Артикуляционные упражнения (из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Необходимый минимум артикуляционных упражнений на разные группы звуков. Данная выборка упражнений хорошо оправдала себя на практике.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением высунуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3. Лягушка-Хоботок
На счет «раз-два» чередовать 1 и 2.
4. Окошко.
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7. Лопаточка-Иголочка
На счет «раз-два» чередовать 5 и 6.
8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
9. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
10. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Артикуляционные упражнения для выработки звука Р
- « Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Сильно, тщательно, не спеша облизываем языком верхнюю губу. 7 раз справа-налево и 7 раз слева-направо – это одна серия. Выполняем 3 серии.
- « Обезьянка»
Широким языком «обнять» верхнюю губу. Слегка видны нижние зубы, улыбка. Удерживаем данное положение под счет 1- 10 3 – 5 раз.
- « Качели»
Острым кончиком языка тянемся к носу. Удерживаем данное положение под счет до 7, затем язык тянется к подбородку – удерживаем это положение языка под счет до 5. Чередуем положения языка, 3 – 5 раз.
- Делаем « уколы» в щеку языком: то в правую, то в левую.
- «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
- «Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык у нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удаётся присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
- «Гармошка»
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, приближать и удалять нижнюю челюсть. Максимально отводим нижнюю челюсть.
- «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
- «Балалайка»
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука «д-д-д» или «з-з-з» (за верхними зубами, см упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!! Прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Артикуляционные упражнения для свистящих
- Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
- Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была неподвижна.
- Горка (мостик)
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Удерживать положение под счет 1-10 3-5 раз.
- Упрямый ослик
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек бумаги. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основной комплекс артикуляционных упражнений | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением высунуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3. Лягушка-Хоботок
На счет «раз-два» чередовать 1 и 2.
4. Окошко.
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7. Лопаточка-Иголочка
На счет «раз-два» чередовать 5 и 6.
8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
9. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
10. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукового анализа у дошкольников через использование системы занятий, игр и упражнений (описание опыта работы)
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления ш...
Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений (из опыта работы)
Материал из опыта работы...
Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики (из опыта работы)
Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции ...
Движение руки и развитие речи. Упражнения из опыта работы.
На всех этапах развития жизни ребенка движение руки играет важнейшую роль. Особенно это важно на первом году жизни, в период предречевого развития...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений (из опыта работы)
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через ро...