Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Описание».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Описание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
по развитию речи на тему: «Описание».
Цель: Учить детей выбирать начало и направление описания; знакомить с элементарными направлениями описаний: «слева направо», «справа налево».
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей описывать игрушки, опираясь на схему.
Развивающие: продолжать развивать мышление, речь, память, словарный запас.
Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришла гость! Давайте поздороваемся с ней.
Дети здороваются с гостьей.
Воспитатель: Милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот, таких хороших и пригожих я приглашаю на занятие, проходим и садимся на стульчики.
Воспитатель и дети проходят, и садятся на стульчики.
Воспитатель: Друзья мои, наше занятие мы начнём с проговаривания чистоговорки, которая называется «Игрушки»:
УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки,
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю,
АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю.
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили:
АТ – АТ – АТ - новый самокат,
ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик,
ЧИ – ЧИ – ЧИ – красивые мячи,
УКЛУ – УКЛУ – УКЛУ - хорошенькую куклу,
АДКУ – АДКУ – АДКУ - деревянную лошадку,
ИНУ – ИНУ – ИНУ - огромную машину.
ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу.
РЮ – РЮ – РЮ – я друзьям их подарю.
Воспитатель: Молодцы. Саша, а скажи мне, пожалуйста, где продаются игрушки?
(Ответ ребёнка: «игрушки продаются в магазине»).
Воспитатель: Правильно, игрушки продаются в магазине. Ребята, и мы сегодня с вами отправимся в магазин игрушек. Посмотрите на экран.
На экране появляется картинка с изображением магазина игрушек.
Воспитатель: И в этом магазине есть много игрушек.
На экране появляется картинка с изображением игрушек, которые стоят на полочках.
Воспитатель: И все они разные, давайте посмотрим на схему описания.
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором висит схема описания.
Воспитатель: Игрушки разные: по цвету, по форме, по размеру, по материалу (т.е. из какого материала сделала), из каких частей состоит и как можно играть с этой игрушкой.
Воспитатель: Друзья мои, а сейчас я вам опишу по этой схеме одну из игрушек нашего магазина, а вы должны её угадать, только слушайте до конца. Хорошо?
(Ответы детей: «да»).
Воспитатель: Эта игрушка по цвету разноцветная, по форме похожа на треугольник, по размеру – средняя, сделала она из материала - дерева, состоит из таких частей как: палочка и колечек, её можно во время игры разбирать и собирать. Вика, а ты догадалась какая это игрушка?
(Ответ ребёнка: «это пирамидка»).
Воспитатель: Правильно, это пирамидка. Арсений Козырев, а как ты думаешь, пирамидка стоит на какой полочке?
(Ответ ребёнка: «пирамидка стоит на второй полочке»).
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе посчитаем полочки, только считать мы начнём снизу вверх.
Воспитатель с детьми считают полочки.
Воспитатель: Василиса, а пирамидка стоит на второй полочке какая по счёту?
(Ответ ребёнка: «пирамидка стоит третья»).
Воспитатель: Друзья мои, а давайте все вместе посчитаем игрушки, которые стоят на второй полочке, только считать мы будем «слева направо».
Воспитатель с детьми считают игрушки.
Воспитатель: Василиса ответила верно, пирамидка действительно стоит третья на полочке.
Воспитатель: Миша, а какая игрушка стоит над пирамидкой?
(Ответ ребёнка: «над пирамидкой стоит мотоцикл»).
Воспитатель: Маша, а какая игрушка стоит под пирамидкой?
(Ответ ребёнка: «под пирамидкой стоит кукла»).
Воспитатель: Лёва, а какая игрушка стоит от пирамидки слева?
(Ответ ребёнка: «слева от пирамидки стоит чайник»).
Воспитатель: Алина, а какая игрушка стоит от пирамидки справа?
(Ответ ребёнка: «справа от пирамидки стоит самолёт»).
Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили верно. Ребята, послушайте меня внимательно, чтобы составить описание каких – либо предметов, надо придерживаться определённых правил. Сейчас мы с вами познакомимся с одним с них. Посмотрите на доску.
Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой висит ряд картинок с изображением игрушек.
Воспитатель: Слушаем и запоминаем: необходимо обязательно выбрать начало описания предмета и направление описания следующих предметов. Кружком обозначается предмет, с которого начинается описание, а стрелка показывает выбранное направление перечисления следующих предметов – это может быть «слева направо» или «справа налево». И эту последовательность нельзя прерывать. Понятно?
(Ответы детей: «да»).
Воспитатель: Сейчас я и проверю, как вы поняли. Обратимся к нашему магазину. Я буду описывать одну из полок с игрушками, но названия игрушек называть не буду, а вы, внимательно меня слушайте, затем, чьё имя я назову, тот и подойдёт к доске, и выберет именно ту картинку, которая подходит к моему описанию. Друзья мои, картинки будите вешать в ряд. Готовы?
(Ответы детей: «да»).
Ряд картинок: ведро, мяч, кукла, пожарная машина.
Воспитатель: Ну, тогда слушайте внимательно: эта игрушка по цвету – фиолетовая, по форме похожа на перевёрнутую трапецию, по размеру – большая, сделана она из материала - железа, состоит из таких частей как: сосуд и ручка, во время игры в ней можно переносить песок для построения песочного замка или класть картошку при уборке урожая. Варя, а ты догадалась какая это игрушка?
(Ответ ребёнка: «это ведро»).
Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Варя, присаживайся на стульчик. Слушаем дальше: эта игрушка по цвету – разноцветная, по форме – круглая, по размеру – маленькая, сделана она из материала - резина, состоит из одной круглой части, во время игры её можно отбивать от пол или играть в футбол. Руслан, а ты догадался какая это игрушка?
(Ответ ребёнка: «это мяч»).
Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Руслан, присаживайся на стульчик. Следующая игрушка по цвету – разноцветная, по форме похожа на прямоугольник, который стоит, по размеру – средняя, сделана из материала - пластмасс, состоит из таких частей как: голова, туловище, руки, ноги, во время игры её можно кормить, укладывать спать, катать в коляске. Элина Лучкина, а ты догадалась какая это игрушка?
(Ответ ребёнка: «это кукла»).
Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Элина, присаживайся на стульчик. Ну и осталась последняя игрушка: по цвету – разноцветная, по форме похожа на прямоугольник, по размеру – большая, сделана из материала - пластмасс, состоит из таких частей как: кабина, цистерна для воды, лестница, шланг для воды, есть передние и задние колёса, во время игры её можно катать по полу и тушить пожар. Стёпа, а ты догадался какая это игрушка?
(Ответ ребёнка: «это пожарная машина»).
Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Стёпа, присаживайся на стульчик. Молодцы, быстро справились с этим нелёгким заданием. Ребята, а теперь давайте выясним, где в моём описании игрушек начало и в каком направлении шло описание - перечисление игрушек. Айназ, как ты думаешь?
(Ответ ребёнка: «слева направо»).
Воспитатель: Правильно, «слева направо». Итак, начало в моём описании – это «ведро», а направление перечисления игрушек «слева направо». И таким же способом можно описывать ряд игрушек «справа налево»: начало в описании будет «пожарная машина», кружок и стрелочка соответственно меняют места. Всем понятно?
(Ответы детей: «да»).
Воспитатель: Замечательно. Друзья мои, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто первый назовёт?», но играть мы будем стоя, возле своих стульчиков.
Воспитатель выставляет на стол ряд игрушек.
Вот игрушки стали в ряд
Мы попросим всех ребят.
Сосчитать их справа, слева
Слушать и задание выполнять умело.
Воспитатель: Слушайте внимательно, сколько раз я стукну бубном по руке, столько раз вы должны сосчитать «слева направо» и назвать игрушку правильно. Считайте только шёпотом, чтобы не мешать своему соседу. Готовы?
(Ответы детей: «да»).
Воспитатель: Ну, тогда начнём.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какая это игрушка?
(Ответы детей: «это ёжик»).
Воспитатель: А теперь считать будем «справа налево».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какая это игрушка?
(Ответы детей: «это чайник»).
Воспитатель: Молодцы, присаживаемся на стульчики. А теперь самое интересное. Пойдёмте за мной.
Воспитатель вместе с детьми идут к столам.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам, посмотрите, на столах лежат листочки, на которых нарисованы полочки, а на каждой полочке стоит по игрушке. А также рядом с листочками лежат картинки с изображением игрушек и стоит клей. Ваша задача: наклеить картинку на ту полочку, на которую вы пожелаете. И у каждого из вас должна получится своя полочка с игрушками. Приступаем к выполнению задания.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Друзья мои, если вы закончили выполнять задания, то можете взять с собой свою полочку и пройти, присесть на стульчики.
Воспитатель и дети проходят, и садятся на стульчики.
Воспитатель: Элина Кашапова, подойди ко мне, пожалуйста. Покажи мне и ребятам свою полочку. Элина, перечисли игрушки, которые стоят на третьей полочке «слева направо».
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Элина, присаживайся на свой стульчик. Артём, подойди ко мне, покажи свою полочку и перечисли игрушки, которые стоят на первой полочке «справа налево».
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Артём, присаживайся на своё место. Ну и осталась у нас вторая полочка. Дашенька, желает ко мне подойти и показать свою полочку. Дашенька, перечисли, пожалуйста, игрушки, которые стоят на второй полочке «слева направо».
Ребёнок выполняет задание.
Воспитатель: Спасибо, Дашенька, присаживайся на свой стульчик. Ребята, а давайте с вами создадим свой магазин игрушек. Сейчас каждый из вас, по цепочке, будет подходить к доске и вешать свою полочку. И у нас с вами получится огромный магазин игрушек.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Друзья мои, вам понравилось сегодня заниматься?
(Ответы детей: «да»).
Воспитатель: Замечательно, и вы меня сегодня порадовали. Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашей гостьей. Скажем ей все «До свидания».
Дети прощаются, и гость уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Описание кукол»
Конспект занятия в старшей группепо развитию речи «Описание кукол»Автор: Балабанова Вероника КареновнаЦель: Учить составлять описательный рассказ.Задачи: Образовательная: Учить использоват...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
конспект открытого занятия...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию: описание кукол».
конспект по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию: описание кукол "Цель помочь детям составить план описния куклы...