Особенности заучивания стихотворений в среднем дошкольном возрасте.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Методика заучивания стихотворения в среднем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razuchivaniya_stihotvorenii.docx | 75.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности разучивания стихотворений
в среднем дошкольном возрасте»
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию у детей интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Выбор методов и приёмов запоминания напрямую зависит от возрастных особенностей памяти детей, которая характеризуется непроизвольностью. Непроизвольное запоминание может быть прочным и точным. Но установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5лет. Поэтому ближе к 5 годам даётся установка на запоминание.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставятся задачи запомнить стихотворение и читать его выразительно. Обе задачи решаются одновременно.
В данном возрастном периоде есть свои требования к выбору стихотворения. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объём (2-3 четверостишия), включаются эпитеты и метафоры с 4 лет. Предлагаются такие произведения, как «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться» автора Елены Благининой, «Мяч» Самуила Маршака.
Важно учитывать тот факт, стихи, которые вызывают эмоциональные переживания и интерес, легче запоминаются. Поэтому лучше подбирать стихотворные произведения, близкие ребенку.
Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Начинаем занятие с создания эмоционального настроя или беседы, чтобы подготовить к восприятию стихотворения, далее следует выразительное чтение стихотворения педагогом (наизусть) без установки на запоминание, краткий анализ (при котором обращается внимание на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты), повторное чтение педагогом с установкой на запоминание, воспроизведение текста детьми, работа над выразительностью, рассматривание иллюстраций, близких к теме, повторение стихотворение вне занятия.
При работе с детьми среднего дошкольного возраста надо постараться донести до ребёнка понимание смысла. Когда он понимает, о чём читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений, что является основой выразительного чтения.
В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приёмы.
- Стихи в движении.
Этот приём хорошо подойдёт для кинестетиков.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например: «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п.
Включает в себя:
- отхлопывание, (отстукивание, отбивание мячом);
- сопровождение чтения движениями по тексту;
- придумывание детьми движений к тексту.
- Построчное запоминание.
Основано на слуховом методе.
Дети собираются в круг, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
- Театральный метод.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.
Доказано, что у большинства детей данного возраста преобладает зрительная
память, поэтому для быстрого и прочного запоминания целесообразнее использовать зрительный метод, основанный на наглядности.
- Метод иллюстрации.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Согласно этому методу – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Покажем это на примере стихотворения «Мишка»
- Метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего точное запоминание и воспроизведение стихотворения.
Одним из приёмов выступает мнемотехника. В среднем дошкольном возрасте для запоминания используются мнемодорожки и небольшие мнемотаблицы. Изображения для кодирования информации лучше выбирать в цветном или черно-белом вариантах. Мнемотаблицы можно представить в разном виде. Исходя из специфики своей работы, я разработала такие виды пособий как:
- «Мнемочасики» - на циферблат наклеиваются модели стихотворений. Как
уже говорилось ранее, чем младше ребёнок, тем проще стихотворение. На одних часиках 4 круга, значит это может быть четверостишие, в каждой строке которого выделен главный предмет или действие и обозначены картинкой. Ребёнок, двигая стрелочкой, рассказывает по картинкам стишок. Сзади каждых часиков написан стишок для удобства воспитателя.
- «Мнемосолнышко» - на лучи солнца наклеиваются картинки по тексту
стихотворения. Виды работы:
- Взрослый читает стихотворение, дети отбирают нужные лучики и
расставляют в правильном порядке.
- После прослушивания стихотворения, взрослый «раздаёт» строчки, дети
выбирают подходящие лучики-картинки и воспроизводят каждый свою строчку.
- Взрослый перемешивает лучики-картинки разных стихотворений. После
прослушивания, дети разбирают лучики-картинки и составляют два стихотворения.
- «Живая мнемодорожка»
Эффективным методом заучивания стихотворений, особенно с детьми со слабой речевой мотивацией, является метод интерактивности.
Предлагаю Вам выучить скороговорку.
(Демонстрация интерактивной презентации)
Особенности заучивания стихотворений в среднем дошкольном возрасте, требования к выбору стихотворений и алгоритм работы по эффективному запоминанию отражены в ментальной карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"
1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...
О заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
"О ЗАУЧВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ"...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Буклет для родителей и педагогов "Секреты" заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Даны советы родителям и педагогам по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста....
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
Мнемотехнические приемы при заучивании стихотворений детей среднего дошкольного возраста
Презетнация "Мнемотехническе приемы при заучивании стихотворений детей среднего дошкольного возраста"...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...