Лепбук "Логоритмика"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Это многофункциональное пособие, предназначено для детей от 3-7 лет. Содержательный, игровой материал лепбука может использоваться на музыкальных занятиях, кружковой работе, и в индивидуальных и групповых формах работы с детьми.
Многофункциональное пособие содержит игры и упражнения, которые направлены на развитие речи с помощью музыкально-ритмической деятельности. Интеграция со всеми областями ДО осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, двигательной коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтении).
Пособие предназначено для логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 136.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32городского округа-город Камышин
Многофункциональное пособие лепбук «ЛОГОРИТМИКА»
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
Автор: муз. руководитель
1 кв. категории Митулинская Е.В.
г.Камышин
Аннотация: лепбук «ЛОГОРИТМИКА»
- это многофункциональное пособие, предназначено для детей от 3-7 лет. Содержательный, игровой материал лепбука может использоваться на музыкальных занятиях, кружковой работе, и в индивидуальных и групповых формах работы с детьми.
Многофункциональное пособие содержит игры и упражнения, которые направлены на развитие речи с помощью музыкально-ритмической деятельности. Интеграция со всеми областями ДО осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, двигательной коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтении).
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников.
Актуальность
Игра – является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. С помощью игровой деятельности у дошкольников развивается ВПФ - внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук.
Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по различным видам деятельности);
- полифункционален: способствует развитию творческого воображения и возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, с помощью наглядных средств;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Методические рекомендации для педагогов при работе с лепбуком «ЛОГОРИТМИКА»
Описание пособия.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 3-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для кружковой работы, на музыкальных занятиях;
- в ходе индивидуальной или подгрупповой работы воспитателя с детьми
Цель пособия: развитие речи с помощью наглядных музыкальных пособий и игр. Создание положительного психоэмоционального настроя.
Задачи:
• развитие мышечного тонуса и ориентировки в пространстве;
• развитие внимания, мышления, воображения, фантазии;
• развитие дыхания, артикуляционного аппарата и голосовых связок;
• развитие мимики лица;
• развитие мелкой моторики пальцев рук;
• развитие чувства темпа и ритма ;
• формирование речи ;
• развитие слуховой и зрительной памяти;
• развитие фонематического и музыкального слуха
В Лэпбуке представлены игры и речевой материал
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики, музыкальных и творческих способностей. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Содержание
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.
Задачами артикуляционной гимнастики являются:
-учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;
-формировать правильное произношение звуков;
-воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.
Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка»и т.д.
2. Пальчиковая гимнастика
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
3. Гимнастика элементами логоритмики».
Задачи: Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку.
4. Фонематические потешки
Материал содержит потешки для развития речевого слуха ребенка - способности различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети часто смешивают.
5. Дыхательная гимнастика
Дыхание - это один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Значение дыхательной гимнастики для общего физического развития дошколят очень велико, ведь:
-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
-упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
-дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания;
-медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает избежать стресса.
6.Скороговорки
Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.
Цель:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по
артикуляции звуков.
2. Развивать чёткую, правильную дикцию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Совершенствовать интонационную выразительность.
7.Речь с движениями
В ходе данных рече-двигательных игр решаются следующие задачи:
-развитие темпо-ритмической стороны речи, умение рассказывать стих выразительно;
-развитие речевого дыхания;
-осмысление рифмы стиха;
-совершенствование умения координировать движения мелкой и общей моторики со словами;
-закрепление с детьми различных лексико-грамматических категорий в стихотворной форме;
-развитие процессов памяти и внимания;
8. Зарядка в стихах
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни
Задачи:
- способствовать укреплению здоровья детей
- совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях
- развивать координацию движений
- развивать творческие способности, перевоплощаясь в различные образы.
9. «ИГРОВЫЕ ПОПЕВКИ».
Игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря использованию наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3 .Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает использование мимики и жестов, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование .
10. Игра на развитие силы голоса «Громко-тихо»
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи. Развивать звуковысотный слух у детей.
11. Чистоговорки
Цель: формирование и совершенствование
фонематического слуха и лексико – грамматических категорий
Задачи:
• развивать речевое дыхание , навыки управления силой голоса ,восприятие темпа,ритма
• отрабатывать силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса,правильный темп речи,интонационную выразительность речи,четкость дикции
• обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
12. Игра «Мини-твистер»
Цель: развитие координации движений пальцев рук, мелкой моторики, внимания.
Игра состоит из игрового поля с разноцветными кругами и 2-х кубиков с указанием определенного пальца на гранях, и цвета.
Играть могут два человека. Игрок бросает кубики и ставит определенный палец, соответствующий грани на кубике на круг, цвет которого выпал на другом кубике.
13. Карты-схемы построений и перестроений
Музыкальные игры являются неотъемленной часть образовательной деятельности. И, как правило, предполагают собой построить детей в шеренгу, в круг, в два круга (один в другом или в два отдельных), а также изменять построения, переходить из одного в другое.
Задача педагога: научиться детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения и построения правильно и быстро.
14.Игра на определение темпа
Цель: формирование у детей умения соотносить темп речи и движений.
15. Дидактическая игра на определение характера музыки «Тучка и облачко»
Демонстрационный: Тучки и облачка, изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
16. Дидактическая игра на развития ритмического слуха
Цель: Развивать ритмический слух и внимание.
17.Игра на восприятие музыки
Цель игры: развитие у детей музыкальных и шумовых звуков.
18. Схемы танцевальных движений
Процесс использования мнемотаблиц проходит поэтапно:
1 этап. Слушание музыки, беседы о музыкальном произведении, обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Выбор танцевальных движений для исполнения танца под эту музыку.
2 этап. Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в подходящие движения танца.
3 этап. Составление «таблицы» ( я составляю в один ряд).Пересказ информации о порядке движений танца детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.
4 этап. Воспроизведение детьми музыкального произведения исполнение танцевальных движений (танца, музыкально-подвижной игры).
19. Игра «Повтори ритм по рисунку»
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).