Проект "Кукляндия"
проект по развитию речи

ПРОЕКТ  «Кукляндия» в жизни детей с ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»

Цель: развитие  речи детей через ознакомление и приобщение к театрализованной деятельности.

Задачи:

 

  1. Побуждать детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствовать совершенствованию умственного развития.
  2. Обогащать лексический запас слов у детей.
  3. Совершенствовать звуковую культуру речи.
  4. Развивать навыки самостоятельной речи у детей (монологической, диалогической).
  5. Создавать условия для развития творческой активности детей.
  6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  7. Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.
  8. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  9. Приобщать детей к театральной культуре.
  10. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  11. Создавать условия для психологического комфорта детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuklyandiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»

ПРОЕКТ

«Кукляндия» в жизни детей с ОВЗ

для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»

ВЫПОЛНИЛИ:

ВОСПИТАТЕЛЬ

ГОРДИЕНКО Т.Н.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

НИКИТУШИНА Л.В.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

СТАРИКОВА Е.К.

2017 Г.

КЛИН

Введение

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,

сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Актуальность проекта:

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Часто такие дети либо гиперактивные, либо очень застенчивые, робкие, не уверенные в себе.

 Именно театрализованная деятельность является универсальным педагогическим средством развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»

Вид проекта: долгосрочный, творческий, коммуникативно-познавательный.

Сроки реализации проекта: с сентября 2017 г. по май 2019 г.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,

- родители воспитанников,

- руководители проекта: музыкальный руководитель – Никитушина Л.В., воспитатели – Гордиенко Т.Н., учитель-логопед – Старикова Е.К.

Цель: развитие  речи детей через ознакомление и приобщение к театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Побуждать детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствовать совершенствованию умственного развития.
  2. Обогащать лексический запас слов у детей.
  3. Совершенствовать звуковую культуру речи.
  4. Развивать навыки самостоятельной речи у детей (монологической, диалогической).
  5. Создавать условия для развития творческой активности детей.
  6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  7. Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.
  8. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  9. Приобщать детей к театральной культуре.
  10. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  11. Создавать условия для психологического комфорта детей.

Основные формы реализации поставленных задач:

- индивидуальная игра;

- чтение художественной литературы;

- беседа;        

- наблюдение;

- педагогическая ситуация;

- ситуация морального выбора;

- просмотр и анализ видеофильмов;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- интегративная деятельность;

- инсценировки;

- сочинение сказок;

- использование различных видов театра;

- изготовление кукол для инсценирования сказок, сценок;

- рассматривание кукольных театров;

- слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки для музыкального сопровождения сказок;

- танцевальные этюды, танцы, творческие задания;        

- театрализованные спектакли-праздники.

Предполагаемый результат: 

- развитие речи и творческих способностей детей;

- знакомство детей и родителей с различными видами театра;

- изготовление различных видов театра;

- пополнение предметно-пространственной развивающей среды – центра  «Театрализованной деятельности» в группе;

- подготовка мини-сценок и праздников с использованием данных видов театра.

Продукт деятельности:

- изготовление напольной ширмы, настольной ширмы и ширмы для теневого театра;

- создание настольного театра: на дисках, на стаканчиках;

- создание штокового театра и театра на ложках;

- создание театра на магнитах;

- создание пальчикового театра;

- знакомство с куклами-прыгунками, висунками, веселыми башмачками, буратинками, карусельками;

- создание варежковых кукол;

- знакомство с театром игрушки;

- создание платкового театра;

- знакомство с театром полумарионетки, марионетки;

- создание театра теней.

Научно-методическое обеспечение:

Литература, научная литература (ссылки)

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный центр

CD и DVD-диски

Мультимедийное оборудование

Ширмы для кукольного театра

Разные виды кукольного театра

   План работы:

Проект ознакомления с различными видами театра «Кукляндия»

1 год обучения

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

 Ответственный

1.

Составление календарно-тематического плана реализации проекта и разработка совместной деятельности с детьми, воспитателями и родителями

Собрание и пополнение материалов, атрибутов по теме для организации в группе и музыкальном зале центров «Художественно-эстетического развития» - «Театрализованная деятельность»

Август

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

2.

Мониторинг

Выявить, что знают дети о театре, его видах.

Сентябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

3.

Знакомство с театром игрушки (настольным театром)

1.Дать понятие настоль-ного театра (театр на дисках, кружках и др.), научить манипуляциям с такими куклами.

2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сказок с куклами .

Октябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

4.

Знакомство со штоковым театром, театром ложек.

  1. Дать понятите штокового театра, театра ложек, научить манипуляциям с такими куклами.
  2. Изготовление кукол совместно с детьми.
  3. Разыгрывание сказки.

Ноябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

5.

Знакомство с театром на магнитах

  1. Дать понятие театра на магнитах.
  2. Изготовление кукол совместно с детьми.
  3. Разыгрывание сценок.

Декабрь январь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

4.

Знакомство с пальчиковым театром

1.Дать понятие пальчикового театра, научить манипуляциям с такими куклами.        2.Изготовление таких кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Рукавичка» укр.нар., обр.Е.Благининой

Февраль

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.,

Старикова Е.К.

5.

Знакомство с куклами-прыгунками, висунками, веселыми башмачками, буратинками, карусельками

1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами.      2.Изготовление кукол совместно с родителями.

3. Инсценировка сценок «Зайка-трусишка», «На полянке»

Март

Апрель

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

6.

Промежуточный мониторинг

Выявить, что узнали дети о театре, его видах.

Май

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

2 год обучения

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

 Ответственный

1.

Промежуточный мониторинг

Выявить, что знают дети о театре, его видах.

Сентябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

2.

Знакомство с театром игрушки 

1.Дать понятие                    научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сценки с куклами.

Октябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

3.

Знакомство с платковыми куклами

1.Дать понятие      театра, научить манипуляциям с такими куклами.        2.Изготовление таких кукол совместно с детьми и родителями. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Цветы и бабочки»

Ноябрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К

4.

Знакомство с куклами полумарионетками

1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами.      2.Изготовление и приобритение кукол совместно с родителями. 3.Инсценирование сценки с помощью кукол

Декабрь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

5.

Знакомство с куклами марионетками

1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами.             2.Изготовление кукол совместно с детьми и родителями. 3.Разыгрывание сценки с куклами.

Январь

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

6.

Знакомство с напольными куклами

1.Дать понятие напольного театра, научить манипуляциям с такими куклами.       2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сценки с куклами «У солнышка в гостях» С.Могилевской и Л.Зориной

Февраль

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

7.

Знакомство с театром теней

1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами.                  2.Изготовление таких кукол совместно с родителями. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Пых»обр.Н.Мялика

Март Апрель

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

8.

Мониторинг

Выявить, что узнали дети о театре, его видах.

Май

Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н.

Старикова Е.К.

План взаимодействия с родителями воспитанников.

Цель работы с родителями:

Повышение педагогической культуры родителей путем мотивации к творческому взаимодействию с детьми.

Задачи:

- информировать о содержании, методах и формах работы по театрализованной деятельности;

- осуществлять рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними;

- привлекать к творческому сотрудничеству.

Месяц

Тема

Ответственный

Сентябрь

«Анкетирование».

Никитушина Л.В.

Гордиенко Т.Н.

Сообщение на родительском собрании

Гордиенко Т.Н.

Октябрь

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители»

Гордиенко Т.Н.

Ноябрь

Консультация «Театр дома»

Гордиенко Т.Н.

Декабрь

«Театральная деятельность в детском саду»

Гордиенко Т.Н.

Январь

«Мастер-класс по изготовлению нетрадиционных видов театра»

Никитушина Л.В.

Февраль

Подготовка к празднику, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности

Никитушина Л.В.

Гордиенко Т.Н.

Март

Родительское собрание «Театральная деятельность дома и в детском саду»

Гордиенко Т.Н.

Апрель

«Подготовка к театрализованному спектаклю»

Гордиенко Т.Н.

Никитушина Л.В.

Старикова Е.К.

Май

«Анкетирование»

Совместный творческий отчет «Дети родителям, родители детям»

Гордиенко Т.Н.

Никитушина Л.В.

Старикова Е.К.


Этапы проведения проекта:

Описание реализации проекта:

Реализация проекта проходит в три этапа.

1 этап (подготовительный)

- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

- подбор художественной литературы по данной теме;

- подбор необходимых материалов: различных видов театра, видеоматериала, репродукций, музыкальных и литературных произведений;

- анкетирование родителей по теме проекта;

2 этап (основной)

- встречи с родителями;

- совместное создание кукол, игрушек для театрализованной деятельности;

- знакомство с различными видами театра;

- совместные мастер-классы по изготовлению кукол;

- изготовление атрибутов и костюмов родителями для спектакля;

- проведение совместной театрализованной деятельности с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем.

  1. этап (заключительный)

- выставка творческих работ по театрализованной деятельности детей и родителей;

- проведение праздников и развлечений для детей и родителей детского сада с использованием атрибутов кукольного театра.

Рефлексия:

- обсуждение результатов с педагогами;

- эмоциональные позитивные впечатления детей;

- фоторепортаж на сайте детского сада;

- организация выставки рисунков с понравившимися героями сказки;

- распространение опыта среди коллег.