Что такое сказкотерапия?
консультация по развитию речи
Материал для воспитателей и родителей дошколят
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_zhe_takoe_skazkoterapiya.pptx | 183.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: Познакомить с методом сказкотерапии . Дать рекомендации по составлению собственных терапевтических сказок для благополучного развития ребёнка. Содействовать формированию готовности родителей использовать метод сказкотерапии в своей семье.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ? Сказкотерапия , пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
ПРЕИМУЩЕСТВО сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки. ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА ЗАНЯТИЙ СКАЗКОТЕРАПИЕЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ? Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии . Ее польза состоит в следующем: - помогает найти выход из проблемной ситуации; - расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; - обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; - корректирует поведение и развитие речи; - стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
ВИДЫ СКАЗОК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ В СКАЗКОТЕРАПИИ. -Народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т.д .; -Обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях; -Диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру; -Психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
СХЕМА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ - подбор героя (похожего на ребенка ); -описание жизни героя; -помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка ); -герой ищет и находит выход . Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много . ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации; изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, книжку-самоделку; сделать постановку сказки в виде настольного театра.
"СКАЖИ МНЕ, КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА, И Я СКАЖУ КТО ТЫ.» Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
КАКИЕ ЖЕ ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ МОЖЕТ ИЗВЛЕЧЬ РЕБЕНОК ИЗ СКАЗКИ? Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
КАКИЕ ЖЕ ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ МОЖЕТ ИЗВЛЕЧЬ РЕБЕНОК ИЗ СКАЗКИ? Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
КАКИЕ ЖЕ ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ МОЖЕТ ИЗВЛЕЧЬ РЕБЕНОК ИЗ СКАЗКИ? Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ Простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.; не стоит растолковывать мораль сказки; больше юмора; содержание сказки должно быть понятно ребенку.
И еще. В буквальном смысле слова призываю вас: читайте детям сказки на ночь! Обсуждайте их! Поверьте, особый настрой перед сном способствует более полному восприятию прочитанного, дает время на обдумывание затронутых в разговоре тем, лучше закладывается в подсознание ребенка.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии . Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ. Сказочный сюжет может разворачиваться в следующей последовательности: * Жили-были. * Начало сказки: встреча со сказочными героями. * И вдруг однажды… * Из-за этого… * Кульминация . * Развязка.
НАПРИМЕР: Жили были… (Начало сказки, встреча с её героями): Жил-был на белом свете маленький Мишутка, были у него Мама Медведица и Папа Медведь. И вдруг однажды…(Герои сталкивается с какой-то проблемой, совпадающей по характеру с проблемой ребёнка): Мама ему говорит ласковым голосом: - Мишутка, пора вставать, солнышко уже встало! Снимай пижамку , сынок, одевайся и иди умываться. А Мишутка в ответ: - Не хочу, не буду! Не хочу, не буду! Из-за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать в чём состоит решение проблемы: Рассердился папа не на шутку: - Я вижу, ты не любишь ни маму, ни папу! Ну, что ж, завтра с утра пойдёшь жить в лес, там не надо будет никого слушаться, будешь жить сам по себе. Кульминация (Герой сказки осознаёт трудности): Мишутка опять остался один. Очень хотелось кушать. Мишутка вспомнил, как вкусно готовила еду его мама, как ласково она звала его кушать! А он не слушался, кричал: “Не хочу! Не буду!” Как было бы хорошо сейчас оказаться дома, с мамой и папой Развязка (Результат действий героя сказки): Старый Ёж взял Мишутку за руку и отвёл домой. Мишутка прямо c порога закричал: - Мама, папа, простите меня, пожалуйста, я больше не буду капризничать! Мораль сказки такова…(Герой сказки извлекает урок из своих действий): C тех пор Мишутка больше не капризничал, он помнил, что с мамой и папой всегда лучше, чем одному! Он даже стишок сочинил: Папа, мама, я - Дружная семья !
СКАЗКОТЕРАПИЯ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЯЗЫК, НА КОТОРОМ МОЖНО ВЕСТИ БЕСЕДЫ С ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...