"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста" (Материалы по самообразованию)
методическая разработка (младшая группа)
Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет маленький человек правильной речью. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело спланированной системе работы, направленной на формирование мелкой моторики руки.
* Познакомить родителей с методами и приемами развития мелкой моторики
Вам поможет мастер-класс «Ловкие пальчики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020_uch.god_.docx | 22.23 КБ |
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2019-2020_uch.god_.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2019 – 20120учебный год.
Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, высшая квалификационная категория.
Тема: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: изучение влияния системы работы по развитию мелкой моторики на формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность. В настоящее время проблема развития мелкой моторики приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, что и доказывает актуальность данной темы исследования. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Следовательно, чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет маленький человек правильной речью. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело спланированной системе работы, направленной на формирование мелкой моторики руки.
Форма самообразования: индивидуальная.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь | 1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 4. Интернет-рессурсы | |
Методическая работа | Сентябрь – октябрь | - Изучение и анализ проблемы формирования речевых умений детей младшего дошкольного возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого-педагогической литературе. - Разработка и апробация системы работы с детьми по развитию мелкой моторики и речи. - Подбор материала по работе с родителями. | План работы с детьми План работы с родителями. |
Взаимодействие с родителями | Октябрь - май Апрель | - Организация родительского собрания «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» - Помощь родителей в оснащении РППС:
- Участие в творческом проекте «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» - Консультации:
- Организовать мастер – класс по формированию у детей активного словаря - Месячник «Театр дома и в детском саду» | Презентация «"Наши пальчики играют - речь ребенка развивают" Центр «Развивай – ка». Выставка совместного творчества «Парад ёлок» Памятки Мастер – класс " Активизируем словарь детей посредствам мелкой моторики " Папка – передвижка «Пальчиковый театр» |
Работа с детьми | Октябрь – май | Методы и приемы работы:
| Картотека игровых упражнений со стихами и скороговорками Картотека пальчиковых игр Проект «Волшебная проволока- синель» СОД «Путешествие в город мастеров» Оформление выставки детских творческих работ «Море творческих идей» (в раздевалке) Развлечение «В гостях у красок» Картотека дидактических игр «ИГРОТЕКА» Изготовление «сухого бассейна» |
Самореализация | Октябрь – май Апрель - май | - Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования. - Систематизировать методический материал по теме самообразования. - Анализ работы по внедрению мнемотехники в образовательный процесс. Самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
| Оснащение РППС. Презентация на ГМО центра «Развивай-ка» Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные методы и приемы развития моторики детей младшего дошкольного возраста» Пополнение методической копилки по ОО «Речевое развитие» Открытый просмотр СОД «Ловкие пальчики» Публикация опыта работы в сети Интернет. |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Смирнова А. Л.
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста». Форма самообразования: индивидуальная.
В процессе изучения данной темы я убедилась в том, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Целью исследования является изучение влияния системы работы по развитию мелкой моторики на формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы по развитию мелкой моторики и речи с детьми младшего дошкольного возраста позволит улучшить показатели развития речи и совершенствованию мелкой моторики, если: использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития речи и мелкой моторики, таких как: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук; работа с предметами и материалом (пластилин, бумага, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.); различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму и т.п.; сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и развитию речи регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2019-2020 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Задачи: - Изучить и проанализировать проблему формирования речевых умений детей младшего дошкольного возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого-педагогической литературе. - Создать и апробировать систему работы по развитию мелкой моторики и речи в младшей группе детского сада. - Определить значение внедренной системы работы на развитие мелкой моторики и речи, сопоставив уровень развития детей на констатирующем и контрольном этапе (Анализ результатов). - Обогащение РППС согласно теме. - Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | 1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 4. Интернет-рессурсы |
4. Практическая деятельность. | - Разработан и реализован план работы по использованию системы мероприятий с детьми по развитию мелкой моторики и речи (в соответствии с возрастом) в различных видах деятельности. - Совместно с родителями в группе создан и оснащен Центр «Развивай – ка».
«Сухой бассейн», «Тактильная шкатулка», «Моталочки», «Прищепки-фантазерки».
Дидактические игры, пальчиковый театр. - Родители приняли активное участие в месячнике: «Театр дома и в детском саду». - Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования, пополнена методическая копилка по ОО «Речевое развитие». - Материал по теме самообразования опубликован на сайте педагога в группе (сообществе) «Самообразование педагога ДОУ». - Подобран материал для наглядной агитации родителей на тему «Развиваемся, играя!». - Создана картотека игр и упражнения по развитию мелкой моторики (согласно возрасту) «Нетрадиционные методы и приемы развития моторики детей младшего дошкольного возраста» - Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования: - система работы по развитию мелкой моторики и речи с детьми младшего дошкольного возраста позволила улучшить показатели развития речи и совершенствовать мелкую моторику; - повысился уровень компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов; - обогащена РППС. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...
Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....