Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Познакомить детей с новым произведением К.Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Выполнила: Селюнина Елена Сергеевна,
Воспитатель,
Сызрань, 2020
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».Цель: познакомить детей с новым произведением К.Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям.
Интеграция образовательных областей: РР, С-КР, ПР, ФР
Задачи:
1) «Речевое развитие»: Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз; учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух.
2) «Социально-коммуникативное развитие»: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе; развивать логическое мышление.
3) «Познавательное развитие»: закрепить знания детей о посуде;
4) «Физическое развитие»: развивать двигательную активность
Методы и приемы:
- практические: выполнение дидактических упражнений
- наглядные: показ иллюстраций к сказке
- словесные:чтение произведения, вопросы, ответы по содержанию текста.
Материалы и оборудование: портрет К.Чуковского, книги по сказкам К. Чуковского, иллюстрации к сказке «Федорино горе», игрушечная посуда, картинки с изображением посуды, разрезанные на части.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игровое упражнение «Волшебный мешочек» |
Коммуникативная | Беседа, пересказ сказки, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игр с правилами. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение произведения К. Чуковского «Федорино горе» |
Двигательная | Физкультминутка |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | не формулируются задачи | Игровое упражнение «Приветствие» | Мотивированы на предстоящую деятельность | |
Воспитатель здоровается с детьми и предлагает создать друг другу хорошее настроение, зовет всех детей встать в круг: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся. Воспитатель указывает на волшебный мешочек, который принесла им сегодня в группу одна сказочная бабушка. | Слушают внимательно воспитателя, приветствуют друг друга | |||
Деятельностный | Развивать связную речь, тактильные ощущения и мышечную память, закрепить знания детей о посуде | Игровое упражнение «Волшебный мешочек» | У детей развивается тактильные ощущения и мышечная память, развивается связная речь, у детей закрепляются знания о столовой посуде, чайной посуде и столовых принадлежностях. | |
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и угадать, что находится в мешочке. Воспитатель предлагает разобрать посуду так, чтобы было понятно, какие предметы для чего необходимы. Воспитатель вызывает троих детей, и дает им задание: «Отберите предметы посуды правильно, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправляйте ошибки, если ребята сделают что-нибудь не правильно». | Дети по очереди опускают руки в «волшебный мешочек», называют свои ощущения и предположения, что находится внутри мешочка. Определяют, что в мешочке находится детская посуда. Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности. | |||
Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе; | Чтение сказки «Федорино горе» | У детей формируется умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывается любовь и интерес к художественной литературе; | ||
Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. А теперь я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора. Воспитатель читает выразительно сказку К. И. Чуковского "Федорино горе". | Дети внимательно слушают сказку | |||
Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь. | У детей развивается умение активно участвовать в беседе по содержанию произведения, формируется диалогическая речь, обогащается и активизируется словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз. | |||
Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная? Воспитатель предлагает ответить на вопросы по тексту сказки: – Как звали бабушку в сказке? – Какое горе случилось с бабушкой Федорой? – Почему это произошло? – Можно сказать, что посуде жилось очень плохо? – Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назовите ее. – Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая) – Какой Бабушка Федора стала в конце сказки? (Заботливой) – Чем закончилась сказка? (Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась) – Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезные, игрустные моменты). – Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе». – Ребята, сделайте вывод, как же надо относиться к посуде и почему? - Чему нас учит эта сказка? | Дети высказывают свои впечатления,отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения. | |||
Развивать двигательную активность | Физкультминутка | |||
А теперь, ребята, поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной под музыку. Встали на ножки. Раз, два, три, четыре, пять, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному) И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) | Дети выполняют движения под музыку | У детей закрепляются умения согласовывать движения с музыкой, повышается двигательная активность. | ||
Дидактическая игра «Отгадай загадку» | ||||
Развивать логическое мышление, речь, память. | Ребята, сказку «Федорино горе» написал очень известный детский поэт. Сейчас я прочитаю отрывки из его других произведений, а вы попробуете отгадать названия этих стихотворений (отгадки висят на доске). А потом мы вспомним, кто написал все эти произведения. Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара. Веселиться до утра: Нынче ___________ Именинница! (Муха-Цокотуха) И прибежала зайчиха, И закричала: "Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик, Попал под трамвай! (Айболит) Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница) У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. (Телефон) Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист. (Мойдодыр) Воспитатель: Ребята, кто же написал эти сказки? Дети: Корней Чуковский. | Дети внимательно слушают воспитателя и отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя. | У детей развивается мышление, речь, память, воображение. | |
Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух | Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот» | У детей развивается умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизируется мыслительная активность детей, развивается речевой слух. | ||
- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот. Ложка чистая – ложка грязная. Тарелка глубокая – тарелка мелкая. Чашка большая – чашка маленькая. Сковорода тяжелая – сковорода легкая. Ножик старый – ножик новый и т.д. | Дети внимательно слушают задание, ловят мяч и отдают его с правильным ответом. | |||
Заключительный | Рефлексия | |||
Предлагает детям высказать свое мнение и впечатления о совместной деятельности. Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Как вы думаете, чему учат нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у вас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры? – Каким было ваше настроение? – Почему? – Что вам больше понравилось? | Дети отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Чтение сказки «Три поросенка».
Познакомить детей со сказкой «Три поросенка», переведенной с английского языка Сергеем Михалковым и закрепить полученную информацию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» 12 ноября 2018год
Художественная литература "Федорино горе"12 ноября 2018 год...
Закрепляющее занятие по развитию речи в средней группе по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе", "Поможем бабушке Федоре".
Помочь детям вспомнить название и содержание уже известной им сказки, оценить поступки главной героини. Воспитывать бережливость, любовь к чистоте, аккуратность....
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к занятию по развитию речи в средней группе по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе" "Поможем бабушке Федоре".
Презентация к занятию по развитию речи "Поможеи бабушке Федоре"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение сказки К. Чуковского "Телефон"
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение сказки К. Чуковского "Телефон"
конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Телефон» К. Чуковского»
Задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы. Закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского. Упражнять в инсценировании отрывков из ...