Музыка слова
статья по развитию речи
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка слова и слово в музыке – средство духовно-нравственного воспитания отрока
В начале было Слово. И любое дело начиналось со Слова. Рождение музыки так же начинается со Слова. Кто такой композитор? Это творец музыки и слова. Его мысли, переживания…он обдумывает своё сочинение… Какие события, чувства подвигли его на создание того или иного произведения?.. У каждого они свои. Вспомним любимого всеми нами Петра Ильича Чайковского и его «Детский альбом». Каким было его детство? Ведь это самая лучшая пора, самая чистая и именно она вспоминается всегда с нежностью и любовью.
Наша цель – облагородить чувства своих детей. А лучшая, целебная музыка рождается в религиозном чувстве. Вспомним…
«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице…»
А Богородица – это образ христианского совершенства, различных добродетелей: смирения, целомудрия, любви, терпения, послушания. Блажить – воспевать, а раз воспевать, значит петь. Мы Словом поём, воспеваем.
Следует помнить, что биография композитора – это одно, а его творчество может быть совсем другое. Проиллюстрировать эту мысль можно словами апостола Павла: «Мы хотим делать хорошее, а делаем не то, что хотим». Потому что живёт грешник, а на творчество его вдохновляет Господь. Отсюда и слово - «воплощение».
Музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.
Так же единение поэта и музыканта воплощается в их музыкальных образах, которыми являются и песни.
«Вот уж зимушка проходит» - образ природы, мы воспеваем её
красоту.
«Россия» - образ родины.
«Золушка» - сказочный образ.
Когда дети выступают на сцене в различных образах, или играют в спектакле, зрители думают: «Ну Ангелы во плоти». А после спектакля? Побежали, закричали, бывает, что и подрались…И те же зрители о них: «Вот бесенята…» Один дух сменяет другой. Моментально, как и настроение человека. Задача педагога как можно чаще вводить его вот в это состояние, когда бы он вдохновлялся духом добра.
Слово сказки усиленно музыкой:
фрагмент из сказки «Гуси-лебеди»: Ваня: «Машенька, Машенька, ты меня найди…» и Маша…
Вот как сказку музыка поднимает на порядок выше, как бы воздействует на душу ребёнка. И это состояние, которое они пережили, им хочется ещё раз пережить, повторить. Как и когда читают детям сказки, они просят одну и ту же сказку прочитать ещё и ещё раз, а музыкальные сказки особенно. Эти переживания – это богатство, потому что музыка приносит степени и оттенки чувств: есть покой, он переходит в радость, радость переходит в ликование, а ликование в изумление. Мы обогащаемся этим.
(фрагмент из сказки «Золушка»: Мачеха: «Золушка, послушай крошка…» Фея: «Здравствуй, Золушка! Я всё знаю, не тужи…» Золушка: «Ах, как пышно я одета!...»)
Сказки. Что это такое? Наследие народной мудрости, всё это пережито, перечувствовано и выстрадано. Ребёнок, дитя, он не знает ещё всех ценностей , а сказка-мудрость передаёт эту ценность ему: ласка матери, красота природы, высота слова. Вспомним слова Тютчева :
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»
Дети сами входят в радость исполнения, потому что есть радостный труд, а творческий труд – это всегда радостный труд.
В религиозно-культурной традиции пребывают в основном лирические, протяжные, печальные мелодии. Потому что они действуют на человека умиротворяюще, положительно и благотворно как для духовного, так и для физического здоровья.
Не случайно Пушкин говорил: «На Руси все поют протяжно и печально, начиная от извозчика до поэта». Потому что маятник настроения человеческого – от печали до радости.
(фрагмент из сказки «Маша и медведь»: С момента: «Ишь какая, ты куда…» до момента: «Наломать для печки дров твой медведь всегда готов…» и ещё: «Маша, внучка, ты ли это?» «Думали в живых уж нету. Ай да Маша, молодец!» Тут и сказочке конец!)
Когда дети исполняют музыкальные сказки, поют в них народные песни, какие у них лица…это надо видеть…одухотворённые, живые…Мои коллеги обратили на этот факт внимание и сравнили с лицами детей на дискотеке…Дальше, думаю, продолжать не надо. Потому что это наше, родное.
Замечательно сказал Иван Ильин: «Искусство в России достигло поднебесья оттого, что душа, чувства, воображение питались православием. Живопись пошла от иконы, музыка — от церковного пения…»
Песня объединяет. Как раньше пели, да и сейчас, бывает, поют? Объединялись, примерялись, прислушивались друг к другу…и…запели, поют, смотришь, слеза покатилась по щеке. А потом: «Хорошо спели». Вот каким таинством обладает музыка.
А как удивительно хоровое пение! Хор – это реабилитация нервной системы. (рассказ Тамары Михайловны)
Воспитание музыкального вкуса, развитие напевной русской речи начинается с колыбельной, при слушании полногласных сочетаний:
(пропеть: Ба-а-а-ю, ба-а-юшки баю….)
Обратите внимание, в словах баяти и обаятельный один корень.
Баяти – говорить
Обаятельный – привлекать словом, красноречиво рассказывать.
Всем знаком и музыкальный инстремент баян. А своё назвалние он получил от имени Боян. Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей 11 века, это рассказчик-исполнитель народных песен и сказаний.
Начало постижения красоты исходит от колыбельной. В колыбельной дитя впервые слышит святые имена, слова, открывающие младенцу границы в мир природы. Повторяющиеся сочетания звуков согласных и гласных откладываются в памяти как зачатки речи.
Ой лю-лю, моё дитятко! Спитко, усни, дитя материно.
Спи-тко ты, дитятко, с Богом, со Христом.
Все ласточки спят, и касаточки спят, и куницы спят, и лисицы спят.
Богородица Мария, уложи дитя скорее,
На всю тёмную ночь, на всю тёмную ночь.
Как я байкаю, хожу, да никому я не скажу,
Как я байкала, качала, Божьей милости начало.
Душа ребёнка пропевает эти песни вместе с мамой, засыпает под эти песни. Так душа пропевает, проговаривает и сказки, которые рассказывает мама или бабушка. А слово усиливается музыкой. Поэтому мы и вовлекаем детей в музыкальные сказки, удивительное творчество, благотворно влияющее на душу ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - ритмические движения под музыку со словами.
Можно использовать для двигательной активности детей. Ведь двигательная активность является развитием умственной активности....
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
Мнемотаблица к песне "Урожай собирай", музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, "Огородная-хороводная", музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Мнемотехника - как технология развития памяти....
Преодоление незначительных нарушений у дошкольников средствами синтеза музыки, слова, движения
Доклад для выступления на педагогическом совете...
Стань музыкою, слово … или удивительный мир мелодекламации.
Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста, как эффективная педагогическа...
Консультация для родителей слушание музыки раннмй возраст«Осенняя песенка» музыка Ан.Александрова, слова Н.Френкель
Консультация для родителей. Слушание музыки...
12.03.24г. "Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Священная война" музыка Ал.Александрова, слова В. Лебедева-Кумача
12.03.24г. "Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста "Священная война" музыка Ал.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача...
- Мне нравится (1)