Проект "Шевле"
проект по развитию речи (средняя группа)
Обучение детей чувашскому языку является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике».
Цель проекта – обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, формирование у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shevle_-_srednyaya_gruppa.docx | 50.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Проект
(Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме)
Разработал
воспитатель I кв.категории
Тувалева Л.В.
Ядрин - 2019
Содержание
- Актуальность…………………………………………………………..….….…3
- Цель и задачи проекта……………………………………………………...…..3
- Участники и их роль в реализации проекта………………………..................3
- Ресурсы проекта……………………………………………………………...…4
- Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………...….4
6. Календарно-тематическое планирование занятий……… ...…….…………5
7. Список литературы………………………………………….……………… 12
1.Актуальность.
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека. "Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее».
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и
образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческими условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и о человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением ее чаяний и надежд.
Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа.Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом.
В настоящее время уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку. Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живет, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.
С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый.
Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.
В 1993 году в Чувашской республике вышел закон "О языках", в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.
2. Цель проекта – обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучение чувашского языка.
Задачи проекта.
1. Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме.
2. Знакомство с музыкальными произведениями, национальным песенным и танцевальным творчеством.
3. Приобщение детей к национальной игровой культуре.
4. Воспитание ценного отношения к культурно-историческому наследию, чувство любви к малой Родине.
3. Участники проекта:
-дети средней группы;
-воспитатели;
-родители.
Срок реализации проекта:
1 год, 2019-2020 учебный год.
4. Ресурсы проекта.
Нормативно-правовые ресурсы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской республики от 08.10.2015г., №679.
- Закон ЧР «О языках в ЧР» от 27.10.1990г.;
Программно-методические ресурсы:
- Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы- составители Л. Г. Васильева, И. В. Махалова.- Чебоксары: «Новое Время», 2010.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника.- Чебоксары: ЧРИО, 2006.
- Солнышко сияет, играть нас приглашает. И.В.Махалова, Е.И.Николаева. - Чебоксары: «Новое Время», 2006.
- Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015. - 71 с.
- Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
Материально-технические ресурсы:
-Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
-Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами;
-Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по теме;
-Создание картотеки чувашских игр.
5. Ожидаемые результаты.
- Проявляет интерес к чувашскому языку и чувашской культуре.
- Слушает и понимает чувашскую речь.
- Знает национальные игры, танцы, песни, использует их в играх, элементы национального фольклора (потешки, считалки и заклички).
- Проявляет уважительное отношение к людям разной национальности.
Этапы проекта.
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: изучение нормативно-правовых документов, подбор наглядно-дидактического материала и литературы.
2-й – основной этап: разработка перспективного плана на год;
- подбор фольклорного материала (по устному народному творчеству);
- изготовление с помощью и родителей атрибутов, наглядных пособий к играм;
- изучение чувашского языка, национальных игр, элементов фольклора.
3-й – заключительный: выступление детей на празднике, танцы, стихи.
Условия эффективности работы кружка:
- Наличие наглядного материала
- Игровой характер занятий
- Интерес детей и родителей к языку
- Закрепление материала в семье.
Организационные формы обучения:
- Общение с детьми на занятиях, вне занятий, в семье;
- Разучивание песен, хороводов, танцев совместно с музыкальным руководителем.
- Разучивание народных игр.
- Чтение народных сказок, разучивание считалок и потешек.
- Фольклорные праздники и развлечения.
6.Календарно-тематическое планирование занятий
Месяц | Темы занятий | Дата | Программное содержание | Игры |
Сентябрь | «Приветствие» | 04.09 06.09 11.09 | Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению чувашскому языку; развивать умения слушать и понимать чувашскую речь. Обогащение и активизация словаря: Сывă-и? Сывах, сывă пулăр, тавтапуç, тархасшăн, кала, ача, эпĕ, эсĕ. Эсĕ мĕн ятлă? Эпĕ Ванюк ятлă. | |
13.09 | Расширять представления о некоторых особенностях различных жанров чувашского фольклора. | Чтение “Сегодня мы играем в прятки” (пер.Н.Медюковой) | ||
«Наши игрушки» | 18.09 20.09 25.09 | Продолжать обогащать словарный запас; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками; учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении. Обогащение и активизация словаря: Тетте, пукане, кушак, мулкач, кашкăр, мечĕк. | “Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект. | |
27.09 | Помогать ребенку выразительно, с естественной интонацией рассказывать наизусть стихотворения, отрывки из поэтических сказок (чувашских, татарских, мордовских) авторов. | Чтение стихов Н.Ыдарай “Стихи для садиков” и др. | ||
Октябрь | «Осень» 4 занятия | 02.10 04.10 09.10 | Формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе; учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. Обогащение и активизация словаря: сарă, симĕс, кěркунне, çулçă | “В какое время года бывает?” Цель: Развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках. |
11.10 | Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору. | Чтение чувашской сказки «Лиса-плясунья» | ||
«Осенние богатства» | 16.10 18.10 23.10 | Продолжать пополнять активный словарь; закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты) Обогащение и активизация словаря: çарăк, тутлă, пысăк. | “Четвертый лишний” Цель: Учить группировать предметы по общему признаку. | |
“Что где растет?” Цель: Уточнить знания детей о названиях овощей и фруктов; развивать внимание, память, сообразительность. | ||||
«Скажи, какой» Цель: Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов; учить детей связному описанию. | ||||
25.10 | Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору. | Чтение сказки «Дети ветра». | ||
Ноябрь | «Моя семья» | 30.10 01.11 | Обогатить словарь детей за счет слов и оборотов речи, необходимых для общения с окружающими; воспитывать бережное отношение к близким людям Обогащение и активизация словаря: çемье, атте, анне, пичче, аппа, шăллăм, йăмăк, асанне, асатте, мăнук. | “Собери ромашку” Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; |
“Кто, что делает?” Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям | ||||
06.11 | Способствовать развитию самостоятельности в пересказе знакомых сказок, легенд чувашского (татарского, мордовского) народов. | Чтение сказки “Мост Азамата”, “Два лентяя” (татарского). | ||
«Наш дом, комната» | 08.11 13.11 15.11 20.11 | Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; расширять знания детей по теме; называть основные части дома Обогащение и активизация словаря: кил, пÿлĕм, ял, хула, пысăк, пĕчĕк, сак, çĕнĕ, сĕтел, пукан. | “Мозаика” Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет. | |
«Посуда» | 22.11 27.11 29.11 | Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды чувашского народа Обогащение и активизация словаря: кашăк, чашăк, курка. | “Четвертый лишний” Цель: Учить группировать предметы по общему признаку. | |
Декабрь | «Части тела» | 04.12 06.12 11.12 13.11 | Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.). Обогащение и активизация словаря: куç, пуç, алă, ура, сăмса, çÿç, тута, хăлха, | Звуковое лото «Человек» Цель: определить по звуку, что делает человек; расширять и активизировать словарь детей. |
“Назови одним словом” Цель: Учить детей обобщать предметы, называть их одним словом. | ||||
«Зима» | 18.12 21.12 | Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы: зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них. Обогащение и активизация словаря: хĕлле, юр, шурă, сивĕ, кайăк, калпак, тутăр, кĕрĕк, çунашка, тăхăн. | “В какое время года бывает?” Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умения развивать связную речь детей, внимание, быстроту мышления | |
«Новый год» | 24.12 27.12 | Познакомить с новыми словами Обогащение и активизация словаря: çĕнĕ çул, чăрăш, Юр пике, Хĕл мучи. | “Чего не стало” Цель: Развивать внимание и память детей; расширять и активизировать словарь детей. | |
Январь | «Зимние развлечения» | 15.01 17.01 22.01 24.01 | Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы: зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них Обогащение и активизация словаря: хĕлле, юр, шурă, сивĕ, кайăк, калпак, тутăр, кĕрĕк, çунашка, тăхăн, Юр пике, Хĕл мучи. | “В какое время года бывает?” Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умения развивать связную речь детей, внимание, быстроту мышления. |
“Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект. | ||||
28.01 31.01 | Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору. | Чтение мордовской сказки “Старик и медведь” | ||
Февраль | Чувашский фольклор. | 05.02 07.02 | Способствовать расширению и углублению детских представлений о чувшском фольклоре, учить выразительному чтению считалок, потешек; воспитание чувства любви к поэзии. | |
«Домашние животные» «Дикие животные» | 12.02 14.02 19.02 21.02 | Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений. Обогащение и активизация словаря: ĕне, йытă, качака, кушак, лаша, упа, тилĕ, автан,чăх. | “Кто спрятался?” Цель: Уточнять и закреплять знания детей о домашних птицах, развивать память, внимание, быстроту мышления. | |
«Кто как кричит?» Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.
| ||||
«Кто где живет» Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и месте их обитания; развивать внимание, память, сообразительность; развивать умение классифицировать. | ||||
Март | «Наши мамы» | 26.02 28.02 04.03 06.03 | Расширять представления детей о празднике 8 Марта. Обогащение и активизация словаря: анне, уяв, çуркунне. | “Мозаика” Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет. |
Каникулы | 09.03- 13.03 | |||
«Весна»
| 18.03 20.03 | Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; знакомить со стихами татарского поэта о временах года Г.Тукай «Четыре времени года»; Обогащение и активизация словаря: çуркунне. | “В какое время года бывает?” Цель: Развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках. | |
«Продукты питания» | 25.03 27.03 01.04 03.04 | Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение строить конструкции из различных частей речи (Ку сĕтел. Тутлă пăтă. Обогащение и активизация словаря: апат, пăтă, сахăр, çăкăр, çăмарта,çи, тутлă, чей. | “Чего не стало?” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на чувашском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | |
Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект. | ||||
Апрель | «Одежда», «Обувь». | 08.04 10.04 | Познакомить с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря: калпак, тутăр, кӗрӗк, алсиш, кӗпе, кӑвак, çӗнӗ, хитре, хӗрлӗ, япала, тӑхӑн. | “Четвертый лишний” Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект |
“Укрась одежду национальным узором” Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах чувашского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору. | ||||
«Чебоксары – столица Чувашии» | 15.04 17.04 | Закрепить знание детей о Чувашии, его жителях, быте, культуре, о праздниках. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину. Обогащение и активизация словаря: тĕп хула, Шупашкар. | “Чего не стало” Цель: Развивать внимание и память детей; расширять и активизировать словарь детей. | |
Чувашская поэзия. | 22.04 | Формировать первоначальные представления об особенностях чувашской детской художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях. Способствовать расширению и углублению детских представлений о творчестве чувашских поэтов К. Иванове, Н.Васильев (Ыдарай) и др. | Чтение сказки И.Яковлева “Сармандей”. | |
Праздник Чувашского языка. | 24.04 | Поддерживать стремление детей участвовать в инсценировках, театрализованных играх, созданию выразительных образов на основе народных традиций (музыка, танец, костюм и др.) | Чтение стихотворений на чувашском языке. | |
Чувашская поэзия. | 29.04 | Помогать ребенку выразительно, с естественной интонацией рассказывать наизусть стихотворения, отрывки из поэтических сказок чувашских (татарских, мордовских) авторов. | Чтение стихотворений на чувашском языке. | |
Май | Праздник нашей Родины | 06.05 08.05 | Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину. Обогащение и активизация словаря: уяв, çĕнтерӳ уявĕ. | “Назови одним словом” Цель: Учить детей обобщать предметы и называть их одним словом. |
“Чего не стало?” Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на чувашском языке, описывать по основным признакам, не видя его. | ||||
«Летние путешествия». | 13.05 15.05 | Повторение пройденного материала. Ообщить знания, полученные в течении года. | ||
Что мы знаем, что умеем (мониторинг) | 20.05 22.05 | Выявить уровень освоения программных задач. | ||
«Лето» | 27.05 29.05 | Обобщить знания, полученные в течении года. | Чтение стихотворений на чувашском языке |
7. Литература.
1. Федеральный закон «Об образовании» от 12.12.2012г.
2. Закон Чувашской Республики «Об образовании»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы- составители Л. Г. Васильева, И. В. Махалова.- Чебоксары: «Новое Время», 2010.
5. Программа образования ребенка дошкольника.- Чебоксары: ЧРИО, 2006.
6. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015. - 71 с.
7. Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.