НОД по развитию речи в старшей группе "Синонимы и антонимы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
На данном занятии дети учатся подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжают учиться составлять предложения с заданными словами. Воспитывается умение действовать согласно словесной инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_sinonimy_i_antonimy.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в старшей группе
«Синонимы и антонимы»
Воспитатель Курдюкова Н.П.
Цель:
Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.
Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
Ход занятия:
- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.
(Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)
Первый: - Не сердитесь на нас!
Второй: - Не обижайтесь.
Третий: - Не злитесь.
Воспитатель: - Где вы были?
Первый: - Недалеко.
Второй: - Близко.
Третий: - Рядом.
Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.
- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.
Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:
«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Чистый Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Физкультминутка:
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали! Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел; пара слов «враг – друг»)
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.
День – ночь Конец – начало
Сахар – соль Радость – горе
Чистота – грязь Война – мир
Зима – лето Свет – тьма
Потолок – пол Трус – храбрец
Узкая – широкая (юбка) Плохо – хорошо
Длинное – короткое (платье) Мелко – глубоко
Сильный – слабый (спортсмен) Грязно – чисто
Веселая – грустная (девочка) Рано – поздно
Высокий – низкий (человек) Сладко – горько
Смеется – плачет (ребенок)
Лежит – сидит (человек)
Закрыть – открыть (книгу)
Взлетает – садится (самолет)
Надевает – снимает (свитер)
- Поиграем в игру «Подскажи словечко».
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:
1. Оцените сложность проведенного занятия для детей данной группы:
В основном все дети данной группы справлялись с заданием, т.к. некоторые игры-упражнения были им знакомы.
2. Какие поставленные задачи вы смогли решить?
- Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.
- Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.
- Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
НОД по развитию речи в старшей группе «Синонимы и антонимы»
Цель:Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.Продолжать учить детей составлять предложения с заданными ...
Презентация по развитию речи для детей младшего возраста - "Антонимы"
В данной презентации дети знакомятся со словами антонимами, обозначающими противоположные понятия....