Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей на летний – оздоровительный период
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)
рекомендации воспитателям для работы с детьми среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_na_letniy_period_2.docx | 639.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 49»
муниципального образования города Братск
Рекомендации учителя-логопеда
для воспитателей
на летний – оздоровительный период
Составила:
Голикова Елена Владимировна
учитель-логопед,
высшая кв. категория
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста
месяц | неделя | Игры на развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова | Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи | Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения | Развитие артикуляционной моторики |
июнь | 1. | «Отгадай на чем играют» Задача: Закрепление умений различать различное звучание музыкальных инструментов и отличать их друг от друга. Ход игры: Педагог предварительно показывает детям музыкальные инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат. Затем педагог просит детей закрыть глаза, послушать и отгадать какой инструмент звучал. Для усложнения задания можно угадать какой инструмент не звучал в ряде звуков. | «Живые и неживые» Задача: Закрепление понятия об одушевленных и неодушевленных предметах. Ход игры: Педагог обращает внимание детей на окружающие предметы. Объясняет, что все, что может двигаться, говорить, есть и совершать др. действия, это одушевленные предметы и отвечают на вопрос «КТО?» А другие предметы неподвижные, никаких действий не совершают, это неодушевленные предметы и отвечают на вопрос «ЧТО?». Далее педагог называет различные предметы, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина – неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, кошка – живые. Можно использовать в игре мяч: ловить его при назывании одушевленных предметов и не ловить при названии неодушевленных предметах. | «Посчитай слова» Задача: Закрепление у детей понятия слово, тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении. Ход игры: Педагог показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т.е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит детей назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого педагог просит повторить первое слово, затем второе, третье, и т. д. и придумать самим по одному – два слова. Если дети хорошо справляются с заданием, то педагог предлагает им посчитать , из скольких состоит предложение. проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких – либо элементов(квадратики, кружки, треугольники), чтобы затем их сосчитать. | Артикуляционные упражнения. Звуки «Б», «П», «В»,«Ф»
|
2. | «Повтори за мной» Задача: Закрепление навыков детей в запоминании и повторении последовательно расположенных слогов, слов, устранение пропусков и перестановок слогов в словах. Ход игры: Педагог произносит ряд слогов и просит 1 ребенка повторить их. Первоначально называются 2 слога, а после, количество слогов увеличивают. После слогов можно перейти к ряду небольших слов. Слоги могут быть прямые (МА, ПА), обратные(АМ,ОМ), закрытые (ПОД, НАД),. Например: 1)МА-МО-МУ, БА-БО-БЫ, МО-МУ-МЫ, БУ-БЫ-БО, АМ-ОМ-УМ. 2)мешок-пушок-петушок, сок -лесок-песок-носок, лама-мама-дама. Если ребенок допускает ошибку при повторении, педагог произносит ряд слогов (слов) несколько раз, тренируя слуховое внимание ребенка. | «К чему относится?» Задача: Закрепить в речи детей обобщающие понятия. Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч педагогу и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук-овощ, яблоко-фрукт, брюки-одежда, тарелка-посуда, ботинок-обувь, поезд-транспорт, телевизор - бытовой прибор и т.д. | «Покажи полоску» Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение». Вариант 1. Ход игры: педагог показывает детям полоски бумаги разных цветов и объясняют, что короткая обозначает слово, а длинная – предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. затем педагог по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску. Например: кукла, мальчик, утро – короткие полоски. Наступило лето мальчик катает машину – длинная полоска. | Артикуляционные упражнения. Звуки«Б′», «П′», «В′», «Ф′»
Повторить упр. 5 - 7 раз.
Повторить упр. (5-7 раз.) | |
3. | «Узнай , что звучит» Задача: Закрепить умение отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами. Ход игры: Дети вместе с педагогом рассматривают различные окружающие предметы, которые могут издавать звук (деревянные и металлические ложки, бумага, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик, деревянные палочки и др.). педагог издает звуки различными знакомыми предметами дети закрывают глаза, слушают и определяют звуки предметов. Отвечают полными предложениями. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т.д. | «Шары» Задача: Закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать стишок о шариках и постараться запомнить их местоположение. Затем дети должны вспомнить место и цвет каждого шарика и попробовать положить шарик соответствующего цвета в названные места в комнате. *** Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их – давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять. Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем. | «Кисонька – мурысонька» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Кисонька - мурысонька, где была? - Коней поила. - Где кони? - За ворота ушли. - Где вороты? - Огонь сжег. - Где огонь? - Вода залила. - Где вода? - Быки выпили. - Где быки? - За гору ушли. - Где гора? - Черви источили. - Где черви? - утки склевали. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н»
| |
4. | «Прислушайся» Задача: Совершенствование остроты слуха. Ход игры: Педагог просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. | «Отгадать предмет по признакам» Задача: Закрепить понимание смысла слов и предложений и понятие о признаке предметов совершенствовать слуховую память. Закрепить умения подбирать подходящий предмет к признакам. Ход игры: Педагог раскладывает предметные картинки и называет ряд признаков, а дети должны найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Например: пушистая, рыжая, хитрая – лиса, деревянный, квадратный, обеденный – стол и т. д. | «Путаница» Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу. Ход игры: Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба Газета читает папу. И т.д. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д′», «Т′», «Н′»
| |
июль | 1. | «Телеграф» Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью отстукивания карандаша по столу. Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. | «Ты - вы» Задача: Закрепление умения детей использовать в речи глаголов повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы». Вариант 1.Ход игры: Педагог в руках держит куклу и, чтобы ее одеть, просит у детей ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т.д. Ребенок, отдавая педагогу нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или «Возьмите шляпу».если дети, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то педагог должен показать образец речи. Затем по мере тренировки дети и педагог меняются ролями. | «Лягушкины покупки» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка? - С базара домой, Дорогая подружка. - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М»
|
2. | «Хлопни в ладоши» Задача:Закрепить навыки порядкового счета до 10, выполнять действия по словесной инструкции. Ход игры: Дети встают напротив педагога. Он говорит, что будет считать до 10 и как только он произнесет число 10 (или др. условное число), все должны сделать хлопок. На другие числа хлопать не надо дети вместе с педагогом считают от 1 до10. 3-4 раза игра проводится правильно. Затем педагог начинает «путаться», хлопает невпопад. Те дети, которые спутались за взрослым, выбывают из игры. | «Сосчитай и подбери» Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | «Сосчитай и подбери» Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М′»
| |
3. | «Узнай настроение» Задача: Отрабатывание выразительности речи, мимики, подражательности, зрительного и слухового внимания. Ход игры. Каждый ребенок водит по очереди – изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: «ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го; у-ух» и т.д. остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого настроения. | «Найди и назови пару» Задача: Закрепить умение детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе. Ход игры: Педагог показывает и называет картинку с предметом в единственном числе, а дети находят на картинках и называют те же предметы во множественном числе. Например: «У меня один стол», - говорит педагог. «А у меня много столов»,- говорит ребенок. Педагог следили, чтобы дети правильно употребляли окончания в словах во множественном числе. | «Покажи полоску» Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение». Вариант 2. Ход игры: принцип игры варианта 1. Педагог предлагает детям посчитать, сколько слов в предложении и составить схему из коротких полосок. например: Собака лает – 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика – 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу – 4 короткие полоски. | Артикуляционные упражнения. Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»
| |
4. | «Слушай и выполняй» Задача: Закрепить навыки детей выполнять задание по словесной инструкции. Ход игры. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и посадить ее в коляску. Ребенок выполняет самостоятельно данную инструкцию и комментирует свои действия: «Я посадил куклу в коляску». Постепенно задания усложняются, например, найди на нижней полке красный мяч и зеленый кубик, и положи их около стола, рядом с книгой. Ребенок выполняет задания, комментируя свои действия. | «Разложи правильно» Задача: закрепить навыки детей различать существительные мужского и женского рода. Ход игры: Педагог начинает формировать стопочки из картинок, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «ОН», а в другую – словом «ОНА». Затем дети самостоятельно разбирают картинки, получая за правильный ответ фишку или жетон. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных» Задача: Закрепить умение детей пересказывать текст. Ход: Педагог читает детям рассказ, а после задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - Что сказала корова? - Что сказала собака? - А что сказал человек? Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком. | Артикуляционные упражнения. Звук: «Ц»
| |
август | 1. | «Отхлопываем слова» Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью хлопков. Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим хлопает на каждый слог. затем дети делают это самостоятельно. дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отхлопываются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих хлопков, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. | «Что из чего сделано?» Задача: Закрепить навыки детей использовать в речи относительные прилагательные. Ход игры: Педагог показывает обобщающие карточки, где изображен материал, из которого сделаны предметы и карточки с изображением предметов. Он объясняет, как раскладывать карточки в соответствующие группы, потом дети пробуют делать это самостоятельно. | «Почему и потому» Задача: закрепить умение детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что…» Ход игры: педагог показывает сюжетные картинки и по ним задает детям вопросы. Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? И т. д. дети отвечают на вопросы, используя союз «потому что…», а затем пробует задавать свои вопросы с союзом «почему». Для большей наглядности можно прочитать детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». | Артикуляционные упражнения. Звук «С», «З»
|
2. | «Закончи слово» Задача: Закрепление правильного произношения отдельных звуков, умение добавлять недостающий звук в конце слова и произносить слово полностью. Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Дети должны догадаться с помощью картинок, что это за слово, и повторить его полностью. После можно произносить слова без картинок, давая детям задание добавлять в конце какой-то определенный звук(или слог) и называть слово целиком. | «Какое слово лишнее» Задача: закрепить умение детей на слух выделять из ряда лишний предмет. Ход игры: Педагог медленно и четко называет ряд слов, а дети должны запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать ответ. Например: огурец, лук, яблоко, перец – лишнее яблоко, т. к. это фрукт, а вес остальные – овощи. | «Когда это бывает?» Задача: закрепить умение детей составлять рассказы по сюжетным картинкам. Ход игры: Педагог выкладывает лото «Времена года», а дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года. Например: педагог выкладывает картинку «Лето». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает летим. | Артикуляционные упражнения. Звук «С′», «З′»
| |
3. | «Хлопни, как услышишь звук» Задача: Закрепить навыки детей выделять среди других заданный звук. Ход игры: Педагог объясняет детям, чтобы они хлопали в ладоши, если услышат какой-то определенный звук. Затем педагог начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слогов, затем слов, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например: Выделяется звук [А]. * О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д. * ОН, АК, АТ, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д. * Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д. | «Доскажи словечко» Задача: Закрепить навыки детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова. Ход игры: Педагог четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому дети должны подобрать рифму-отгадку. *** * Он большой, как мяч футбольный, * Всех на свете он добрей, *Чтоб тебя я повёз, * На ветке не птичка – * Она весну встречает – | «Что за предмет?» | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Ч», «Ш», «Ж», «Щ» 1."Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе 5-7 раз. 2."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт 1-30. 3.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной). 4."Грибок". Присосать широкий язык к нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет 1-30. 5.Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. 6."Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. 7."Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше. 8.Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. 9."Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек. 10."Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз.(4-6 раз). | |
4. | «Придумай слово на звук» Задача: закрепить навыки детей отличать начальный звук слова от других и соотносить его с таким же звуком в других словах, расширять словарный запас детей и развивать фонематический слух. Ход игры: Сначала педагог показывает детям картинки с 2 -3 изученными звуками в начале слова. Звуки и слова с ними должны быть простыми и доступными детям для понимания и повторения. После того, как все слова на картинках названы, карточки убираются, а дети должны вспомнить картинки и их названия (или придумать) слова, например на звук [О]: Оля, осень, осы, овощи, окунь, окна, обруч. И т. д. | « Что подходит?» Задача: Усовершенствовать грамматический строй речи детей, закрепить их навыки подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям. Ход игры: Педагог называет детям слово – предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например: кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д. После подбора подходящих действий к нескольким предметам педагог называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы. Например: лает – утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д. | «Расскажем про Олю и зайчика» Задача: Закрепить навыки составлять совместный повествовательный текст, заканчивать интонационно предложения рассказа.Ход игры: Педагог предлагает помочь детям закончить рассказать про Олю. Он начинает, а дети логически завершают предложение и рассказ. педагог рассказывает: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)». | Артикуляционные упражнения. Звук «Л»
|
Использованная литература:
- Асташина И.В. Лучшие игры для детей от 3 до 7 лет. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»: М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2008
- Волина В. В. Праздник букваря. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.:Владос, 1994 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по проведению летнего-оздоровительного периода
Что необходимо знать воспитателю при планировании летнего-оздоровительного периода....
Рекомендации воспитателям от музыкального руководителя на летний оздоровительный период
Материал содержит общие рекомендации воспитателям от музыкального руководителя на летний оздоровительный период ...
Методические рекомендации по организации летнего оздоровительного периода в дошкольных образовательных учреждениях
Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:- укрепление здоровья детей;- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;- соз...
Рекомендации воспитателям по организации работы в летний оздоровительный период
Для педагогов, работающих летом, главными задачами являются укрепление здоровья детей и охрана жизни. При переходе детского сада на летний режим работы всем сотрудникам напоминают инструкцию охраны жи...
Рекомендации для родителей на летний оздоровительный период
Лето - благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реак...