Пальчиковые игры
статья по развитию речи

Шаймуратова Альбина Фагиловна

пальчиковые игры вкупе с музыкой очень полезны в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и, соответственно, ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.

• Начиная с нескольких упражнений, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.



Предварительный просмотр:

«КАРТОТЕКА УДМУРТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР»

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сукыр така «Слепой баран»

По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран» пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями.

Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Валэз быжтиз кут  «Поймай коня за хвост»

Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», последний – его хвостом. По сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка – «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост».

Правило игры: дети должны крепко держаться друг за друга.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кечпи но пуныос  «Козленок и собаки»

По считалке выбирается «козленок». Остальные дети исполняют роль собак. Козленок в огороде грызет капусту. Собаки его замечают и дружно ругают«Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козленок, козленок, почему ты нашу капусту съел!»). Козленок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок.

Правило игры«собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козленка», не задевая его.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Узы-боры бичасько «Собираю ягоды»

По считалке выбирается волк. Он встает на специально отведенное место. Остальные дети идут в конец зала, имитируя сбор ягод,скандируют слова«Узы-боры бичасько, сьод кионэз адзисько, ури-бери пегзисько» («Собираю ягоды, вижу серого волка, убегаю сломя голову»). После этих слов дети бегут в другой конец зала, «волк» - за ними. Кого поймает, с тем меняются ролями.

Правило игры: убегать можно только после последних слов.

Вумурт «Водяной»

По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки.Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, мар пукиськод ву пыдсын? Пот, пот ми доры вераны, коня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам, скажи, который час!»). Вумурт, выходит, дети замирают. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, Вумурт и ребенок меняются местами.

Правило игры: когда Вумурт пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.

Вой горшок «Горшок с маслом»

По считалке выбираются мама и кошка. Мама ставит горшки на скамейку, называя их содержимое.Потом говорит кошке:

- Кочыш, горшокъесты эн иса! (Кошка, не трогай горшки).

- Яралоз (ладно, - говорит кошка.

- Чильык-чальык! (Щелк-щелк)- мама уходит на работу. (Кошка в это время съедает все содержимое из горшочков.)

Вернувшись домой,мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит. Мама, причитая,все горшки обратно ставит на скамейку:

- Йолэз но сием, йолвылэз но сием… Ох тон, кочыш! И молоко съела, и сметану съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама гонится за ней.)

Правило игры: если мама поймает кошку, они меняются ролями.

Лудкеч «Заяц»

По считалке выбирают водящего,потом дружно скандируют:

Лудкеч, лудкеч, шаплы пыд, Заяц, заяц быстроногий,

Тон эн ветлы гольык пыд. Не ходи ты босиком.

Зеч кутчад ке тон пыддэ, Если будешь хорошо обуваться,

Кионъес уз ни сутэ. Волки не догонят.

После этих слов все дети убегают в разные стороны, водящий должен поймать кого – нибудь. Затем меняются местами.

Чимали «Галящий»

(Ватскем шудон «Игра в прятки»)

Дети, скандируя считалку,разбегаются кто куда:

Чима, чима, чимали, Чима, чима, чимали (галящий)

Чимыостэ кынь али. Глазки закрой-ка.

Табере тон усьты ни, А теперь открой

Милемыз тон утча ни. Да нас поищи.

По завершении считалки галящий открывает глаза и начинает искать детей.

Азвесь манет «Серебряная монетка»

Дети стоят в кругу, поют песню и передают из ладоши в ладоши по кругу монетку. Песня заканчивается.Дети спрашивают«кытын манет?» (Где монетка). Водящий, который стоял в середине круга и наблюдал за движением монетки, должен угадать, у кого задержалась монетка.Слова песни:

Кошкиз манет, кошкиз кык, Пошла манетка, пошли две,

Кошкиз манет юмшаны. Пошли монетки погулять.

Татын манет, татын кык, Тут монетка, тут – две,

Татын витьтон конь азвесь. Тут 50 серебряных копеек.

Круген бергаса «Хороводная игра»

В игре принимают участие все присутствующие. Под пение частушек, взявшись за руки, водят большой хоровод, внутри которого в противоположном направлении двигается маленький хоровод. Как только заканчивается частушка, игроки из внутреннего круга выбирают себе в пару игроков из внешнего круга и кружатся под ручку. По завершении мелодии те, кого выбрали в пару, становятся в маленький круг. Игра повторяется несколько раз. По окончании игры все игроки выбирают себе пары и кружатся.

Правило игры: не выбирать в пары одних и тех же детей.

Ниже предлагаются частушки к данной игре:

Такмакъес Частушки

1. Кырзаса лэзем али но, 1. Споемте, друзья,

Вераса лэзем али, Споемте, друзья,

Та мозмись но сюлэмъесмес Успокоим наши

Буйгатса лэзем али. Скучающие сердца.

2. Кырзан дунэн басьтымтэ но 2. Песня за деньги не куплена.

Веран дунэн басьтымтэ. Песня за деньги не куплена,

Асьмелэн та пинал дырмы Наша молодость

Дунэн басьтэм кадь гинэ. Словно за деньги куплена.

3. Учы чирдон амамалы 3. Мы живем далеко

Ми кыдекын улиськом. От соловьиной рощи,

Сои ник ми усто овол Поэтому не умеем

Кырзаны но вераны. Так хорошо петь.

Примечание:после каждой частушки исполняется припев:

Ой шаль кышет, Ой, шалевый платочек,

Тодьы шаль кышет, Белый шалевый платок,

Чильпам дуро, герзам туго С кружевной каемкой, бахромой

Тобьы шаль кышет. Белый шалевый платок.

Небыльток «Растяпа»

Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребенок остается в кругу – «растяпа». Как только звучит удмуртская мелодия«растяпа» начинает плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впереди стоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашенный заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается менять место за теми, кто стоит во внешнем кругу. Кто остался без пары, встает в середине круга.Остальные дружно скандируют«Небыльток, экты!» («Растяпа, спляши!») Все повторяется сначала.

Правило игры: место во внешнем углу можно занимать только при полной остановке музыки.

Капка улти потаса «Ворота»

Дети, взявшись за руки, парами образуют круг. Одна пара встает в середине круга. Включается плясовая мелодия. Пара, оставшаяся в середине круга, под музыку бегает к «воротам» (стоящие в паре поднимают сцепленные руки, образуя ворота, пробегает под «воротами», остается на месте «ворот». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом дети бегают до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее все начинается сначала.

Правило игры: как только останавливается музыка, ворота закрываются.

Игра «Прятки с платком»

Дети встают по кругу, выбирается считалкой галящий.Он идет по кругу закрытыми глазами и приговаривает вместе с детьми: (в это время воспитатель накрывает большим платком любого другого ребенка)

Мон котыр ветлисько, Я по кругу хожу,

Ныл-пиосыз утчасько. Я ребяток ищу.

Одиг, кык, куинь Один, два, три,

Ньыль, вить, куать… Четыре, пять…

Одигез овол на кадь. Кто-то спрятался опять.

Галящему нужно отгадать, кто находится под платком. Кого нашли,тот танцует.

Игра «Италмас»

Дети встают в круг, водящий – снаружи с цветком италмас. Пол музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми, дети разбегаются в разные стороны. Кто первый поймает цветок, тот и водит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...