Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Игровые приемы из опыта работы с детьми дошкольного возраста  по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx96.43 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

__________________________________________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

города Балашова Саратовской области

Описание: http://www.maam.ru/images/photos/medium/map1793-4.jpg

 

Мастер-класс для воспитателей

«Развиваем речь, играя»

                                                                                                Подготовила:

воспитатель I категории

                                                                                                    Фомочкина Е.Н.  

г. Балашов, 2020

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,                                                                                Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!                                                                                     Елена Щукина

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.   Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Слайд 2.

В соответствии с ФГОС ДО п.2.6. содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а в частности в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; связанной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, программа ООП ДО воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи.

Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры.

 Сегодня с помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Слайд 3

Тема моего мастер-класса «Развиваем речь, играя»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
  • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

- А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно шесть  участников в роли детей, для проведения мастер-класса.(Педагогам предлагается написать на бейджиках свои имена)

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Такие (похожие) словесные игры я провожу с детьми, чтобы их орагнизвать и привлечь внимание.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Звучит волшебная музыка.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки?

Педагог выносит волшебный сундучок.

- Посмотрите, что это у меня  в руках? (сундук)

- Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?

Педагог достаёт героев различных сказок (заяц, кот, собака, поросёнок, Красная шапочка, дед, бабка)

- Ребята, а то герои с одной сказки? (нет)

- Ой, наверно злой волшебник перепутал всех героев сказок. (девочка- из сказки «Красная  шапочка», поросёнок- из сказки «Три поросёнка» и т.д.)

- Ребята, но мы с вами не будем расстраиваться и придумаем свою сказку с этими героями. Попробуем?

- У вас будет немного времени, чтобы подумать кто  будет главным героем, кто злым, добрым героем, кто- то будет кого-то спасать из какой-то беды…)

Одной из главных проблем у старших дошкольников - это неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

 Слайд.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Слайд с детьми.

- Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы и давайте попробуем показать новую сказку.

Показ сказки.

- Как мы можем назвать новую сказку?

- Какие вы молодцы, получилась замечательная интересная сказка. В свободное время мы  её зарисуем и подарим книжку-малышку ребятам младшей группы.

- Ребята, наверно вы засиделись. Я хочу вам предложить поиграть в известную подвижную игру  «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.

- Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к заданной теме. Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова (клоун, радость, смех и т.д.) Каждый игрок, назвав несколько  слов поочереди - делает шаг в сторону с лентой в руках.  Когда мы  скажем слова наша карусель закрутиться. Всем понятны правила? Начнём.

- Итак, называем только зеленые слова (например: огурец, ёлка, горох, кузнечик, лягушка, карандаш).

Звучит музыка. (Еле-еле, еле-еле закружились карусели…)

- Ну, что устали, присаживайтесь.

Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на  заданную тему, развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.

- Ребята, мы с вами и сказку интересную придумали и в игру подвижную поиграли. А хотите послушать стихотворение?

«Ёлочка»

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

- А сейчас, давайте попробуем  заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет наша таблица.

- Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать подходящий рисунок.( первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца)

 

- Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение наизусть.

- Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?

- Вот так, ребята, можно легко и быстро выучить стихотворение наизусть. Поделитесь дома с родителями таким интересным способом, а может даже попробуете вместе выучить новое стихотворение.

Слайд мнемотаблица.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Звучит волшебная музыка.

- Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же ещё он  нам приготовил?

- Посмотрите, кто это у нас тут?  (осьминог)

Живет в океане большой осьминог,

Он очень печален, всегда одинок,

Он плавает ночью, а днем больше спит,

Поэтому часто он очень грустит.

 - Как вы думает, почему он грустит? (потому что он один)

-Правильно, он один, ему одиноко, скучно. А мы можем ему как-то помочь? (сделать еще осьминогов)

- Конечно, можем, посмотрите, в сундуке есть нитки, шарики, ножницы.

- Ребята, выбирайте понравившийся вам цвет пряжи и попробуем сделать с вами разноцветных осьминожков, но надо работать в паре и друг другу помогать, так как одному будет сложно справиться.

(педагог помогает сделать осьминогов)

 - Ой, какие, веселые осьминожки получились!

Был осьминог когда-то один,

В гости пришёл к нам из синих глубин.

Быть одиноким и грустным нельзя,

Теперь разноцветные рядом друзья.

                                                                     

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для  развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

                               

Слайд.  

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Итог

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать  игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся в игре»

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также ос...

Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся в игре»

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также ос...

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....

Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков....

Мастер класс «Рисуем на крупе» развиваем речь дома.

Многие родители знают, что развитие   тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук благоприятно влияют на развитие речи ребенка. И уделяют этому такое бо...