Моршанск
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по развитию речи в старшем дошколькольном возрасте о любимом городе Моршанск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №11 «ЧЕБУРАШКА»
Конспект НОД по речевому развитию:
«Любимый Моршанск»
Группа детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Воспитатель: Пономаренко Т. В.
Г. Моршанск
Цель: обогащение представлений детей о городе Моршанске.
Образовательные задачи:
- закрепить и обогатить знания детей об истории города, об его достопримечательностях;
- учить детей отвечать на вопросы полным ответом;
- познакомить с историей возникновения Троицкого собора;
- продолжать учить детей заполнять мнемотаблицу и составлять рассказ;
- формировать умения целостно и эмоционально воспринимать стихи
- обогащать словарный запас, за счёт новых имён существительных: герб, якорь и прилагательных: суконная, бумажная, махорочная, мыловаренная;
Развивающие задачи:
-развивать речевую активность детей;
-развивать интерес к истории г. Моршанска;
-развивать воображение и творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к своему городу;
- воспитывать положительное взаимоотношение между воспитанниками;
Оздоровительные задачи:
- создать эмоционально-положительный настрой
Образовательные области:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• физическое развитие.
Материал: презентация, мнемотаблица
Предварительная работа: экскурсия по улицам города, экскурсия в музей,
чтение художественной литературы о Моршанске, рассматривание карты.
Ход ООД
Организационный момент:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Педагог: Ребята я знаю, что вы очень любите играть. А в какие игры вы любите играть? (ответы)
Педагог: Молодцы! Много вы назвали игр. Ребята, мне нравятся многие игры. А больше всех игра «Путешественники». Вы знаете, кто такие путешественники»? (ответы детей)
Педагог: Чтобы стать путешественником нужно много знать, много уметь, быть выносливыми. А вы хотите стать путешественниками? (ответы детей)
Педагог: Сейчас я проверю, можно ли с вами отправляться в путь? Для этого нужно выполнить задание. Отгадать кроссворд. Тогда вы узнаете, куда мы с вами отправимся в путешествие.
Первое задание
- В какой стране мы с вами живём? (ответы)
Слайд
-Покажите её на карте?
В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России? (ответы)
-Покажите её на карте
-Как называется главный город Тамбовской области? (ответы)
Слайд
Покажите его на карте.
-В каждой стране есть герб. Что изображено на гербе России? (ответы)
Слайд
-Покажите герб России
-Кроме герба, какой символ ещё есть в России? (флаг)
Какого цвета флаг? (ответы)
Педагог. В нашей стране протекает много рек. Какая самая большая река протекает в нашей стране? (ответы Обь)
Слайд
Покажите её на карте.
Слайд
- Какая река протекает в нашем городе? (ответы)
Слайд
-Назовите известного поэта нашего города? (Иван Шамов)
Педагог: Вот вы и выполнили задание, отгадали кроссворд. Теперь прочитаем, какое получилось слово (Моршанск)
Значит, мы с вами отправимся в прошлое, какого города? (ответы Моршанск)
Чтение стихотворения.
Мой город утром из тумана
Встаёт над тихой речкой Цной
В откосах ивы – великаны
Всю ночь хранят его покой.
Он для истории обычный
Рабочий, пахарь и солдат,
До красоты далёк столичной,
Но для меня – отец и брат
- О каком городе говорится в этом стихотворении? (ответы)
-А почему вы думаете, что о г. Моршанске? (ответы)
Садятся в машину времени и попадают в прошлое.
На слайде появляется изображение купца.
Он говорит с экрана.
Купец: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы, не за товаром ли пожаловали? (ответы)
Кто вы такие? (ответы: путешественники)
Тогда вы должны знать кто я такой.
Педагог: Дети как вы думаете, кто это? (ответы)
Купец: Раз вы путешественники вы должны многое знать о прошлом г. Моршанска. Ну-ка, расскажите о рождении г. Моршанска? (ответы)
Слайд
Дети: Очень давно возникло поселение людей, которое называлось Морша. В начале люди пользовались дарами природы. Они ловили рыбу, охотились, собирали мёд у диких пчёл. А потом научились обрабатывать землю: сеять зерно, собирать урожай. Производить человек стал больше, чем мог потреблять, поэтому излишки шли на продажу. В нашем крае были хорошие условия для развития торговли. Торговали с Москвой, Петербургом и другими городами.
Купец:
Слайд
Да правильно. В нашем крае были хорошие условия для развития торговли, не только сухопутные, но и речные. По реке мы купцы тоже переплавляли товар.
А что вы можете рассказать о реке Цне? (ответы)
Слайд
Дети: Река Цна стала важным торговым путём. Цна была судоходной, глубокой, по ней ходили различные баржи, суда. Чтобы баржи свободно проходили, реку в районе Морши регулярно чистили и углубляли. По реке перевозились различные грузы: хлеб, сало, вино, мёд, ткани. Всё это купцы доставляли в крупные города: Москву, Новгород, Петербург. На ярмарках, базарах других городов продавали гораздо дороже, чем в селе Морша. Это было выгодно. Купцы богатели, богатело и село Морша.
В селе Морша действовали суконная, бумажная, махорочная, мыловаренная фабрики.
Купец.
Кто же переименовал село Морша в г. Моршанск? (ответы)
Слайд
Дети: 16 сентября 1779 г. Указом императрицы Екатерины II село Морша было переименовано в город Моршанск.
На экране фото императрицы.(голос)
«Все милостивейше повелеваю исполнить указ: сёла Кирсаново и Моршу Тамбовской губернии переименовать в города: Кирсанов и Моршанск»
Санк -Петербург
Сентябрь 1779 года
Педагог. Об этом событие хорошо говорится в стихотворении:
Моршанск – селом когда-то был
Потом торговым центром слыл:
От пристани в сезон базаров
Сплавлялось множество товаров.
Провинциальный городок
Он шире стал, он стал высок.
Переплелись в нём времена
День нынешний и старина.
Ты был основан царским повеленьем,
Екатерины перст лёг средь лесов,
Прошли года, века, как будто бы мгновенья.
Мы чтим традиции и дедов и отцов.
Физкультминутка.
Игра «Петушиные бои»
Купец: В каждом городе много улиц
Родные улицы Моршанска
И переулков тишина
Моя любимая сторонка
Купцов старинные дома
Купец: Как называется главная улица в городе? (ответ: Интернациональная))
Слайд
Купец: А вы знаете, как она называлась в моё время? ( ответ: Тамбовской)
Купец: Какая улица в г. Моршанске самая старая? (ответ: Свободная)
А как раньше она называлась ? ( ответы: Набережная. Здесь селились крестьяне, образуя вдоль берега Цны, первую улицу села Морша.
Слайд
Дома на улицы были деревянными, обращёнными окнами к реке)
Купец: Ребята, а как вы думаете, здания которые были в моё время сохранились до вашего времени? (ответы: да сохранились)
Рассматривание макетов зданий историко-художественного музея, Дома творчества, Красной аптеки, городской библиотеки.
Педагог: Здание музея одно из красивейших зданий города. Оно принадлежало купцам братьям Кавериным. Они использовали дом под магазин.
Здание Дома творчества принадлежало богатому купцу Попову.
В здании Красной аптеки на первом этаже размещался магазин «Дамские шляпки», на втором – гостиница.
Где сейчас находится городская библиотека, там размещался банк. Это двух этажное здание, которое украшает 6 колонн и ажурный балкон.
Все эти здания были построены зажиточными людьми купцами, фабрикантами.
Слайд (герб)
Педагог: В 1781 году был высочайше утвержден герб Моршанска. В верхней части гербового щита изображен герб губернского города Тамбова: на голубом поле – улей с тремя вылетающими из него золотыми пчелами; в нижней – два скрещенных якоря на синем фоне, знак того ,что всем в городе находится спокойная для выходных судов пристань. Это был один из красивейших гербов России.
Коллективная аппликация: Герб г. Моршанска.
(Дарят купцу.)
Слайд
Купец. Я вам хочу подарить на память вот эту картину.
Что на ней изображено? (ответ:Троицкий собор)
Пусть эта картина украшает вашу группу.
Купец. Среди архитектурных памятников города своим величием выделяется Троицкий собор. Построен на берегу реки Цны, виден со всех сторон города. В 1836 г приступили к постройке храма. 20 лет строили собор.
Храм величественный строгий,
Глядит на город с высоты,
Нас удивляет и волнует
То возрожденье красоты.
Педагог. Предлагаю вам заполнить мнемотаблицу, для этого вам нужно вспомнить всё, о чём мы сегодня беседовали.(Дети заполняют самостоятельно мнемотаблицу)
А теперь проверим, что у вас получилось!
(Дети по мнемотаблице рассказывают о возникновение г. Моршанска)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Садятся в машину времени. Попадают в детский сад).
Итог. Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
Что узнали?
Что увидели?
Что делали?
Вам понравилось?
До новых путешествий в прошлое г. Моршанска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда МБДОУ № 19 "Золушка" г.Моршанска Тамбовской области
Наше ДОУ приняло участие в городском конкурсе на эту тему и заняло 3 место. Желаю удачи....