Проект "Кукляндия"
проект по развитию речи
ПРОЕКТ «Кукляндия» в жизни детей с ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»
Цель: развитие речи детей через ознакомление и приобщение к театрализованной деятельности.
Задачи:
- Побуждать детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствовать совершенствованию умственного развития.
- Обогащать лексический запас слов у детей.
- Совершенствовать звуковую культуру речи.
- Развивать навыки самостоятельной речи у детей (монологической, диалогической).
- Создавать условия для развития творческой активности детей.
- Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщать детей к театральной культуре.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Создавать условия для психологического комфорта детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuklyandiya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА №53 «ЧЕБУРАШКА»
ПРОЕКТ
«Кукляндия» в жизни детей с ОВЗ
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет»
ВЫПОЛНИЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ГОРДИЕНКО Т.Н.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
НИКИТУШИНА Л.В.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
СТАРИКОВА Е.К.
2017 Г.
КЛИН
Введение
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
Актуальность проекта:
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Часто такие дети либо гиперактивные, либо очень застенчивые, робкие, не уверенные в себе.
Именно театрализованная деятельность является универсальным педагогическим средством развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»
Вид проекта: долгосрочный, творческий, коммуникативно-познавательный.
Сроки реализации проекта: с сентября 2017 г. по май 2019 г.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
- родители воспитанников,
- руководители проекта: музыкальный руководитель – Никитушина Л.В., воспитатели – Гордиенко Т.Н., учитель-логопед – Старикова Е.К.
Цель: развитие речи детей через ознакомление и приобщение к театрализованной деятельности.
Задачи:
- Побуждать детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствовать совершенствованию умственного развития.
- Обогащать лексический запас слов у детей.
- Совершенствовать звуковую культуру речи.
- Развивать навыки самостоятельной речи у детей (монологической, диалогической).
- Создавать условия для развития творческой активности детей.
- Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщать детей к театральной культуре.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Создавать условия для психологического комфорта детей.
Основные формы реализации поставленных задач:
- индивидуальная игра;
- чтение художественной литературы;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогическая ситуация;
- ситуация морального выбора;
- просмотр и анализ видеофильмов;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- интегративная деятельность;
- инсценировки;
- сочинение сказок;
- использование различных видов театра;
- изготовление кукол для инсценирования сказок, сценок;
- рассматривание кукольных театров;
- слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки для музыкального сопровождения сказок;
- танцевальные этюды, танцы, творческие задания;
- театрализованные спектакли-праздники.
Предполагаемый результат:
- развитие речи и творческих способностей детей;
- знакомство детей и родителей с различными видами театра;
- изготовление различных видов театра;
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды – центра «Театрализованной деятельности» в группе;
- подготовка мини-сценок и праздников с использованием данных видов театра.
Продукт деятельности:
- изготовление напольной ширмы, настольной ширмы и ширмы для теневого театра;
- создание настольного театра: на дисках, на стаканчиках;
- создание штокового театра и театра на ложках;
- создание театра на магнитах;
- создание пальчикового театра;
- знакомство с куклами-прыгунками, висунками, веселыми башмачками, буратинками, карусельками;
- создание варежковых кукол;
- знакомство с театром игрушки;
- создание платкового театра;
- знакомство с театром полумарионетки, марионетки;
- создание театра теней.
Научно-методическое обеспечение:
Литература, научная литература (ссылки)
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный центр
CD и DVD-диски
Мультимедийное оборудование
Ширмы для кукольного театра
Разные виды кукольного театра
План работы:
Проект ознакомления с различными видами театра «Кукляндия»
1 год обучения
№ | Мероприятие | Задачи | Дата проведения | Ответственный |
1. | Составление календарно-тематического плана реализации проекта и разработка совместной деятельности с детьми, воспитателями и родителями | Собрание и пополнение материалов, атрибутов по теме для организации в группе и музыкальном зале центров «Художественно-эстетического развития» - «Театрализованная деятельность» | Август | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
2. | Мониторинг | Выявить, что знают дети о театре, его видах. | Сентябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
3. | Знакомство с театром игрушки (настольным театром) | 1.Дать понятие настоль-ного театра (театр на дисках, кружках и др.), научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сказок с куклами . | Октябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
4. | Знакомство со штоковым театром, театром ложек. |
| Ноябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
5. | Знакомство с театром на магнитах |
| Декабрь январь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
4. | Знакомство с пальчиковым театром | 1.Дать понятие пальчикового театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление таких кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Рукавичка» укр.нар., обр.Е.Благининой | Февраль | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н., Старикова Е.К. |
5. | Знакомство с куклами-прыгунками, висунками, веселыми башмачками, буратинками, карусельками | 1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с родителями. 3. Инсценировка сценок «Зайка-трусишка», «На полянке» | Март Апрель | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
6. | Промежуточный мониторинг | Выявить, что узнали дети о театре, его видах. | Май | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
2 год обучения
№ | Мероприятие | Задачи | Дата проведения | Ответственный |
1. | Промежуточный мониторинг | Выявить, что знают дети о театре, его видах. | Сентябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
2. | Знакомство с театром игрушки | 1.Дать понятие научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сценки с куклами. | Октябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
3. | Знакомство с платковыми куклами | 1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление таких кукол совместно с детьми и родителями. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Цветы и бабочки» | Ноябрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К |
4. | Знакомство с куклами полумарионетками | 1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление и приобритение кукол совместно с родителями. 3.Инсценирование сценки с помощью кукол | Декабрь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
5. | Знакомство с куклами марионетками | 1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с детьми и родителями. 3.Разыгрывание сценки с куклами. | Январь | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
6. | Знакомство с напольными куклами | 1.Дать понятие напольного театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление кукол совместно с детьми. 3.Разыгрывание сценки с куклами «У солнышка в гостях» С.Могилевской и Л.Зориной | Февраль | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
7. | Знакомство с театром теней | 1.Дать понятие театра, научить манипуляциям с такими куклами. 2.Изготовление таких кукол совместно с родителями. 3.Разыгрывание сказки с куклами «Пых»обр.Н.Мялика | Март Апрель | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
8. | Мониторинг | Выявить, что узнали дети о театре, его видах. | Май | Никитушина Л.В., Гордиенко Т.Н. Старикова Е.К. |
План взаимодействия с родителями воспитанников.
Цель работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей путем мотивации к творческому взаимодействию с детьми.
Задачи:
- информировать о содержании, методах и формах работы по театрализованной деятельности;
- осуществлять рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними;
- привлекать к творческому сотрудничеству.
Месяц | Тема | Ответственный |
Сентябрь | «Анкетирование». | Никитушина Л.В. Гордиенко Т.Н. |
Сообщение на родительском собрании | Гордиенко Т.Н. | |
Октябрь | Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители» | Гордиенко Т.Н. |
Ноябрь | Консультация «Театр дома» | Гордиенко Т.Н. |
Декабрь | «Театральная деятельность в детском саду» | Гордиенко Т.Н. |
Январь | «Мастер-класс по изготовлению нетрадиционных видов театра» | Никитушина Л.В. |
Февраль | Подготовка к празднику, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности | Никитушина Л.В. Гордиенко Т.Н. |
Март | Родительское собрание «Театральная деятельность дома и в детском саду» | Гордиенко Т.Н. |
Апрель | «Подготовка к театрализованному спектаклю» | Гордиенко Т.Н. Никитушина Л.В. Старикова Е.К. |
Май | «Анкетирование» Совместный творческий отчет «Дети родителям, родители детям» | Гордиенко Т.Н. Никитушина Л.В. Старикова Е.К. |
Этапы проведения проекта:
Описание реализации проекта:
Реализация проекта проходит в три этапа.
1 этап (подготовительный)
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор художественной литературы по данной теме;
- подбор необходимых материалов: различных видов театра, видеоматериала, репродукций, музыкальных и литературных произведений;
- анкетирование родителей по теме проекта;
2 этап (основной)
- встречи с родителями;
- совместное создание кукол, игрушек для театрализованной деятельности;
- знакомство с различными видами театра;
- совместные мастер-классы по изготовлению кукол;
- изготовление атрибутов и костюмов родителями для спектакля;
- проведение совместной театрализованной деятельности с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем.
- этап (заключительный)
- выставка творческих работ по театрализованной деятельности детей и родителей;
- проведение праздников и развлечений для детей и родителей детского сада с использованием атрибутов кукольного театра.
Рефлексия:
- обсуждение результатов с педагогами;
- эмоциональные позитивные впечатления детей;
- фоторепортаж на сайте детского сада;
- организация выставки рисунков с понравившимися героями сказки;
- распространение опыта среди коллег.