Лепбук "Логоритмика"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Митулинская Екатерина Владимировна

Это многофункциональное пособие, предназначено для детей от 3-7 лет. Содержательный, игровой  материал лепбука  может использоваться на музыкальных занятиях, кружковой работе, и в индивидуальных и групповых формах работы с детьми.

Многофункциональное пособие содержит игры и упражнения, которые направлены на развитие речи с помощью музыкально-ритмической деятельности. Интеграция со всеми областями ДО осуществляется в процессе организации  различных видов деятельности (игровой, двигательной коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной и чтении).

Пособие предназначено для логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_k_lepbuku_logoritmika.docx136.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №32городского округа-город Камышин

Многофункциональное пособие лепбук «ЛОГОРИТМИКА»

 Методические рекомендации

к учебно-дидактическому пособию

Автор: муз. руководитель

1 кв. категории Митулинская Е.В.

                                                     

                                                         г.Камышин

Аннотация: лепбук «ЛОГОРИТМИКА»

- это многофункциональное пособие, предназначено для детей от 3-7 лет. Содержательный, игровой  материал лепбука  может использоваться на музыкальных занятиях, кружковой работе, и в индивидуальных и групповых формах работы с детьми.

Многофункциональное пособие содержит игры и упражнения, которые направлены на развитие речи с помощью музыкально-ритмической деятельности. Интеграция со всеми областями ДО осуществляется в процессе организации  различных видов деятельности (игровой, двигательной коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной и чтении).

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников.

Актуальность

Игра – является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. С помощью игровой деятельности у дошкольников развивается ВПФ - внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка,  успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни.

Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и  воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук.

Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по различным видам деятельности);

- полифункционален: способствует развитию творческого воображения и возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, с помощью наглядных средств;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.

Методические рекомендации для педагогов при работе  с лепбуком  «ЛОГОРИТМИКА»

Описание пособия.

               

Данное пособие предназначено для работы с детьми 3-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для кружковой работы, на  музыкальных занятиях;

- в ходе индивидуальной или подгрупповой  работы воспитателя с детьми

Цель пособия: развитие речи с помощью наглядных  музыкальных пособий и игр. Создание положительного психоэмоционального настроя.

Задачи:  

• развитие мышечного тонуса и ориентировки в пространстве;

• развитие внимания, мышления, воображения, фантазии;

• развитие дыхания, артикуляционного аппарата и голосовых связок;

• развитие мимики лица;

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• развитие чувства  темпа и ритма ;

• формирование речи ;

• развитие слуховой и зрительной памяти;

• развитие фонематического и музыкального слуха

В  Лэпбуке представлены  игры и речевой материал

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные  на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики, музыкальных и творческих способностей. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

 

Содержание

1. Артикуляционная гимнастика  в картинках.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

-учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

-формировать правильное произношение звуков;

-воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок»,  «Лошадка»и т.д. 

2. Пальчиковая гимнастика

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

           

3. Гимнастика элементами логоритмики».

Задачи: Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку. 

4. Фонематические потешки

Материал содержит потешки  для развития речевого слуха ребенка - способности  различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети  часто смешивают.

     

5. Дыхательная гимнастика

Дыхание - это один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.

 Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Значение дыхательной  гимнастики для общего физического развития дошколят  очень велико, ведь:

-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

-упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

-дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания;

-медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает избежать стресса.

 

6.Скороговорки

Для развития  чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на  сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний  в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.

Цель:

   1. Закреплять навык  звукопроизношения наиболее трудных по  

              артикуляции звуков.

  2. Развивать чёткую, правильную  дикцию.

  3. Развивать  слуховое  внимание и память.

  4. Совершенствовать интонационную выразительность.

                         

7.Речь с движениями

В ходе данных рече-двигательных игр  решаются следующие задачи:

-развитие темпо-ритмической стороны речи, умение рассказывать стих выразительно;

-развитие речевого дыхания;

-осмысление рифмы стиха;

-совершенствование умения координировать движения мелкой и общей моторики со словами;

-закрепление с детьми различных лексико-грамматических категорий в стихотворной форме;

-развитие процессов памяти и внимания;                   

8. Зарядка в стихах

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни

Задачи:
- способствовать укреплению здоровья детей 
- совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях
- развивать координацию движений
- развивать творческие способности, перевоплощаясь в различные образы.

             

9. «ИГРОВЫЕ ПОПЕВКИ».

Игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря использованию наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.

2.  Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3 .Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4.  Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает использование мимики и жестов, пение по ролям.

5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование .

           

10. Игра на развитие силы голоса «Громко-тихо»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи. Развивать звуковысотный слух у детей.           

11. Чистоговорки

Цель: формирование и совершенствование

фонематического слуха и лексико – грамматических категорий

Задачи:

• развивать речевое дыхание , навыки управления силой голоса ,восприятие темпа,ритма

• отрабатывать силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса,правильный темп речи,интонационную выразительность речи,четкость дикции

• обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

12. Игра «Мини-твистер»

Цель: развитие координации движений пальцев рук, мелкой моторики, внимания.

Игра состоит из игрового поля с разноцветными кругами и 2-х кубиков с указанием определенного пальца на гранях, и цвета.

Играть могут два человека. Игрок бросает кубики и ставит  определенный палец, соответствующий грани на кубике на круг, цвет которого выпал на другом кубике.

 

13. Карты-схемы построений и перестроений

Музыкальные игры являются неотъемленной часть образовательной деятельности. И, как правило, предполагают собой построить детей в шеренгу, в круг, в два круга (один в другом или в два отдельных), а также изменять построения, переходить из одного в другое.

Задача педагога: научиться детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения и построения правильно и быстро.

14.Игра на определение темпа

Цельформирование у детей умения соотносить темп речи и движений.

15. Дидактическая игра на определение характера музыки «Тучка и облачко»

Демонстрационный: Тучки и облачка, изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• грустная, жалобная;

• веселая, радостная, плясовая, задорная.

16. Дидактическая игра на развития ритмического слуха

Цель: Развивать ритмический слух и внимание.

17.Игра на восприятие музыки

Цель игры: развитие у детей музыкальных и шумовых звуков.

18. Схемы танцевальных движений

Процесс  использования мнемотаблиц проходит поэтапно:

1 этап. Слушание музыки, беседы о музыкальном произведении, обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Выбор танцевальных  движений  для  исполнения  танца  под  эту  музыку.

2 этап. Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено Осуществление  перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в подходящие движения танца.

3 этап. Составление «таблицы» ( я составляю  в  один  ряд).Пересказ информации о  порядке  движений  танца  детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.

4 этап. Воспроизведение детьми музыкального произведения  исполнение танцевальных движений (танца, музыкально-подвижной игры).

19. Игра «Повтори ритм по рисунку»

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Непосредственно организованная образовательная деятельность по музыке в старшей группе