Рабочая программа кружка "Лопотушки"
рабочая программа по развитию речи
Программа кружка по логоритмике для детей второй группы раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yasli_-_kopiya.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Лопотушки»
Вторая группа раннего возраста (1,5-3 лет)
2020-2021 учебный год
Авторы - разработчики:
Перевозчикова Н. С.
г. Майкоп 2020 г.
Содержание
Список детей | 3 | |
I. | Целевой раздел | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
- Актуальность дополнительной общеобразовательной программы | 5 | |
- Новизна дополнительной общеобразовательной программы | 5 | |
1.2 | Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы | 6 |
- Возрастные особенности детей | 8 | |
- Содержание и форма работы | 8 | |
II. | Учебный план | 10 |
2.1 | - Содержание учебного (тематического) плана | 12 |
III. | Формы мониторинга | 21 |
IV. | Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы | 23 |
4.1 | Материально- техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы | 24 |
4.2 | Список литературы | 25 |
Приложения (конспекты НОД) | 26 |
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию чувства ритма детей – и посвящена такая дисциплина, как логоритмика. Ведь именно она включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь, движение (моторика). Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность занятия увеличивается до 15—20 мин.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Чёткая, правильная речь необходима ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
Речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений, поскольку большее время дошкольник проводит именно с ним. Именно поэтому, одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – это обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение правильного произношения.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы
Новизна программы заключается в создании системы логоритмических занятий для детей раннего дошкольного возраста со структурой занятий, отличной от традиционной. Тематическая направленность и организационная вариативность программы, использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, моделирование) способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в процессе развития речи, профилактики речевых нарушений и интеллектуальном и физическом развитии.
- Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цели:
- профилактика нарушений речи;
- развитие речи и моторики;
- музыкально-ритмическое;
- интеллектуальное и физическое развитие детей раннего возраста.
Задачи:
- развитие интеллекта;
- развитие слухового внимания;
- развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий;
- стимуляция к творческому проявлению себя;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
- развитие чувства ритма;
- развитие координации между ритмом, словом, движением;
- формирование музыкально-эстетических представлений;
- знакомство с элементарными и детскими музыкальными инструментами;
- развитие разных групп мышц;
- выработка правильной осанки;
- развитие умения контролировать свой мышечный тонус;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие координации;
- развитие навыков основных движений: шаг, бег, ходьба, прыжки, «пружинки»;
- развитие правильного дыхания;
- развитие мимики и артикуляции;
- развитие форм и функций речи;
- пополнение пассивного и активного словаря детей;
- автоматизация произношения звуков, букв, слогов, слов;
- развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе (в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках).
Планируемые результаты
Возможности личностного развития и усвоения материала у всех детей происходит неравномерно, в разных темпах. Однако можно выделить следующие целевые ориентиры усвоения программы:
К концу года обучения дошкольники будут знать:
∙ основной обиходно-бытовой словарь;
∙ схему собственного тела;
∙ основные параметры ритма;
∙ простейшие общеразвивающие, образные и плясовые движения. уметь:
∙ выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии; ∙ строить простую фразу;
∙ произносить слова простой слоговой структуры;
∙ делать простые обобщения;
∙ слышать и различать простейшие музыкальные формы;
∙ по показу играть на шумовых инструментах.
Направленность дополнительной общеобразовательной
программы
Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.мПо форме и организации- кружковая.
Практическая значимость
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития мелкой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей, развитие и запуск речи младших дошкольников.
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- Принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, регулярность организации занятий);
- Игровой характер занятий и упражнений;
- Принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- Принцип наглядности
- Положительная оценка личных достижений каждого воспитанника;
- Осуществление взаимодействия с родителями.
Возрастные особенности детей
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Объем и срок освоения дополнительной общеобразовательной программы
Срок реализации программы- 1 год
Количество часов в год- 67 часов
Сроки реализации программы- с октября 2020 г. по май 2021 г.
Уровень освоения программы- базовый
Содержание и формы работы:
- Художественное слово;
- Пальчиковая гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Речевые игры;
- Подвижные игры
- Общие физические упражнения;
- Музыкальные ритмические движения;
- Релаксация;
- Массаж биологически активных зон;
Методы и приемы:
- Звукоподражание;
- Словесный метод;
- Метод показа;
- Игровой метод
Режим занятий
2 раза в неделю, во вторник и четверг, во вторую половину дня, по 10 минут занятие.
II. Учебный план
№ | Тема | Часы |
1. | Гости | 10 мин. |
2. | В огороде заинька | 10 мин. |
3. | Огород | 10 мин. |
4. | Зайкина капута. | 10 мин. |
5. | Капуста | 10 мин. |
6. | Лучшая игра | 10 мин. |
7. | Веселая игра | 10 мин. |
8. | Утенок и его друзья | 10 мин. |
9. | Про друзей | 10 мин. |
10. | Пpo кота | 10 мин. |
11. | Котик | 10 мин. |
12. | Кот Василий | 10 мин. |
13. | Василий | 10 мин. |
14. | Кот и кошка | 10 мин. |
15. | Два котика | 10 мин. |
16. | Утки — беленькие грудки | 10 мин. |
17. | Уточки | 10 мин. |
18. | Зайчик в гостях у ребят | 10 мин. |
19. | В гостях у ребят | 10 мин. |
20. | Зайкин дом | 10 мин. |
21. | Домик | 10 мин. |
22. | Белкина помощница | 10 мин. |
23. | Помощьница | 10 мин. |
24. | Чудо-елка | 10 мин. |
25. | Елка | 10 мин. |
26. | Подарки Дедушки Мороза | 10 мин. |
27. | Дедушка Мороз | 10 мин. |
28. | Птичья елка | 10 мин. |
29. | Елочка в лесу | 10 мин. |
30. | Мороз и птички | 10 мин. |
31. | Мороз | 10 мин. |
32. | Танюшка | 10 мин. |
33. | Про девочку | 10 мин. |
34. | Вкусная каша | 10 мин. |
35. | Кашка | 10 мин. |
36. | Аленушка и лошадка | 10 мин. |
37. | Аленушка | 10 мин. |
38. | Лошадка | 10 мин. |
39. | Про лошадку | 10 мин. |
40. | Капризная внучка | 10 мин. |
41. | Капризуля | 10 мин. |
42. | Хозяюшка | 10 мин. |
43. | Помощница | 10 мин. |
44. | Котенок и щенок | 10 мин. |
45. | Два друга | 10 мин. |
46. | Про собачку | 10 мин. |
47. | Собачка | 10 мин. |
48. | Таня пропала | 10 мин. |
49. | Девочка пропала | 10 мин. |
50. | Верные друзья | 10 мин. |
51. | Настоящие друзья | 10 мин. |
52. | Про петушка | 10 мин. |
53. | Петушок | 10 мин. |
54. | Уточка и курочка | 10 мин. |
55. | Домашние птицы | 10 мин. |
56. | Цыплячий переполох | 10 мин. |
57. | Переполох | 10 мин. |
58. | Птицы | 10 мин. |
59. | Птички | 10 мин. |
60. | Радуга-горка | 10 мин. |
61. | Радуга | 10 мин. |
62. | Майский день | 10 мин. |
63. | Май | 10 мин. |
64. | Про зеленую лягушку | 10 мин. |
65. | Про лягушку | 10 мин. |
66. | После дождя | 10 мин. |
67. | Когда дождик прошел | 10 мин. |
Итого | 67 ч. |
2.1. Содержание учебного (тематического) плана
месяц | Тема | Задачи | Содержание занятия | Материал |
Октябрь | 1. Гости 2. В огороде заинька 3. Огород 4. Зайкина капута. 5. Капуста 6. Лучшая игра 7. Веселая игра 8. Утенок и его друзья 9. Про друзей | 1.Учить правильному произношению слов по теме: «Животные», «Овощи» 2.Развивать слуховое внимание и координацию движений. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. | 1. Пальчиковая игра «Ладушки» Упражнение для ног «Ноги и ножки» В. Агафонников Песня «Зайка» р.н.п. Ю. Слонов «Машина» Игра на муз. инструментах «Весёлый бубен» 2-3. Упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонников Песня «В огороде заинька» В. Карасёва, «Зайка» р.н.п. Пальчиковая игра «Ладушки» Игра на муз. инструментах «Весёлый бубен» М. Картушина Игра «Заинька» М. Картушина Песня с движениями «Дождик» М. Картушина «Машина» Ю. Слонов 4-5. Пальчиковая игра «Ладушки» Игра на муз. инструментах «Весёлый бубен» М. Картушина Песня с движениями «Дождик» М. Картушина Игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергер, «Заинька» М. Картушина Танец с листочками Песня «В огороде заинька» В. Карасёва, «Зайка» р.н.п. Стихотворение с движениями «Поехали» Упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонников 6-7. Песня с движениями «Котенька» М. Картушина Игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергер, «Заинька» М. Картушина, «Кот и мыши» Упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонников Пальчиковая игра «Утёнок» Песня «Зайка» р.н.п. Двигательное упражнение «Белочки» 8-9. Игра на муз. инструментах «Весёлый бубен» М. Картушина Двигательное упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонников Пальчиковая игра «Утёнок» Песня «Вороны» Е. Тиличеева Игра «Прилетела птичка», «Кот и мыши» М. Картушина, «Солнышко и дождик» М. Раухвергер Песня с движениями «Котенька», «Дождик» М. Картушина | 1. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: кузнечик с подковой, зайчик с морковкой, пчелка с бочонком меда, хомячок с колоском, воробей с рябиной, медведь с малиной, белка с грибком, ежик с листочком; игрушки: птичка на веревочке и мишка; осенние листья, бубны для каждого ребенка. 2-3. Игрушка зайчик; муляжи: капуста, три морковки; бубен для каждого ребенка; запись шума дождя. 4-5. Игрушечный домик; игрушка зайчик; капуста (муляж); маленький кочан свежей капусты. 6-7. Игрушки: котенок, щенок, утенок, зайчик, белочка, кош ка, мышка; игрушечный домик, дерево. 8-9. Игрушки: утенок, ворона, воробей на веревочке, котенок, мышонок; бубен для каждого ребенка. |
Ноябрь | 10. Пpo кота 11. Котик 12. Кот Василий 13. Василий 14. Кот и кошка 15. Два котика 16. Утки — беленькие грудки 17.Уточки | 1. Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме. 2. Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. 3.Воспитывать положительные личностные качества. | 10-11. Песня с движениями «Котенька» М. Картушина Двигательное упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонников, «Белочки» Пальчиковая игра «Утёнок» Игра «Кот и мыши» М. Картушина Танец «Весёлая пляска» М. Картушина Песня с движениями «Дождик» 12-13. Песня с движениями «Котенька» М. Картушина, «Колыбельная» р.н.п. Игра «Кот и мыши» Танец «Весёлая пляска» М. Картушина Игра на муз. инструментах «Марш» Е. Тиличеева Пальчиковая игра «Пышка» Релаксация 14-15. Игра на муз. инструментах «Марш» Е. Тиличеева Песня с движениями «Котенька» М. Картушина, «Колыбельная» Подвижная игра «Кот и мыши» Пальчиковая игра «Пышка», «Утёнок» 16-17. Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом» Игра на муз. инструментах «Марш» Е. Тиличеевой Пальчиковая игра «Утёнок», «Пышка» Танец «Весёлая пляска» М. Картушина | 10-11. Игрушки: кот, котенок, белка. 12-13. Игрушки: кот, мышка, малыш в колыбельке; барабан для каждого ребенка; запись колыбельной песни. 14-15. Игрушки: кот, кошка, утенок; барабан для каждого ребенка; запись колыбельной мелодии. 16-17. Две-три игрушечные уточки; барабан для каждого ребенка; запись голоса утки. |
Декабрь | 18. Зайчик в гостях у ребят 19. В гостях у ребят 20. Зайкин дом 21. Домик 22. Белкина помощница 23. Помощница 24. Чудо-елка 25. Елка 26. Подарки Дедушки Мороза 27. Дедушка Мороз | . Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга. 2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью пальчиковой гимнастики. 3. Развивать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. | 18-19. Стихотворение с движениями «Снежный дом», «Падает снежок» Песня «Заинька» М. Красев Пальчиковая игра «Пышка» Игра на муз. инструментах «Бубен Игра «Заинька» М. Картушина Танец «Весёлая пляска» Песня с движениями «Колыбельная и погремушки» М .Картушина 20-21. Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом» Песня «Заинька» М. Красев Двигательное упражнение «Зайчики» Пальчиковая игра «Пышка» Игра на муз. инструментах «Бубен и погремушки» Новогодний хоровод (по выбору) Игра «Зайцы и волк» М. Красев Песня с движениями «Колыбельная» М. Картушина 22-23. Игра на муз. инструментах «Бубен и погремушки» Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом» Игра «Волк и зайцы» М. Красев Песня с движениями «Дед Мороз» М. Картушина Пальчиковая игра «Пышка» Новогодний хоровод (по выбору) 24-25. Стихотворение с движениями «Падает снежок» Игра на муз. инструментах «Бубен и погремушки» Двигательное упражнение «Белочки и зайчики» Пальчиковая игра «Ёлочка» Песня с движениями «Дед Мороз» М. Картушина Игра «Зайцы и волк» М. Красев Новогодний хоровод (по выбору) 26-27. Пальчиковая игра «Ёлочка» Двигательное «Лесные гости», «Белочки и зайчики» Новогодний хоровод (по выбору) Игра на муз. Инструментах «Тихие и громкие погремушки» укр.н.м. Песня с движениями «Птичка» Т. Попатенко, «Дед Мороз» М. Картушина Игра «Зайцы и волк» М. Красев Стихотворение с движениями «Падает снежок» | 18-19. Игрушка зайчик; погремушки для каждого ребенка; бубен; запись колыбельной песни. 20-21. Игрушки: зайчик, несколько маленьких зайчиков, волк; фланелеграф; картинка для фланелеграфа ледяной дом; бубен; погремушки для каждого ребенка; запись любой колыбельной мелодии. 22-23. Игрушки: зайчик, белочка, волк, Дед Мороз; корзинка, в которой лежат орех, шишка, желудь, ягодка, грибок; фланелеграф; картинки для фланелеграфа: елка, елочные игрушки (грибок, ягодка, орех, шишка, желудь, шарик, фонарики), ледяной дом; бубен; погремушки для каждого ребенка. 24-25. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: большая елка из бархатной бумаги, белка, ежик, зайчик, птичка, мышка, кошка, собачка, светлячок, Дед Мороз, игрушки для елки (снежинка, бусы, Яблоко, флажки, ягоды рябины, пирожок, рыбка, косточка, фонарики); игрушка волк•; бубен; погремушки для каждого ребенка. 26-27. Украшенная елка; игрушки: Дед Мороз, белка, мишка, птичка, зайчик, волк; подарки Деда Мороза: шишки, бочонок меда, ягоды рябины и малины, валенки, пирожок; погремушки для каждого ребенка. |
Январь | 28. Птичья елка 29. Елочка в лесу 30. Мороз и птички 31. Мороз 32. Танюшка 33. Про девочку | 1.Активизировать и совершенствовать звукопроизношение звуков и слов по теме. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. | 28-29. Пальчиковая игра «Ёлочка» Новогодний хоровод (по выбору) Песня с движениями «Птичка» Т. Попатенко Игра на муз. инструментах «Тихие и громкие погремушки» укр.н.м. Двигательное упражнение «Лесные гости» Игра «Кот и птички» 30-32. Песня с движениями «Дед Мороз» М. Картушина, «Птичка» Т .Попатенко Игра «Санки», «Кошка и птички» Двигательное упражнение «Лесные гости» Пальчиковая игра «Лепёшки» 32-33. Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка» Пальчиковая игра «Лепёшки» Игра «Тихие и громкие погремушки», «Санки», «Кошка и птички» Песня с движениями «Дед Мороз» М. Картушина, «Птичка» Т. Попатенко Релаксация | 28-29. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: елка, дятел, воробей, синица, снегирь, кормушка; погремушка для каждого ребенка; игрушка кошка. 30-31. Иллюстрации: дети катаются на санках, звери зимой, птицы зимой; игрушка кошка. 32-33. Иллюстрации: девочка сидит на кроватке, катается на горке на санках, кормит у окошка голубей; погремушки для каждого ребенка; игрушка кошка; запись колыбельной мелодии. |
Февраль | 34. Вкусная каша 35. Кашка 36. Аленушка и лошадка 37. Аленушка 38. Лошадка 39. Про лошадку 40. Капризная внучка 41. Капризуля | 1. Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание. 4. Воспитывать положительные личностные качества. | 34-35. Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка» Игра «Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева Пальчиковая игра «Лепёшки» Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Птичка» Т.Попатенко Двигательное упражнение «Гусь» Песня «Собачка» М.Раухвергер Подвижная игра «Кошка и птички» 36-37. Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду» Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка» Игра «Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева, «Прокати нас, лошадка!» В.Агафонников Пальчиковая игра «Лепёшки», «Цыпа-цыпа» Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян 38-39. Двигательное упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду» Стихотворение с движениями «Потягушечки» Дидактическая игра «Тихо-громко» Игра «Прокати нас, лошадка!» В.Агафонников Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян Песня «Игра с лошадкой» И.Кишко, «Лошадка» М.Раухвергер «Танец с флажками» М.Картушина 40-41. Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду» Игра «Плескалочка» Песня «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Бобик» Т.Попатенко Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа» Дидактическая игра «Тихо-громко» Е.Тиличеева Пальчиковое упражнение «На крыше» Танец с флажками. М.Картушина | 34-35. Игрушки: кукла, гусь, цыплята, птичка, собака, кошка; кукольные кровать, стол с посудой, платье и туфли. 36-37. Игрушки: кукла-малышка, цыпленок, птичка, лошадка, игрушечные коляска, тазик, полотенце, стол, тарелка с оладушками, голубая чашка, ложка. 38-39. Игрушки: кукла, лошадка-качалка; голубая чашка, ведерко, «трава»; флажки для каждого ребенка. 40-41. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: девочка, бабушка, воробей, цыпленок, пес, кот, мышка; флажки для каждого ребенка.
|
Март | 42. Хозяюшка 43. Помощница 44. Котенок и щенок 45. Два друга 46. Про собачку 47. Собачка 48. Таня пропала 49. Девочка пропала 50. Верные друзья | 1. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. 2. Продолжать развивать умение согласовывать движения со словами. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. | 42-43. Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду» Песня «Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер, Пальчиковое упражнение «На крыше» Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа», «Оладушки» Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Пирожок» Е.Тиличеева Танец «Раз-два!» М.Картушина 44-45. Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду» Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки» Песня «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева, «Собачка» И.Арсеева Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко Пальчиковое упражнение «На крыше» Танец «Раз-два» М.Картушина Релаксация 46-47. Песня «Собачка» И.Арсеева Пальчиковая игра «Коготки» Пальчиковое упражнение «На крыше» Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко Игра «Бобик и птички», «Плескалочка» Танец «Раз-два!» М.Картушина Релаксация 48-49. Упражнение «Наша дочка» Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки», «Цыпа-цыпа» «Танец уточек» М.Картушина Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова, «Бобик» Т.Попатенко Игра «Бобик и птички», «Плескалочка» Танец «Раз-два!» М.Картушина 50. Прибаутка с движениями «Петушок» р.н.п. Пальчиковое упражнение «На крыше» Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова Игра «Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников | 42-43. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: бабушка, собачка облизывает чашку, мышка собирает крошки, кот скребет когтями стол, курочка подметает, лошадка везет детей. 44-45. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: бабушка, собака, щенок, кошка, котенок; маска собаки; запись колыбельной песни. 46-47. Игрушки: собака, щенок, кошка; косточка-игрушка для собак; запись колыбельной песни. 48-49. Игрушки: кукла, КОТик, утка, козлик, воробей, курица, свинка, песик. 50. Игрушки: кукла, петушок, кошка, собачка, утка, козочка, лошадка-качалка, зайка, белка, ежик; бубны и погремушки; маска петуха. |
Апрель | 51. Настоящие друзья 52. Про петушка 53. Петушок 54. Уточка и курочка 55. Домашние птицы 56. Цыплячий переполох 57. Переполох 58. Птицы 59. Птички | 1.Продолжать развивать умение переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3.Воспитывать положительные личностные качества. | 51. Игра «Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников «Танец уточек» М.Картушина Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина Танец «Ра-два!» М.Картушина 52-53. Пальчиковая игра «Бычок» «Танец уточек» М.Картушина Игра «Прогоним курицу» чеш.н.и. Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева Прибаутка с движениями «Петушок» Игра на муз. инструментах «Наш оркестр» М.Картушина 54-55. Прибаутка с движениями «Петушок» Стихотворение с движениями «Петушок» Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О. Боромыкова Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева Песня «Цыплята» А.Филиппенко Пальчиковая игра «Бычок», «Цыпа-цыпа» «Танец уточек» М.Картушина Игра на муз. инструментах «Наш оркестр» М.Картушина 56-57. Прибаутка с движения «Петушок» Песня с движениями «Цыплята» А.Филиппенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова Стихотворение с движениями «Петушок» «Танец уточек» М.Картушина Игра «Прогоним курицу» чеш.н.и. Пальчиковая игра «Бычок» Танец «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеев Игра на муз. инструментах «Наш оркестр» М.Картушина 58-59. Песня «Дождик» р.н.п. Игра на муз. инструментах «Наш оркестр» М.Картушина Прибаутка с движениями «Петушок» Стихотворении с движениями «Петушок» Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова Пальчиковая игра «Улитка» Пальчиковое упражнение «На крыше» Игра «Дети и волк» М.Картушина | 51. Игрушки: кукла, петушок, кошка, собачка, утка, козочка, лошадка-качалка, зайка, белка, ежик; бубны и погремушки; маска петуха. 52-53. Игрушки: петушок, бычок, утка, овечка, курица, кукла; бубны и погремушки; маска петуха. 54-55. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: петушок, барашек, козочка, цыплята, курочка, бычок, утка, утята; маска петуха; бубны, погремушки. 56-57. Игрушки: петух, курица, цыплята, овечка, утка, бычок, коза, цапля; маска петуха; бубны, погремушки. 58-59. Игрушки: петух, курица, цыплята, овечка, утка, бычок, коза, цапля; маска петуха; бубны, погремушки. |
Май | 60. Радуга-горка 61. Радуга 62. Майский день 63. Май 64. Про зеленую лягушку 65. Про лягушку 66. После дождя 67. Когда дождик прошел | 1. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодии. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 3. Воспитывать положительные эмоции и чувства. | 60-61. Песня «Дождик» р.н.п. Игра на муз. инструментах «Наш оркестр» М. Картушина Прибаутка с движениями «Петушок» Стихотворении с движениями «Петушок» Песня с движениями «Ручеёк-журчалочка» О. Боромыкова Пальчиковая игра «Улитка» Пальчиковое упражнение «На крыше» Игра «Дети и волк» М. Картушина 62-63. Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М. Раухвергер, «Перепрыгни через лужи» Игра «Бобик и птички», «Дети и волк» М. Картушина «Танец пчёл» М. Картушина Пальчиковая игра «Улитка» 64-65. Пальчиковая игра «Улитка» Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М. Раухвергер, «Устали наши ножки» Т. Ломова Игра «В лесу», «Дети и волк», «Лягушки и аист» М.Картушина «Танец пчёл» М. Картушина Пальчиковая игра «Лягушка» Стихотворение с движениями «Дождик» Песня «Дождик» р.н.п. Релаксация 66-67. Стихотворение с движениями «Дождик» Песня «Дождик» р.н.п. «Танец пчёл» М. Картушина Пальчиковая игра «Улитка», «Лягушка» Игра «В лесу», «Лягушки и аист», «Дети и волк» М. Картушина Двигательное упражнение «Устали наши ножки» Т. Ломова Релаксация | 60-61. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: радуга, мальчик Егорка, петушок, пастух, улитка, кот на подушке, волк; детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки; маски петуха и волка. 62-63. Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: весенний лес, птицы, бабочка, зайчик, медведь, лягушка, пчела, улитка, волк; маска волка; запись громовых раскатов; 3—4 больших плоских цветка. 64-65. Игрушки: улитка, пчела, волк, лягушка, аист,• маски волка и аиста; 3—4 больших плоских цветка. 66-67. Запись раскатов грома; фланелеграф; картинки для фланелеграфа: солнце, радуга, цветок, пчела, улитка на травинке, бабочка, зайчик, мишка, лягушка, аист, волк; маски аиста и волка. |
III. Формы мониторинга
- фотовыставка
- открытые занятия
Оценочные материалы
Методика диагностического исследования развития детей 2-3 лет
Таблица № 1. Исследование состояния общей моторики
Прием | Инструкции | Критерии оценок |
1)на исследование статических, изолированных движений | * постой на одной ноге: левой, правой; * попрыгать на двух ногах, как «зайчик». | 3 балла – задание выполняются правильно; 2 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 1 балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; 0 баллов – задание не выполняется |
2) на исследование координации движений | * поднять руки вверх, потянуться присесть; * руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»); * подбросить и поймать мяч | 3 балла – задание выполняется правильно; 2 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 1 балл – плохо удерживает равновесие, мяч подбрасывает очень низко; 0 баллов – задание не выполняется. |
3) на исследование двигательной памяти | * поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз; * взять флажок в другую руку, повторить то же самое. | 3 балла – задание выполняется правильно; 2 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 1 балл – плохо воспроизводит координированные движения, переключается с одного движения на другое; 0 баллов – задание не выполняется. |
Таблица № 2. Методика исследования мелкой моторики.
Прием | Содержание задания | Оценка выполнения |
Исследование статической координации и динамической организации движений. | * сложить пальцы в «замочек»; * постучать «замочком» о стол; * сделать круговые движения «замочком»; * разомкнуть «замочек» и показать ладошки. «На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочек покрутили и открыли!» | 2 балла – правильное и точное выполнение; 2 балла – выполнение при посторонней помощи; 1 балл – неправильное выполнение после помощи; 0 баллов – невыполнение. |
Исследование навыков самообслуживания (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены)
Критерии оценок: 3 балла - самостоятельное владение навыками; 2 балла - владение навыками с небольшой помощью взрослого; 1 балл - частичное владение навыками; 0 баллов - полное отсутствие навыков. Исследование уровня развития познавательной активности
Оборудование: Игровой уголок, где находятся кукла, коляска, наборы одежды и посуды для кукол, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, игрушки, куклы «би-ба-бо».
Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку поиграть в игровом уголке и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагает покормить куклу, затем покатать его в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провести ее по дороге. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой, опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т. д.), затем предлагают поймать их сачком.
Критерии оценок: 3 балла - использует предметы в соответствии с их функциональными назначениями; 2 балла - игрушки использует адекватно; 1 балл - проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам; 0 баллов- интереса к игрушкам не проявляет, в игру со взрослыми не включается.
Таблица № 3. Обследование произвольной мимической мускулатуры. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной».
Прием | Содержание задания | Оценка выполнения |
1)Исследование объема и качества движения мышц лба. | - нахмурить брови; - поднять брови; -наморщить лоб. | 3 балла – точное выполнение заданий;2 балла – единичные движения нарушены;1 балл – затруднения при выполнении движений;0 баллов – задание не выполнено. |
2)Исследование объема и качества движений мышц щек. | - надуть левую щеку; -надуть правую щеку; - втянуть щеки. | 3 балла – точное выполнение заданий;2 балла – единичные движения нарушены;1 балл – затруднения при выполнении движений;0 баллов – задание не выполнено. |
3)исследование символического праксиса. | -поцелуй; -улыбка; -чередование «забор» - «трубочка». | 3 балла – точное выполнение заданий;2 балла – единичные движения нарушены;1 балл – затруднения при выполнении движений;0 баллов – задание не выполнено. |
IV. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Основной формой проведения занятий по логоритмике является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства профилактики нарушений речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.
При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов развития личности ребенка. Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка:
- наглядно-зрительные;
- приёмы, обеспечивающие тактильно
- мышечную наглядность с применением различного инвентаря;
- словесные приёмы;
- практические;
Занятие по логоритмике включает следующие элементы:
- логопедическую гимнастику
- комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук
- упражнение на развитие общей моторики
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
- вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
4.1 Материально- техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Помещение для занятий:
- Мебель:
- Столы
- Стулья по количеству занимающихся
- Шкаф для хранения пособий и материалов
- Доска магнитная передвижная
- Методическое обеспечение:
- Разработки НОД, диагностические таблицы
- Звуковая наглядность (аудиоматериалы, анимационные сюжеты)
- Наглядно- демонстрационный материал по темам занятий (демонстрационный материал, игры с движением и музыкой, материал для театрализованной деятельности)
- Количественная наглядность (макеты, муляжи, игрушки)
- Современные средства ТСО (компьютер, музыкальная колонка)
- Фланелеграф с картинками к нему
- Музыкальные инструменты
- Индивидуальные зеркала.
4.2 Список литературы
- М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
- АлексанДрова З.Н. Стихи. М., 2004.
- АхунДова АН. Погремушка. М., 2000.
- БуДенная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб. , 1999.
- Дружинина М.В. Прыг-скок. М., 2000.
- Ладушки, ладушки / Сост. П.И. Садчиков, Е.А. Алифарова. м., 2003.
- От осени до лета / Сост. Л.А. Владимирская. Волгоград, 2003.
- Соколова ЮА. Игры с пальчиками. М., 2005.
- Соколова ЮЛ. Речь и моторика. М., 2002.
- Степанов ВЛ. Азбука игрушек. М., 2005.
- Степанов ВЛ. Животный мир России. М., 2002.
- Степанов ВЛ. Родная природа. М., 2004.
- Стихи для утренников. М., 2004.
- Стихи к любимым праздникам. М., 2002.
- Стихи о животных. Ростов н/Д, 2004.
- Яснов МД. Задумчивый воробей. М., 2002. Яхнин ЛЛ. Ладушки. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...