Путь в сказку
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_v_skazku.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
1. Связная речь:
- Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
- Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
- Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
- Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
- Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
- Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.
2. Грамматика:
- Знакомить с термином “предложение”;
- Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.
3. Словарь:
- Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
- Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).
4. Звуковая культура речи:
- Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки про козла
(Девочка везла на возу козленка, козла и козу); - Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;
5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.
Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.
Предшествующая работа воспитателя:
- Разработка и составление конспекта.
- Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
- Музыкальный материал к зтюдам психогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
- Подбор музыкальных произведений:
- Изучение литературы:
- Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
- Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
- Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
- Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
- Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
- Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
- Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
- “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под. ред. Ф.А.Сохина.
- Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
- Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
- Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
- “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
- Чисякова М.И “Психогимнастика”.
- Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
- Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
- Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
- Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
- Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
- Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
- Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
- Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
- Индивидуальная работа:
продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.
Индивидуальная работа: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.
Структура:
1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).
Оборудование:
- Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
- Модель колодца – 1шт.
- Модели елок, дерева – 3шт.
- Модели пеньков – 2шт.
- Фланелеграф.
- Мольберт.
- Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
- Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
- Схемы колодца – 3 шт.
- Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
- Ковер-самолет.
- Костюм сказочницы Василисы.
- Магнитофон.
Организация детей:
(Дети заходят в музыкальный зал.)
(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.
(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)
Воспитатель: Упражнения выполняем по три раза.
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.
Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.
(Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.
(Звучит спокойная мелодия.)
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.
Посмотрите как красиво кругом!
(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)
Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?
Дети: “Лиса и козел”.
Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?
Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
(Дети высказываются.)
Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.
Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?
Дети: Печалится, грустит.
Воспитатель: Бранится…
Дети: Ругаться.
Воспитатель: На ворон зазеваться…
Дети: Быть невнимательным.
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?
Дети: Спасение козла.
(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)
Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).
Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?
Дети: Сказочники.
Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.
Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?
Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.
(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).
Воспитатель: Как в сказках называют мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?
Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.
Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали
(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)
Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.
(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители. Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!
Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.
(Звучит музыка.)
(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)
Воспитатель: Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.
Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.
Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?
Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.
Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.
(Ответы детей.)
Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?
(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)
Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?
Дети: Надо заменить слова?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?
(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)
Воспитатель: Что получилось, какое предложение?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?
Дети: (з).
Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.
(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.
(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)
Воспитатель: Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на ковер-самолет.
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.
В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.
Молодцы, ребята! Так давай те же поскорее отправимся в это необычное путешествие. Ребята, прежде чем я расскажу вам сказку ответьте на вопросы. Если сказку сочинил народ, то она какая? (народная) А если автор? (авторская). Молодцы. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которая называется «Заюшкина избушка». Скажите, ребята, слышали вы такую сказку? Если, да, о чем она? Давайте, я вам ее напомню, прочитаю, а вы внимательно послушаете, и ответите на мои вопросы.
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна.Избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки, - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним! Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Давайте с вами отдохнем и провидем небольшую физкультминутку чтобы наше тело взбодрилось.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Теперь давайте с вами обсудим нашу сказку. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать, но отвечаем мы не хором, а по очереди. И так, скажите, о ком эта сказка? (о хитрой лесе и добром, доверчивом зайце). Почему лиса хитрая? (лиса хитрая, потому что она перехитрила, обманула доверчевого зайца). А, почему, зайчик был добрый и доверчивый? (заяц поверил лисе, простил лису за её дразнилки, пожалел лиску, да и впустил к себе в избушку). Кто еще принимал участие в сказке? Назовите всех сказочных персонажей. Какие они были смелые или трусливые? Кто смелый, а кто трусливый? Ребята а теперь давайте каждый из вас опишет несколькими словами каждого героя, расскажет какой он. Например зайчик, он какой? (Серенький, длинноухий, короткохвостый). Лиса? Собаки? Волк? Медведь? Петух? А теперь давайте вспомним какая избушка была у лисы? А у зайчика? Как вы думаете, нужно было лисе строить лисе избушку из льда? (ответ и пояснение). Хорошо или плохо поступала лиса? Почему? А зайка? Ребята, и напоследок, скажите, чему учит эта сказка? (все должны приходить на помощь друг другу).
С | К | А | З | К | И |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной деятельности детей "путь в сказку.."
совместная деятельность логопеда с детьми в группе заикания....
Консультация для родителей «Путь в сказку. Развитие театрализованной деятельности детей»
Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего...
"В здоровый путь через сказку "Буратино"
Занятие по физической культуре с использованием сюжета сказки....
Статья по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сочинения сказки."
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сочинения сказки....
Путь в сказку. Театрализованная деятельность в младшей группе
Путь в сказку. Театрализованная деятельность в младшей группе....
досуг "Как Кукла Майя испекла пирог", консультация на тему "Путь в сказку"
Досуг для детей второй младшей группы "Как кукла Майя испекла пирог"Консультация на тему театрализованная деятельность. "Путь в сазку"...
"Путь в сказку» Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Актуальность заключается в том, что решение задач направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого...