Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр по развитию речи для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx | 15.65 КБ |
kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
«ЗАКОНЧИ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош- ка, гла – за) . «УГАДАЙ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «СПЛЕТЕМ ВЕНОК ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«ВОЛШЕБНЫЕ КУБИКИ» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
« ПРЯТКИ» Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов. Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.
«НОВОСЕЛЬЕ» Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ» - Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?» Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч».
«ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…- Вы ищете…; -Они ищут… Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..
«ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ» Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
« ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
« НАЙДИ БРАТЦА» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи
старших дошкольников
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
«Какое слово потерялось?»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель читает стихотворение.
«Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.»
В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.
По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.
Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.
Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»(кресло, сиденье, окно).
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Что общего»
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры:
Объясните, что общее у предметов.
У 2 предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У 3 предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
«Кто как разговаривает?»
Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Вариант 1.
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Вариант 2.
Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или
«Мяч бросай, транспорт быстро называй»
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: Мяч.
Вариант 1.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи;
Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты;
Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды;
Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: деревья;
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.
Вариант 2.
Ход игры:
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Рыбки»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».
Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.
Ход игры:
Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:
«Сети в море я бросаю,
Много, много рыб поймаю».
С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась».
В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры:
Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
Материал: Стульчики по количеству детей.
Ход игры:
Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.
«Четыре слова»
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.
Подскажи словечко»
Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто, где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.
Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:
нора — для лисы, мышки;
берлога — для медведя;
дупло — для белки, для совы;
гнездо — для птицы;
скворечник — для скворца;
коровник — для коровы, телят;
конюшня — для лошади, жеребят;
свинарник — для свиньи и поросят;
крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
«Как назвать того, кто?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии»
Ход игры:
Взрослый предлагает детям назвать того, кто.
• Кто на паровозе ездит? (Машинист)
• Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
• Кто песни сочиняет? (Композитор)
• Кто играет на рояле? (Пианист)
• Кто все ломает? (Хулиган)
• Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Вариант 2.
Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает/
«Кто может совершать эти движения?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый: идет
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит (человек, животное, ручей, время);
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.
Например:
Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
«Что каким бывает?»
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)
• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)
• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
• Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
• Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
«Кто как передвигается?»
Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Взрослый: Летают.
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый: собака;
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
«Месяцы и их последовательность»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.
Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
30.«Играй- дни недели называй»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры:
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.
«Бывает — не бывает»
Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года.
Например: «Лето».
А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.
Например: «Ледоход».
Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.
Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
«Говори наоборот»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный,
быстрый – медленный,
красивый – безобразный,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий,
трусливый – храбрый,
твердый – мягкий,
светлый – темный,
длинный – короткий,
высокий – низкий,
острый – тупой,
горячий – холодный,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
глубокий – мелкий,
сильный – слабый,
жидкий – густой,
добрый – злой,
вежливый - грубый,
аккуратный – неряшливый,
чистый – грязный,
ясный – пасмурный,
хороший – плохой.
«Скажи наоборот»
Цель: Расширить словарь антонимов у детей.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
Друг… враг
День…ночь
Радость…грусть (печаль)
Потолок. пол
Жара…холод
Зло…добро
Правда…ложь
Быстро…медленно
Говорить…молчать
Покупать…продавать
Поднимать…опускать
Бросать…поднимать (поймать)
Прятать…искать
Зажигать…тушить
Одеть…раздеть
Потерять…найти
Положить…убрать
Дать…взять
Налить…вылить
Хорошо…плохо
Тяжело…легко
Высоко…низко
Далеко. близко
Можно…нельзя
Трудно…легко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...
Картотека игр по развитию речи
Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....
Картотека игр по Развитию речи
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...