"Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект

непрерывной образовательной

деятельности с детьми старшего возраста

Образовательная деятельность: Познавательное развитие.

Ознакомление с миром природы

“Домашние животные"

 

 

 

 Провела: Кузьмина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”.

Задачи:

  • расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образование названий детенышей животных.
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни “Голубой вагон”, разгадывание загадок.

Словарь: табун, стадо, отара, свора, названия животных, детёнышей, их жилищ.

Предварительная работа:

  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных, аппликационные работы;
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных;
  • заучивание стихотворения “Домашние животные” - автор Шорыгина Т. А.;
  • знакомство с народными приметами.

Оборудование:

“цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, декорации – дом, деревья; волшебная палочка, фланелеграф, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок.

 

 

Воспитатель. Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.,

а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

Воспитатель. Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт домашнее животное.

(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)

Воспитатель. Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

Дети: цветик – семицветик

Воспитатель. Правильно, а кто знает, почему он так называется?

Дети: у него 7 лепестков разного цвета.

Воспитатель. Да, этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, сколько лепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.

(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)

 

 

Задание “Угадай-ка!”

Воспитатель. Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке.

1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: “Хрю, хрю!”
(свинья)

2. Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки
(овца)

3. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)

4. Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
(козёл)

5. Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)

6. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)

7. Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)

8. Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)

- Как вы догадались кто это?

- Как можно назвать этих животных одним словом?

- Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть лепесток с цифрой 1.

 

Конверт № 2

Задание “Кто где живёт?” (игра с “волшебной палочкой”)

- Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

  1. Где живёт лошадь? - в конюшне
  2. Собака - в конуре
  3. Кролик - в клетке, в крольчатнике
  4. Свинья – в свинарнике
  5. Кошка – в доме
  6. Корова – в хлеву, в коровнике

 (открываем лепесток с цифрой 2)

 

Конверт № 3

Задание “ Назови народные приметы”

  1. Кошка моется – гостей зазывает.
  2. Конь храпит – к вьюге.
  3. Кошка мордочку прячет – к морозу.
  4. Собака ест траву – к дождю.
  5. Конь ложится, катается – к теплу.
  6. Кошка спит крепко – к теплу.
  7. Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.
  8. Свинья чешется – к ветру.

(открываем лепесток с цифрой 3)

Конверт № 4

Физминутка “Лошадка” (координация речи с движением)

Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

(открываем лепесток с цифрой 4)

 

Конверт № 5

Задание “Узнай по описанию”

Ребёнок выбирает картинку с животным, не показывая её другим детям и не называя, описывает животное. Остальные по описанию должны узнать это животное.

(4-5 рассказов)

(открывают лепесток с цифрой 5).

 

Конверт №6

Задание “Назови детеныша”

Кошка – кошечка

Собака – собачка

Корова – коровушка

Лошадь – лошадка

Овца – овечка

Баран – барашек

 

Конверт №7

Пальчиковое упражнение “Кот Тимоша”

Кот Тимоша жил на крыше.                                       Руки поднять вверх.

Ниже, в доме, жили мыши.                                         Наклон вперед, руками дотронуться

                                                                                       до пола.    

По стене взбирались мыши,                                       Руками «шагать»  от щиколотки – вверх

Не боясь кота на крыше.                                             по голени – к коленям – по бедру.

Караулил кот мышей,

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,                                              Ладони захлопнуть («мышеловка»).       

Но мышата были ловки.                                               Попрыгать на месте, руки на поясе.

Спрятавшись за спину Тишки,                                    Ладони перед лицом, выглядывать

В прятки с ним играли мышки.                                   из-за них то с одной, то с другой                                                                                              

                                                                                       стороны.  

 

Рефлексия.

Петя, а на каком виде транспорта ты любишь путешествовать? Ульяна, твоё любимое животное - собака, а как  ты заботишься о ней?

Воспитатель. Мы с вами интересно попутешествовали, а теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад!

(Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади “паровозиком”, под музыку “уезжают” в группу.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной

деятельности с детьми старшего возраста

Образовательная деятельность: Познавательное развитие.

Ознакомление с миром природы

“Домашние животные"

 Провела: Кузьмина Л.А.

Цель: закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”.

Задачи:

  • расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образование названий детенышей животных.
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни “Голубой вагон”, разгадывание загадок.

Словарь: табун, стадо, отара, свора, названия животных, детёнышей, их жилищ.

Предварительная работа: 

  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных, аппликационные работы;
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных;
  • заучивание стихотворения “Домашние животные” - автор Шорыгина Т. А.;
  • знакомство с народными приметами.

Оборудование:

“цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, декорации – дом, деревья; волшебная палочка, фланелеграф, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок.

Воспитатель. Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.,

а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

Воспитатель. Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт домашнее животное.

(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)

Воспитатель. Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

Дети: цветик – семицветик

Воспитатель. Правильно, а кто знает, почему он так называется?

Дети: у него 7 лепестков разного цвета.

Воспитатель. Да, этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, сколько лепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.

(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)

Задание “Угадай-ка!”

Воспитатель. Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке.

1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: “Хрю, хрю!”
(свинья)

2. Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки
(овца)

3. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)

4. Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
(козёл)

5. Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)

6. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)

7. Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)

8. Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)

- Как вы догадались кто это?

- Как можно назвать этих животных одним словом?

- Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть лепесток с цифрой 1.

Конверт № 2

Задание “Кто где живёт?” (игра с “волшебной палочкой”)

- Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

  1. Где живёт лошадь? - в конюшне
  2. Собака - в конуре
  3. Кролик - в клетке, в крольчатнике
  4. Свинья – в свинарнике
  5. Кошка – в доме
  6. Корова – в хлеву, в коровнике

 (открываем лепесток с цифрой 2)

Конверт № 3

Задание “ Назови народные приметы”

  1. Кошка моется – гостей зазывает.
  2. Конь храпит – к вьюге.
  3. Кошка мордочку прячет – к морозу.
  4. Собака ест траву – к дождю.
  5. Конь ложится, катается – к теплу.
  6. Кошка спит крепко – к теплу.
  7. Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.
  8. Свинья чешется – к ветру.

(открываем лепесток с цифрой 3)

Конверт № 4

Физминутка “Лошадка” (координация речи с движением)

Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

(открываем лепесток с цифрой 4)

Конверт № 5

Задание “Узнай по описанию”

Ребёнок выбирает картинку с животным, не показывая её другим детям и не называя, описывает животное. Остальные по описанию должны узнать это животное.

(4-5 рассказов)

(открывают лепесток с цифрой 5).

Конверт №6

Задание “Назови детеныша”

Кошка – кошечка

Собака – собачка

Корова – коровушка

Лошадь – лошадка

Овца – овечка

Баран – барашек

Конверт №7

Пальчиковое упражнение “Кот Тимоша” 

Кот Тимоша жил на крыше.                                       Руки поднять вверх.

Ниже, в доме, жили мыши.                                         Наклон вперед, руками дотронуться

                                                                                       до пола.    

По стене взбирались мыши,                                       Руками «шагать»  от щиколотки – вверх

Не боясь кота на крыше.                                             по голени – к коленям – по бедру.

Караулил кот мышей,

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,                                              Ладони захлопнуть («мышеловка»).        

Но мышата были ловки.                                               Попрыгать на месте, руки на поясе.

Спрятавшись за спину Тишки,                                    Ладони перед лицом, выглядывать

В прятки с ним играли мышки.                                   из-за них то с одной, то с другой                                                                                              

                                                                                       стороны.  

Рефлексия.

Петя, а на каком виде транспорта ты любишь путешествовать? Ульяна, твоё любимое животное - собака, а как  ты заботишься о ней?

Воспитатель. Мы с вами интересно попутешествовали, а теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад!

(Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади “паровозиком”, под музыку “уезжают” в группу.)