Учим ребёнка пересказывать. Рекомендации для родителей и педагогов.
консультация по развитию речи
УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
Как нужно учить пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми?
Нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?
В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что образовательная деятельность в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в неделю. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
Зачем же нужно учить детей пересказу?
В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
Формируются навыки словоупотребления;
Усиливается языковое чутье;
Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
Внимание (умение внимать);
Память (запоминание текста);
Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст. Обогащается и расширяется словарь;
Какое произведение брать для пересказа? Почему?
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.
САМЫЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ:
Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?
Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
Что нужно делать после чтения текста?
Конечно, побеседовать о прочитанном.
Какие задавать вопросы?
Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
Побеседовали, надо сразу пересказывать текст с ребенком?
- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать.
- Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос.
- Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЮЩЕЕ:
-Дорогие родители, давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.
Итак....
-Ребята послушайте интересную сказку!
(Читаю сказку)
Далее вопросы:
- Как называлась сказка?
- Что при встрече сказала Лиса Раку?
- Как Рак ответил Лисе?
- Каким голосом говорила Лиса? Рак?
- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?
- Когда Рак отцепился от Лисы?
- Что услышала Лиса от Рака?
-Молодцы ребята, вы хорошо отвечали на вопросы!
(Проводиться физминутка с родителями)
- Ребята, а теперь послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.
Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.
(Кому-то одному и по ролям.)
-Молодцы ребята рассказали хорошо!
- Что узнали нового?
Спасбо за встречу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Учим ребёнка пересказывать. Консультация для родителей
В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Н...

Консультация для педагогов " Учим ребёнка общению".
С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения....

Презентация "Учимся рассказывать"(практический материал для родителей и педагогов)
практический материал для педагогов и родителей...

Консультация для родителей и педагогов: "Как учить стихи с ребёнком"
Цель заучивания стихов с ребёнком — развитие речи, воображения, мышления, памяти, чувства прекрасного, эстетического восприятия художественного слова. Также цель — расширить круг...
- Мне нравится (1)