Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Познакомить детей с новым произведением К.Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Выполнила: Селюнина Елена Сергеевна,

Воспитатель,

Сызрань, 2020


Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Цель: познакомить детей с новым произведением К.Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Интеграция образовательных областей: РР, С-КР, ПР, ФР

Задачи:

1) «Речевое развитие»: Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз; учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух.

2) «Социально-коммуникативное развитие»: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе; развивать логическое мышление.

3) «Познавательное развитие»: закрепить знания детей о посуде;

4) «Физическое развитие»: развивать двигательную активность

Методы и приемы:

                                      - практические: выполнение дидактических упражнений

- наглядные: показ иллюстраций к сказке

- словесные:чтение произведения, вопросы, ответы по содержанию текста.

Материалы и оборудование: портрет К.Чуковского, книги по сказкам К. Чуковского, иллюстрации к сказке «Федорино горе», игрушечная посуда, картинки с изображением посуды, разрезанные на части.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровое упражнение «Волшебный мешочек»

Коммуникативная

Беседа, пересказ сказки, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игр с правилами.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Двигательная

Физкультминутка

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

не формулируются задачи

Игровое упражнение «Приветствие»

 Мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель здоровается с детьми и предлагает создать друг другу хорошее настроение, зовет всех детей встать в круг:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель указывает на волшебный мешочек, который принесла им сегодня в группу одна сказочная бабушка.

Слушают внимательно воспитателя, приветствуют друг друга

Деятельностный

Развивать связную речь, тактильные ощущения и мышечную память, закрепить знания детей о посуде

Игровое упражнение  «Волшебный мешочек»

У детей развивается  тактильные ощущения и мышечная память, развивается связная речь, у детей закрепляются знания о столовой посуде, чайной посуде и столовых принадлежностях.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру  и угадать, что находится в мешочке. Воспитатель предлагает разобрать посуду так, чтобы было понятно, какие предметы для чего необходимы. Воспитатель вызывает троих детей, и дает им задание: «Отберите предметы посуды правильно, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправляйте ошибки, если ребята сделают что-нибудь не правильно».

Дети по очереди опускают руки в «волшебный мешочек», называют свои ощущения и предположения, что находится внутри мешочка.

Определяют, что в мешочке находится детская посуда.

Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности.   

 Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе;

Чтение сказки «Федорино горе»

У детей формируется умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывается любовь и интерес к художественной литературе;

Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. А теперь я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора. Воспитатель читает выразительно сказку К. И. Чуковского "Федорино горе".

Дети внимательно слушают сказку

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь.

У детей развивается умение активно участвовать в беседе по содержанию произведения, формируется диалогическая речь, обогащается и активизируется словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз.

Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная?

Воспитатель предлагает ответить на вопросы по тексту сказки:

– Как звали бабушку в сказке?

– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?

– Почему это произошло?

– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назовите ее.

– Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая)

– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки? (Заботливой)

– Чем закончилась сказка?

(Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)

– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезные, игрустные моменты).

– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».

– Ребята, сделайте вывод, как же надо относиться к посуде и почему?

- Чему нас учит эта сказка?

Дети высказывают свои впечатления,отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

Развивать двигательную активность

Физкультминутка

А теперь, ребята, поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной под музыку. Встали на ножки.

Раз, два, три, четыре, пять,                   (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)                         Мы посуду перемыли:                                            (Одна ладонь скользит по другой)            Чайник, чашку, ковшик, ложку                             (Загибают пальцы по одному)                                    И большую поварешку.                                                                                                                                 Мы посуду перемыли,                                            (Одна ладонь скользит по другой)                             Только чашку мы разбили,                                     (Загибают пальчики по одному)                        Ковшик тоже развалился,                                                                                                                        Нос у чайника отбился.                                                                                                                         Ложку мы чуть-чуть сломали,                                                                                                                 Так мы маме помогали.                               (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Дети выполняют движения под музыку

У детей закрепляются умения согласовывать движения с музыкой, повышается двигательная активность.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Развивать логическое мышление, речь, память.

Ребята, сказку «Федорино горе» написал очень известный детский поэт. Сейчас я прочитаю отрывки из его других произведений, а вы попробуете отгадать названия этих стихотворений (отгадки висят на доске). А потом  мы вспомним, кто написал все эти произведения.

 Сапоги скрипят,                                                                                                                 Каблуки стучат,-                                                                                                                                 Будет, будет мошкара.                                                                                                                           Веселиться до утра:                                                                                                                            Нынче ___________                                                                                                       Именинница! (Муха-Цокотуха)

И прибежала зайчиха,                                                                                                                                       И закричала: "Ай, ай!                                                                                                                             Мой зайчик попал под трамвай!                                                                                                        Мой зайчик, мой мальчик,                                                                                                       Попал под трамвай! (Айболит)

Рыбы по полю гуляют,                                                                                                                      Жабы по небу летают,                                                                                                                            Мыши кошку изловили,                                                                                                                                  В мышеловку посадили. (Путаница)

У меня зазвонил телефон.                                                                                                                           - Кто говорит?                                                                                                                                               - Слон. (Телефон)

Моем, моем трубочиста                                                                                                                         Чисто, чисто, чисто!                                                                                                                              Будет, будет трубочист                                                                                                                          Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

Воспитатель: Ребята, кто же написал эти сказки?

Дети: Корней Чуковский.

Дети внимательно слушают воспитателя и отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

У детей развивается мышление, речь, память, воображение.

Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

У детей развивается умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизируется мыслительная активность детей, развивается речевой слух.

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый и т.д.

Дети внимательно слушают задание, ловят мяч и отдают его с правильным ответом.

Заключительный

Рефлексия

Предлагает детям высказать свое мнение и впечатления о совместной деятельности.

Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Как вы думаете, чему учат нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у вас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Дети отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Чтение сказки «Три поросенка».

Познакомить детей  со сказкой «Три поросенка», переведенной с английского языка Сергеем Михалковым и закрепить полученную информацию....

Закрепляющее занятие по развитию речи в средней группе по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе", "Поможем бабушке Федоре".

Помочь детям вспомнить название и содержание уже известной им сказки, оценить поступки главной героини. Воспитывать бережливость, любовь к чистоте, аккуратность....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Телефон» К. Чуковского»

Задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы. Закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского. Упражнять в инсценировании отрывков из ...