Статья: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Матюшевская Ирина Степановна

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К.Д.Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют. Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне. Речь это - сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, - коммуникативная функция, или функция общения.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения. Выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

Мы уже знаем, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи, близких ему людей — родителей, воспитателей, товарищей...

В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели. Как уже говорилось выше, ребёнок усваивает речь в процессе подражания окружающим. Речевая среда, в которой растет ребенок, будет иметь более или менее благотворное влияние на развитие его речи, т. е. будет иметь сравнительно высокий или низкий развивающий потенциал (развивающие возможности), в зависимости от того, насколько речевые действия учитывают закономерности усвоения речи. В естественной речевой среде учет закономерностей осуществляется интуитивно, в искусственной речевой среде — на основе знания теории методики обучения речи. Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.

Без участия речи ребенок не может осознавать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. Благодаря тому, что отражение действительности приобретает словесную форму и, следовательно, «его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим.

Итак, мы можем сказать, что большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.

И для своевременного развития речи ребенка имеет большое значение отношение к нему взрослого, т.к. внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество п...

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями...

Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...