизации словаря.
Я работаю в ДОУ № 24 «Семицветик» уже много лет и стало заметно, что дети, поступающие в детский сад, имеют бедный словарный запас.
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.
Я работаю по программе М.А. Васильевой, в ней можно выделить 3 основные задачи по словарной работе:
- Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
- Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
- Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкали употреблять их в нужных случаях.
А также следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значения слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Поэтому я построила свою работу по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- формирование познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Работу проводила не только как часть занятия, но и с совместной деятельности, индивидуальной работе; в игровой форм. Использовала дидактические игры. Ценность дидактических игр в работе с детьми очень важна, поскольку ребёнок не может достичь игровой цели, не решив дидактической задачи.
Я предлагаю вам проиграть в те дидактические игры, в которые мы играем с детьми.
Игры с родственными словами:
Цель: пополнять и активизировать словарь детей, учить использовать в речи наиболее употребляемые прилагательные, существительные, глаголы. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов.
- «Семья слов». Вместе с детьми “выращивала” дерево родственных слов от данного “дедушки – корня”
Ветер – ветры – ветра - ветерок - ветрище - ветреный - ветровка - ветряной -обветрить – заветрить – обветренный…
Дождь – дожди – дождик – дождичек – дождевик – дождевичок – дождинка – дождиночка – дождливый – дождить – дождевой…
Сырость – сырой – отсыреть – сыроватый – сыроежка…
- « Что лишнее»
Цель: уметь выделять слова с разным назначением из предложенного списка, активизировать в речи употребление прилагательных, глаголов.
Осень, синий, осенний. Мокрый, крыша, мокрица, промокнуть.
Дождь, дрожь, дождинка, дождливый.
Игры с антонимами.
Цель: активизировать употребление в речи слова противоположные по значению, различать противопоставления.
Игра с мячом “Скажи наоборот” проводилась для закрепления материала и противопоставления лексики в рамках заданной темы (броски мяча можно заменить пантомимой):
Высокий – низкий
Ночь – день. Пасмурно – ясно.
“ Закончи предложение словом – неприятелем”
Берёзовая кора светлая, а еловая… тёмная. День становится короче, а ночь… длиннее.
Дерево высокое, а куст низкий.
Начинается-кончается, утро-вечер, теплеет-холодает, сыро-сухо, ясный- пасмурный, радостно-грустно, заморозки-оттепель. Начаться-закончиться, начало-конец, ранний-поздний и т.д.
Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.
Цель: учить подбирать слова для многозначных слов, чтобы объяснить их многозначность. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности.
“ У кого? У чего?” У кого и у чего бывают слёзы? – у девочки, у бабушки, у дождя, у росы, у природы, у неба… Каждый вариант рассматривался в контексте, включался в предложение, подбирались синонимы.
“ Когда так говорят?” Колючий ветер – с помощью синонимического ряда дети объясняют семантику выражения.
Игры на развитие ассоциаций, способствующие развитию мыслительной деятельности, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно- следственных связей.
Цель: развивать ассоциации, мыслительную деятельность, обобщение, сравнение, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
“Выбрать лишнее слово”. Грустная, печальная, тонкая, унылая. Лишнее слово – “тонкая”, потому что оно рассказывает о толщине, а все остальные о настроении. Какое слово можно подобрать вместо лишнего, тоже рассказывающее о печальном настроении? – хмурая, расстроенная; – грустная, печальная, тонкая, унылая; - сентябрьский, осенний, октябрьский, ноябрьский; - моросить, спать, капать, лить.
“Смысловые ряды”. Продолжи Осень – весна, утро -…вечер (слова-противники), сок – бутылка, варенье -…банка(вместилище, тара). Назвать 4-е слово: осень-весна, утро -…(вечер)
“ Что общего у предметов?” Крокодил, киви, огурец -зелёный цвет. Дождь, лужа, река -…вода
“Выбери правильный ответ” и докажи. Зимних месяцев-…три, пять, семь, один. Осенних месяцев …(один, пять, три, семь)
“Отгадай предмет по названию его частей”
Ручка, спицы, кнопка, ткань, чехол - зонтик
Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог
- “Как сказать?” Листья опадают с деревьев -кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются…
О плохой погоде? Пасмурная, непогожая, дождливая, холодная, облачная, хмурая…
- “ Сравни и объясни” Хмурое утро – хмурое лицо; сырой картофель – сырой день; полная корзина – полная женщина; гложет тоска – гложет кость; сыплет черёмуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки; погода расстроилась – гитара расстроилась – мама расстроилась.
- “ Когда так говорят?” Колючий ветер, цыплят по осени считают.
РАЗНЫЕ СЛОВА
« Подбор прилагательных». Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образцов. Содержание игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.
Например: «собака» -большая, лохматая, добрая, весёлая, охотничья, старая и т.д.
ДОБАВЛЕНИЕ
«Пропущенные слова». Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Например: «на пороге сидела и жалобно мяукала…»; «кошка поймала в саду…», «шерсть у кошки…, коготки…», «дождик прошел, и из-за туч показалось…», «дворник взял метлу, он будет…», «пришёл почтальон, он принёс…» и т.д.
«Добавление придаточных предложений». «Сегодня надо затопить печь, потому что…»; «мама сказала дочке, что…»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что…»
ЛАВИНА. Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Ведущий сообщает участникам игры тему, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать своё слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остался последним (или набрал больше фантов). Например, тема игры «Одежда»: -платье; -платье, носки; -платье, носки, шарф; -платье, носки, шарф, варежки и т.д.
Вариант 2. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребёнок продолжает, повторяя всё сказанное ранее и добавляя своё слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 3. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита). В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, …ананас, …абрикос, …апельсин» и т.д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней – апельсины, бананы, виноград, груша …»
БЕСКОНЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, т.к. главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысла и партнёры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание игры: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему своё слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения, слова могут быть размещены в различных его местах ( в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учётом смыслового содержания. Например, исходное слово «Солнце»:
- Светило солнце;
- Ярко светило солнце;
- На небе ярко светило солнце;
- На небе ярко светило весеннее солнце;
- На небе ярко светило и играло весеннее солнце;
- На небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
- На небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
- На голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
- На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
- На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…
Работая с детьми в течение всего дня, я имею возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло. В живом уголке можно попросить детей ответить какой аквариум, во время прогулки – какое небо, снег, листья. Можно объединить для этой цели 4-5 детей.
Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Обладая развитой речью, ребёнок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"
В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...
Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....
Конспект выступления на тему "«Использование легоконструирования в речевом развитии детей дошкольников»
В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотив...
консультация родителей по речевому развитию детей дошкольников
В консультации предлагаются игры и упражнения по речевому развитию...
Речевое развитие детей дошкольников в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС (презентация)
Тема: «Речевое развитие детей дошкольников в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»...
Проект «Предметно - развивающая среда как средство познавательно – речевого развития детей дошкольников»
Презентация предметно - развивающей и коррекционной среды: "Говорим правильно". Среда проектируется с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных потребностей детей с ОВЗ (ОНР)...
«Инновационные технологии познавательного и речевого развития детей дошкольников»
Материалы выступления для педагогов ДОУ на педагогическом совете «Инновационные технологии познавательно - речевого развития ребенка дошкольного возраста»...