Проект "Шевле"
проект по развитию речи (средняя группа)

Обучение детей чувашскому языку является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». 

Цель проекта – обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, формирование  у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shevle_-_srednyaya_gruppa.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

  города Ядрин Чувашской Республики

Проект

(Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме)

                                                     Разработал

                                                                                воспитатель I кв.категории

                                                        Тувалева Л.В.

Ядрин -  2019

Содержание

  1. Актуальность…………………………………………………………..….….…3
  2. Цель и задачи проекта……………………………………………………...…..3
  3. Участники и их роль в реализации проекта………………………..................3
  4. Ресурсы проекта……………………………………………………………...…4
  5. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………...….4

6.           Календарно-тематическое планирование занятий……… ...…….…………5

7.           Список литературы………………………………………….……………… 12

1.Актуальность.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека. "Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее».
       В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное  значение приобретают воспитание и

образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческими условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и о человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением ее чаяний и надежд.

Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа.Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом.

В настоящее время уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку. Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живет, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.

С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый.

Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.

В 1993 году в Чувашской республике вышел закон "О языках", в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.

2. Цель проекта – обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучение чувашского языка.

Задачи проекта.

1. Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме.

2. Знакомство с музыкальными произведениями, национальным песенным и танцевальным творчеством.

3.   Приобщение детей к национальной игровой культуре.

4. Воспитание ценного отношения к культурно-историческому наследию, чувство любви к малой Родине.

3.  Участники проекта:

-дети средней группы;

-воспитатели;

-родители.

Срок реализации проекта:

 1 год, 2019-2020 учебный год.

4.  Ресурсы проекта.

Нормативно-правовые ресурсы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Устав МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской республики от 08.10.2015г., №679.

- Закон ЧР «О языках в ЧР» от 27.10.1990г.;

Программно-методические ресурсы:

  1. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы- составители Л. Г. Васильева, И. В. Махалова.- Чебоксары: «Новое Время», 2010.
  2. Программа воспитания ребенка-дошкольника.- Чебоксары: ЧРИО, 2006.
  3. Солнышко сияет, играть нас приглашает. И.В.Махалова, Е.И.Николаева. - Чебоксары: «Новое Время», 2006.
  4. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015. - 71 с.
  5. Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

Материально-технические ресурсы:

-Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

-Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами;

-Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по теме;

-Создание картотеки чувашских игр.

5. Ожидаемые результаты.

  • Проявляет интерес к чувашскому языку и чувашской культуре.
  • Слушает и понимает чувашскую речь.
  • Знает национальные игры, танцы, песни, использует их в играх, элементы национального фольклора (потешки, считалки и заклички).
  • Проявляет уважительное отношение к людям разной национальности.

Этапы проекта.

Проект  включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: изучение нормативно-правовых документов, подбор наглядно-дидактического материала и литературы.

2-й – основной этап: разработка перспективного плана на год;

- подбор фольклорного материала (по устному народному творчеству);

- изготовление с помощью и родителей атрибутов, наглядных пособий к играм;

         - изучение чувашского языка, национальных игр, элементов фольклора.

3-й – заключительный: выступление детей на празднике, танцы, стихи.

Условия эффективности работы кружка:

  • Наличие наглядного материала
  • Игровой характер занятий
  • Интерес детей и родителей к языку
  • Закрепление материала в семье.

Организационные формы обучения:

  • Общение с детьми на занятиях, вне занятий, в семье;
  • Разучивание песен, хороводов, танцев совместно с музыкальным руководителем.
  • Разучивание народных игр.
  • Чтение народных сказок, разучивание считалок и потешек.
  • Фольклорные праздники и развлечения.

6.Календарно-тематическое планирование занятий

Месяц

Темы занятий

Дата

Программное содержание

Игры

Сентябрь

«Приветствие»

04.09

06.09

11.09

Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению чувашскому языку; развивать умения слушать и понимать чувашскую речь.

Обогащение и активизация словаря: 

Сывă-и? Сывах, сывă пулăр, тавтапуç, тархасшăн, кала, ача, эпĕ, эсĕ. Эсĕ мĕн ятлă? Эпĕ Ванюк ятлă.

13.09

Расширять представления о некоторых особенностях различных жанров чувашского фольклора.

Чтение “Сегодня мы играем в прятки” (пер.Н.Медюковой)

«Наши игрушки»

18.09

20.09

25.09

Продолжать обогащать словарный запас; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками;

учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении.

Обогащение и активизация словаря: 

Тетте, пукане, кушак, мулкач, кашкăр, мечĕк.

“Четвертый лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект.

27.09

Помогать ребенку выразительно, с естественной интонацией рассказывать наизусть стихотворения, отрывки из поэтических сказок (чувашских, татарских, мордовских) авторов.

Чтение стихов Н.Ыдарай “Стихи для садиков” и др.

Октябрь

«Осень»

4 занятия

02.10

04.10

09.10

Формировать знания и  представление детей о сезонных изменениях в природе; учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Обогащение и активизация словаря: 

сарă, симĕс, кěркунне, çулçă

“В какое время года бывает?”

Цель: Развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках.

11.10

Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору.

Чтение чувашской сказки «Лиса-плясунья»

«Осенние богатства»

16.10

18.10

23.10

Продолжать пополнять активный словарь; закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты) Обогащение и активизация словаря: çарăк, тутлă, пысăк.

“Четвертый лишний”

Цель: Учить группировать предметы по общему признаку.

“Что где растет?”

Цель: Уточнить знания детей о названиях овощей и фруктов; развивать внимание, память, сообразительность.

«Скажи, какой»

Цель: Закреплять знания  о величине, форме, цвете предметов; учить детей связному описанию.

25.10

Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору.

Чтение сказки «Дети ветра».

Ноябрь

«Моя семья»

30.10

01.11

Обогатить словарь детей за счет слов и оборотов речи, необходимых для общения с окружающими; воспитывать бережное отношение к близким людям 

Обогащение и активизация словаря: 

çемье, атте, анне, пичче, аппа, шăллăм, йăмăк, асанне, асатте, мăнук.

“Собери ромашку”

Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

“Кто, что делает?”

Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям

06.11

Способствовать развитию самостоятельности в пересказе знакомых сказок, легенд чувашского (татарского, мордовского) народов.

Чтение сказки “Мост Азамата”, “Два лентяя” (татарского).

«Наш дом, комната»

08.11

13.11

15.11

20.11

Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; расширять знания детей по теме; называть  основные части дома

Обогащение и активизация словаря: 

кил, пÿлĕм, ял, хула, пысăк, пĕчĕк, сак, çĕнĕ, сĕтел, пукан.

“Мозаика”

Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет.

«Посуда»

22.11

27.11

29.11

Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды чувашского народа

Обогащение и активизация словаря: 

кашăк, чашăк, курка.

“Четвертый лишний”

Цель: Учить группировать предметы по общему признаку.

Декабрь

«Части тела»

04.12

06.12

11.12

13.11

Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Обогащение и активизация словаря: 

куç, пуç, алă, ура, сăмса, çÿç, тута, хăлха,

Звуковое лото «Человек»

Цель: определить по звуку, что делает человек; расширять и активизировать словарь детей.

“Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы, называть их одним словом.

«Зима»

18.12

21.12

Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы: зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них.

Обогащение и активизация словаря: 

хĕлле, юр, шурă, сивĕ, кайăк, калпак, тутăр,  кĕрĕк, çунашка, тăхăн.

“В какое время года бывает?”

Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умения развивать  связную речь детей, внимание, быстроту мышления

«Новый год»

24.12

27.12

Познакомить с новыми словами

Обогащение и активизация словаря: 

çĕнĕ çул, чăрăш, Юр пике, Хĕл мучи.

“Чего не стало”

Цель: Развивать внимание и память детей; расширять и активизировать словарь детей.

Январь

«Зимние развлечения»

15.01

17.01

22.01

24.01

Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы: зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них

Обогащение и активизация словаря: 

хĕлле, юр, шурă, сивĕ, кайăк, калпак, тутăр,  кĕрĕк, çунашка, тăхăн, Юр пике, Хĕл мучи.

“В какое время года бывает?”

Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умения развивать  связную речь детей, внимание, быстроту мышления.

“Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект.

28.01

31.01

Поддерживать инициативу и активность в общении по прочитанной детской литературе чувашских (татарских, мордовских) авторов и фольклору.

Чтение мордовской сказки “Старик и медведь”

Февраль

Чувашский фольклор.

05.02

07.02

 Способствовать расширению и углублению детских представлений о чувшском фольклоре, учить выразительному чтению считалок, потешек; воспитание чувства любви к поэзии.  

«Домашние животные»

«Дикие животные»

12.02

14.02

19.02

21.02

Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.

Обогащение и активизация словаря: 

ĕне, йытă, качака, кушак, лаша, упа, тилĕ, автан,чăх.

“Кто спрятался?”

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о домашних птицах, развивать память, внимание, быстроту мышления.

«Кто как кричит?»

Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как

кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.

 

«Кто где живет»

Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и месте их обитания; развивать внимание, память, сообразительность; развивать умение классифицировать.

Март

«Наши мамы»

26.02

28.02

04.03

06.03

Расширять представления детей о  празднике 8 Марта.

Обогащение и активизация словаря: анне, уяв, çуркунне.

“Мозаика”

Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Каникулы

09.03-

13.03

«Весна»

 

18.03

20.03

Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; знакомить со стихами татарского поэта о временах года Г.Тукай «Четыре времени года»; Обогащение и активизация словаря: çуркунне.

“В какое время года бывает?”

Цель: Развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках.

«Продукты питания»

25.03

27.03

01.04

03.04

Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение строить конструкции из различных частей речи (Ку сĕтел. Тутлă  пăтă.

Обогащение и активизация словаря: 

апат, пăтă, сахăр, çăкăр, çăмарта,çи, тутлă, чей.

“Чего не стало?”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на чувашском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

Четвертый лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект.

Апрель

«Одежда», «Обувь».

08.04

10.04

Познакомить  с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря: 

калпак, тутăр,  кӗрӗк, алсиш, кӗпе, кӑвак, çӗнӗ, хитре, хӗрлӗ, япала, тӑхӑн.

“Четвертый лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

“Укрась одежду национальным узором”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах чувашского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору.

«Чебоксары  – столица Чувашии»

15.04

17.04

Закрепить знание детей о Чувашии, его жителях, быте, культуре, о праздниках. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину.

 Обогащение и активизация словаря: тĕп хула, Шупашкар.

“Чего не стало”

Цель: Развивать внимание и память детей; расширять и активизировать словарь детей.

Чувашская поэзия.

22.04

Формировать первоначальные представления об особенностях чувашской детской художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях. Способствовать расширению и углублению детских представлений о творчестве чувашских поэтов К. Иванове, Н.Васильев (Ыдарай) и др.

Чтение сказки И.Яковлева “Сармандей”.

Праздник Чувашского языка.

24.04

Поддерживать стремление детей участвовать в инсценировках, театрализованных играх, созданию выразительных образов на основе народных традиций (музыка, танец, костюм и др.)

Чтение стихотворений на чувашском языке.

Чувашская поэзия.

29.04

Помогать ребенку выразительно, с естественной интонацией рассказывать наизусть стихотворения, отрывки из поэтических сказок чувашских (татарских, мордовских) авторов.

Чтение стихотворений на чувашском языке.

Май

Праздник нашей Родины

06.05

08.05

Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину.

Обогащение и активизация словаря: уяв, çĕнтерӳ уявĕ.

“Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы  и называть их одним словом.

“Чего не стало?”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на чувашском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Летние путешествия».

13.05

15.05

Повторение пройденного материала. Ообщить знания, полученные в течении года.

Что мы знаем, что умеем (мониторинг)

20.05

22.05

Выявить уровень освоения программных задач.

 «Лето»

27.05

29.05

Обобщить знания, полученные в течении года.

Чтение стихотворений на чувашском языке

7. Литература.

1. Федеральный закон «Об образовании» от 12.12.2012г.

2. Закон Чувашской Республики  «Об образовании»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы- составители Л. Г. Васильева, И. В. Махалова.- Чебоксары: «Новое Время», 2010.

5. Программа образования ребенка дошкольника.- Чебоксары: ЧРИО, 2006.

6. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015. - 71 с.

7. Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.