Кружковая деятельность
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Натали Николаевна Никитина

Младший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_2020.docx270.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

 Канского района,  Красноярского края.

                                                                               

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»

Долингер О.В. _____________

Кружковая деятельность

«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Младший дошкольный возраст

http://ds224.inkaut.ru/img/publeimg/54/122/image-8379.jpg

Пояснительная записка

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. 

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.  Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка и в этом нам помогут пальчиковые игры. У малышей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

 Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Веселые пальчики».

Цель:  способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Укреплять и развивать руки, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности, речь.

Задачи: 

- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- развивать память, звуковую культуру речи.

Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова  и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки. Дети этого возраста познают мир посредством касаний.

Методы обучения

Показ действий.

Действия руками ребёнка.

Самостоятельные действия ребёнка.

Организация работы кружка:

- Возраст детей участвующих в реализации данной программы – младший дошкольный.

- Программа рассчитана на 1 год обучения.

- Проводится кружок 1 раз в неделю (во второй половине дня продолжительностью по 10-12 минут).

- Занятия проводятся с октября по май.

- Формы организации образовательной деятельности – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.

Прогнозируемый результат:

Дети:

- Развитие у детей познавательной активности, любознательности;

- Стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- Развитие умственных способностей и речи детей;

- Развитие гибкости и ловкости рук.

Родители:

- Повышение интереса у родителей по данному вопросу;

- Расширение кругозора родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего возраста;

- Использование пальчиковых игр в домашних условиях;

- Помощь и участие разнообразных мероприятиях.

http://900igr.net/up/datas/125526/013.jpg

Месяц

Наименование пальчиковой игры

Содержание пальчиковой игры

СЕНТЯБРЬ

Пальчиковая игра

"Это я"

«Это Я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Вот, вот.

Это рот. Вот, вот.

Там спинка. Вот, вот.

Тут живот. Вот, вот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох, устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Пальчиковая игра "Вышли пальчики гулять"

"Вышли пальчики гулять"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Вышли пальчики гулять.

пошевелите пальцами

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

Пальчиковая игра

"Моя семья"

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Пальчиковая игра

"Ёжик"

"Ёжик"

Покажите малышам, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок.

Ёжик маленький замёрз,

прижмите пальцы - ёжик убрал иголки

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело

выпрямите пальцы - ёжик показал колючки

Ёжик развернулся.

ОКТЯБРЬ

Игра

«Осенние листья» (бумага)

Игра «Осенние листья» (бумага)

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите детям, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки.

По окончании игры попросите детей помочь вам убрать листочки.

Пальчиковая игра

"Замок"

"Замок"

На двери висит замок

соедините пальцы рук в "замок"

Кто открыть его бы смог?

Мы замочком постучали,

постучите по столу сомкнутыми в замок руками

Мы замочек повертели

круговые движения сомкнутыми руками

Мы замочек покрутили...

сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны

И открыли!

расцепите пальцы

Пальчиковая игра "Дождик"

"Дождик"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Дождь на улице опять

указательным пальчиком дети постукивают по ладошке

Раз, два, три, четыре, пять

указательным и большим пальчиками другой руки, дети трогают подушечки пальчиков начиная с большого

Пальчики идут гулять

пошевелите пальцами

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

пальчики сжимают в кулачок

Пальчиковая игра

"Мы топали"

"Мы топали"

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали.

И ножки все оттопали! 

Слушая стихотворение, дети поочерёдно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам)

НОЯБРЬ

Массаж

«Медведь»

Массаж «Медведь»

Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

Пальчиковая  игра

"Пальчики здороваются"

«Пальчики здороваются»

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались,

Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

Пальчиковая  игра 

"Человечек"

"Человечек"

Предложить малышам поиграть.

- Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

- Человечек пошёл погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ - топают ножки.

Человечек идёт по дорожке.

Пальчиковая  игра "Пальчики в лесу"

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Вышли пальчики гулять.

пошевелите пальцами

Этот пальчик в лес пошёл,

разгибаем мизинчик

Этот пальчик гриб нашёл,

разгибаем безымянный пальчик

Этот резал,

разгибаем средний пальчик

Этот ел,

разгибаем указательный пальчик

Ну, а этот лишь глядел,

разгибаем большой пальчик, и щекочет ладошку.

ДЕКАБРЬ

Пальчиковая  игра "Барабанчики"

"Барабанчики"

Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук

Вот палочки-пальчики

Гремят барабанчики!

Можно устроить соревнования на самый громкий барабан, предложить детям барабанить медленно или быстро. громко или тихо, повторять простые ритмы.

Пальчиковая игра

"Лапки - Царапки"

"Лапки-царапки"

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка.

Мягкие лапки,

дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки

А в лапках - цап-царапки

дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются

Пальчиковая игра

"Белка"

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Пальчиковая игра "Ёлочка"

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка,

дети соединяют кончики пальцев, делают «ёлочку»

Шишечки,

показывают кулачки

Иголочки,

соединяют указательные пальцы

Шарики,

пальцы сжимают в кулачки

Фонарики,

показывают «фонарики»

Зайчики,

показывают «ушки зайца»

И свечки,

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звёзды,

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки   ставят средний и указательный пальцы на колени.

ЯНВАРЬ

Массаж

«Мячик»

"Мячик"

Катаем мячик между ладоней:

Покатаю я в руках

Мячик мой хороший.

Чтоб всегда здоровым быть,

Ловким и весёлым.

Игра

«Домик»

(счётные палочки)

Игра «Домик»

(счётные палочки, листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы)

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от неё убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте детки поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

Игра

«Бумажные снежки» (бумага)

Игра «Бумажные снежки»

(бумага)

Разложите листы бумаги на полу и предложите детям поиграть в снежки.

«Дети, какое сейчас время года? Зима. Так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из бумаги, и поиграем!»

Дети берут бумагу, сжимают её в комок и «играют» в снежки.

Игры с прищепками

Игры с прищепками

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу – лучики, ёжику  - иголки, зайчику – ушки и т.п. При этом можно приговаривать различные стишки, потешки…

«Зайка»

У меня есть заинька –

Зайчик очень маленький.

На его макушке –

Длинненькие ушки.

«Ёжик»

Ёжик маленький замёрз

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело.

Ёжик развернулся.

«Солнышко»

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

ФЕВРАЛЬ

Игра

«Разборные картинки» (крупные пазлы)

Игра «Разборные картинки»

(пазлы крупного размера)

Предложить детям сложить красивую картинку и посмотреть, что на ней нарисовано.

«Посмотрите, наша красивая картинка сломалась – рассыпалась на отдельные кусочки… Давайте её соберём и посмотрим. Что на ней нарисовано!»

Пальчиковая игра

"Пальчики здороваются"

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Пальчиковая игра

"Повстречались"

«Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка:

«Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав».

Два жеребёнка: «Иго-го»

Два тигренка: «Р-р-р»,

Два быка: «Му-у».

Смотри, какие рога!

Игра

«Мозаика»

(мозаика с крупными деталями)

Игра «Мозаика»

Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным).

Предложите детям выложить узор по образцу.

МАРТ

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Пальчиковая гимнастика "Помощник"

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Пальчиковая гимнастика "Белочка"

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Пальчиковая гимнастика "Кошки - мышки"

«Кошки — мышки»

Вот кулак, 

показать кулак левой руки

А вот – ладошка, 

раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. 

пальчиками правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. 

правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, 

вращать кулаком

В норки быстро разбежались. 

АПРЕЛЬ

Пальчиковые игры: "Радуются солнышку"

«Радуются солнышку»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

Пальчиковая гимнастика "Птички"

"Птички"

Вот птички летают, машут крылышками

скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти, помашите крыльями

Приземлились птички, крылышки сложили.

соедините ладони вместе

Давайте покормим птичек - насыплем им зёрнышек!

сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

Вот как птички зёрнышки клюют!

легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

Наелись птички и улетели. 

скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти

Пальчиковая гимнастика "Транспорт"

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Пальчиковая гимнастика "Волшебные пальчики"

"Волшебные пальчики"

Посмотри, какие штучки

Могут делать наши ручки"

Ловко пальчики, как ножки,

Пробежались по дорожке.

указательный и средний пальцы бегут по столу

А когда устали бегать -

Захотели пообедать:

Вмиг колечками сложились,

И баранки получились.

большой и указательный пальцы соединить

После глянули в окно:

Петушок клюёт зерно.

Улыбнулись: "Ну и что же?

Мы клевать умеем тоже!"

сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

А потом "кря-кря" сказали -

соединить пальчики (мизинчик, безымянный, средний, указательный), дотронуться до большого пальчика

В речке уток увидали.

Удивились утки:

"Что это за шутки?!"

Наигрались, а теперь

Запереть решили дверь:

Друг за дружку зацепились

соедините пальцы рук в "замок"

И в замочек превратились.

МАЙ

Игры с прищепками

Игры с прищепками

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают морковке – ботву, кактусу – иголки, грибочку – ножку и т.п. При этом можно приговаривать различные стишки, потешки…

Морковка

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный,

Сладкий плод.

А зелёный, пышный хвостик

Украшает огород.

Кактус

Как – то Ёж увидел кактус.

И подумал: «Это – Ёж».

А колючий толстый кактус,

Про Ежа подумал:

«Кактус, но на Ёжика похож».

Гриб

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Игры с прищепками

Игра

 «Забавные шнурки» (плоские игрушки-шнуровки)

Игры «Забавные шнурки»

Игрушка – шнуровка должна соответствовать возрасту ребёнка и уровню его развития. При необходимости предложить помощь.

Игра

«Забавные шнурки» (плоские игрушки-шнуровки)

Литература

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.
  2. Е.А. Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста".  Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009.
  3. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
  4. Интернет ресурсы.
  5. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...