Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста. «Наши ловкие пальчики»
проект по развитию речи (старшая группа)
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
«Наши ловкие пальчики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект | 63 КБ |
2-po_obr_obl_microsoft_word.doc | 34.5 КБ |
3-metody_i_priemy_microsoft_word.doc | 30 КБ |
4-etapy_microsoft_word.doc | 67.5 КБ |
vyvodyword.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3
Тема: Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
«Наши ловкие пальчики»
Участники проекта:
дети комбинированной группы №4 компенсирующей направленности, родители, воспитатели, логопед.
Тип проекта:
Творческий, познавательно-игровой, среднесрочный, закрытый, групповой.
Актуальность:
Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика—важный показатель физического и нервно-психического развития дошкольника. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не
только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Кроме того, давно доказано, что на пальцах рук много точек , которые отвечают за здоровье различных органов человека. Особенно это важно в настоящее время, поскольку у большинства детей дошкольного возраста недостаточна развита мелкая моторика, а также частая заболеваемость. Эта проблема также вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию мелкой моторики и речи будут пальчиковые игры, лежащие в основе пальчикового игротренинга. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.
Гипотеза:
Если мы научим детей с дошкольного возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Внести в группу игру «Твистер» рассказать правила игры. А каким должен быть человек, чтобы не проиграть, долго продержаться на поле? Выясняем с детьми, что человек должен быть гибким, физически развитым, а значит здоровым. Внести другую игру «Твистер для пальцев». Ее вместе с письмом передала девочка из другой группы , которая часто болеет . Читаем письмо. В нем просьба о том, что ребята нашей группы сообразительные и могут подсказать, как эта игра
4
поможет ей выздороветь Ребята догадываются , что если пальцы развивать, они будут гибкими , а это влияет на здоровье всего организма. Предлагаю ребятам подумать , какие еще игры с пальцами помогут сделать их гибкими, сильными. Дети обязательно захотят помочь девочке и познакомить ее с разными пальчиковыми играми и упражнениями.
Цель проекта:
Сформировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни через пальчиковые игры.
Задачи:
- Освоить элементарные приемы творческой проектной деятельности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
- Обогатить знания детей о пальчиковых играх.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
- Вызвать интерес у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
- Создать условия для ситуативно-делового, личностно-организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя.
- Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
- Расширить знания о пальчиковых играх у родителей.
- Показать родителям способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; . познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.
- Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, чтобы задачи реализовались при активном участи родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Также в проекте рассматривается не только пальчиковая гимнастика, но многообразные игры для пальцев, упражнения, в том числе и оздоравливающие организм.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех участников проекта. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики и игр для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений. Для достижения наиболее значимых результатов в группе были созданы следующие условия:
Созданы и активно используются уголки по развитию мелкой моторики. Материал, представленный в уголках, разнообразен и постоянно обновляется. Это атрибуты для пальчикового театра, игры на шнуровке, сухой бассейн, разнообразная мозаика, массажные мячи, пазлы, схемы и рисунки по выполнению пальчиковой гимнастики, разнооброзные пальчиковые игры. В творческой деятельности дети знакомятся с использованием разнообразных материалов воплощения художественного замысла. Для родителей наглядно оформлен материал по используемым в данный период пальчиковым играм, пальчиковой гимнастике по лексическим темам. Смена материала проводится регулярно, проводятся индивидуальные консультации для родителей, выставка детских работ.
6
Методы и формы работы:
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.
Методы и приемы
Наглядные:
- Демонстрация иллюстраций
- Показ образца
- Показ способа действий
Словесные:
- Создание проблемной ситуации
- Поощрение
- Речевой образец
- Повтор
- Заучивание наизусть
- Вопрос
- Объяснение
- Поощрение
- Использование художественного слова
Игровой:
- Дидактические игры и упражнения
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Музыкальные игры
- Игровые ситуации
Практические:
- Аппликация
- Рисование штриховок, по трафаретам
- Раскрашивание
- Лепка
7
Формы работы с родителями
- Консультации для родителей
- Индивидуальные беседы
- Памятки
- Совместная творческая деятельность
- Выставка методической литературы и дидактических игр из нестандартного оборудования
- Участие родителей в изготовлении дидактических игр
Предварительный просмотр:
5
Схема реализации проекта
Образовательные области | Содержание |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Предварительный просмотр:
Методы и приемы
Наглядные:
- Демонстрация иллюстраций
- Показ образца
- Показ способа действий
Словесные:
- Создание проблемной ситуации
- Поощрение
- Речевой образец
- Повтор
- Заучивание наизусть
- Вопрос
- Объяснение
- Поощрение
- Использование художественного слова
Игровой:
- Дидактические игры и упражнения
- Театрализованные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Музыкальные игры
- Игровые ситуации
Практические:
- Аппликация
- Рисование штриховок, по трафаретам
- Раскрашивание
- Лепка
Формы работы с родителями
- Консультации для родителей
- Индивидуальные беседы
- Памятки
- Совместная творческая деятельность
- Выставка методической литературы и дидактических игр из нестандартного оборудования
- Участие родителей в изготовлении дидактических игр
Предварительный просмотр:
8
Сроки реализации проекта:
с 3 по 21 апреля 2017г.
Ожидаемый результат :
Дети:
• Проявляют интерес к пальчиковой гимнастике.
• Увеличился словарный запас детей.
• Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
• Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
• У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
•Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
• Стали более организованны на занятиях, более эмоционально –уравновешенные.
Родители:
• Положительные отзывы родителей .
• Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
•Повышение компетентности родителей по данному разделу.
•Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
•Повышение авторитета ДОУ и его специалистов в социуме.
•Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
•Повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и мелкой моторики у детей дома.
•Пополнение развивающей среды группы .
Предполагаемые продукты проектной деятельности:
• Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и пальчиковых игр
• Консультации «Крупная польза мелкой моторики», « Рекомендации по поведению пальчиковых игр» ;
памятки для родителей «Теневой театр», «Копилка пальчиковых игр»
• Выставки детских работ «Нарядная бабочка» (бумажная пластика), пасхальное яичко»( пластилинография), аппликация приёмом обрывания бумаги
• Дидактические игры для развития пальцев рук, в том числе из нетрадиционного оборудования.
9
Презентация проекта:
• Выставка детских работ по темам
• Показ сказки для пальчиков
•Оформление фотовыставки «Мы играем пальчиками»
Критерии эффективности проекта :
• Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
• Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
• Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.
• Распространение результатов
Этапы
I этап . Организационно-подготовительный
Цель:организация и подготовка к работе по проекту.
План:
Цель: организация и подготовка к работе по проекту
- Консультация с логопедом
- Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по данной теме.
- Подбор и изготовление дидактических игр
- Подбор пальчиковых гимнастик и изготовление каталога пальчиковой гимнастики по лексическим темам
- Составление каталога дидактических игр и упражнений для пальцев
- Изготовление шаблонов, штриховок для будущих рисунков
- Подготовка консультаций, памяток для родителей.
- Разработка конспектов ООД, сожетно-ролевых игр.
II этап основной( работа с объектами проекта)
Цель: вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике и играм
Работа выстраивалась в трёх направлениях:
10
• С детьми – в организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей. С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.
• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
- Совершенствование предметно развивающей среды
план :
- Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
- Создание мотивации у детей: письмо от девочки с просьбой помочь ей выздороветь и подобрать игры для пальцев.
- Выяснить: -что мы знаем и умеем
-к кому можно обратиться за помощью для подбора игр,
-в каких источниках можно найти информацию,
-какие предметы можно использовать для создания игр
-что нужно узнать
- Беседа «Здоровье в наших пальцах».
• Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики и игр.
- Заучивание новых речевок в сопровождении с пальчиковой гимнастикой.
- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики , в утренние и вечерние отрезки времени.
- Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем","Волшебная дощечка", "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками"., « Веселая шнуровка», « Мелкая мозаика», « Конструктор лего»; и т.д.
- Игры с крупой, семенами, с пуговицами, пластилином, решеткой для раковины, со счетными палочками и палочками для суши, с бельевыми прищепками ; комкание листа и салфеток.
11
- Знакомство с пальчиковым театром « рука в руке», чей паучок( слоник) из пальчиков быстрее добежит до паутины( водоема).
- Угадай кого я показал(а) из пальчиков.
- Составление из счетных палочек различных фигур, цифр.
- Раскраски, штриховки по лексическим темам.
- Домашнее задание детям : научить своих родственников пальчиковой гимнастике, придумать и показать сказку пальчиками.
- Сюжетно-ролевые игры «Парикмахер», «Диспетчер».
- Аппликация « Нарядная бабочка» с элементами бумажной пластики, пластилинография «Пасхальное яйцо» и « Ветер по морю гуляет», обрывная аппликация» « Ветер по морю гуляет».
- Знакомство родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики.
- Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.
- Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук .
- Выставки литературы по теме проекта
- Консультации «Крупная польза мелкой моторики», « Рекомендации по поведению пальчиковых игр» ; Памятки для родителей «Теневой театр», «Копилка пальчиковых игр»
- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
- Выставка «Озорные зернышки»: выполнение родителями аппликации из крупы, скорлупы и т.п вместе с ребенком.
III. Заключительный этап
Цель: оформление результатов работы:
План
• Выставка детских работ по темам
• Показ сказки для пальчиков
•Оформление фотовыставки «Наши ловкие пальчики»
12
Выводы:
• Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей
• Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• Внимание детей стало более сосредоточенным, дети стали более организованны
• Проект способствовал обогащению эмоциональной сферы детей, накоплению двигательного опыта детей, а главное--сохранению физического и психического развития зддовья детей
• Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
речевого развития.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически: и в детском саду и дома.
Востребованность проекта:
Педагогическая значимость проекта:
- Созданы условия для организации ознакомления с новыми пальчиковыми гимнастиками и пальчиковыми играми.
- Созданы условия для развития творческих возможностей личности ребенка.
Практическая значимость:
- У родителей появился интерес к развитию мелкой моторики у детей дома посредством использования пальчиковых игр и гимнастики.
- Происходит обогащение знаний детей о пальчиковых играх .
- Дети познакомились с одним из видов здоровьесбережения.
Целевая аудитория:
Опыт внедрения проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям и родителям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей часто болеющих , эмоционально неустойчивых. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
13
Информационные ресурсы:
1.Журналы «Логопед» №1,4,5 /2012, №3/2010, №2/2011, №9/2014, №4/2015.
2. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»-Нижний новгород, Изд. «Флокс»,1995.
3. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова « Игры с пальчиками»-М.:ООО «Издательство Астрель»,2002.
4. Анищенко Е.С. / Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.—М.:АСТ:Астрель.
5. Интернет ресурсы:TutMama.ru.igry/tvister-pravila.html
Предварительный просмотр:
:Выводы:
- Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли реализовать поставленные задачи.
• дети стали больше проявлять интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, дети стали более организованны
• считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически: и в детском саду , и дома.
Востребованность проекта:
Педагогическая значимость проекта:
- Созданы условия для организации ознакомления с новыми пальчиковыми гимнастиками и пальчиковыми играми
- Созданы условия для развития творческих возможностей личности ребенка
Практическая значимость:
- У родителей появился интерес к развитию мелкой моторики у детей дома посредством использования пальчиковых игр и гимнастики
- Происходит обогащение знаний детей о пальчиковых играх
- Способствует сохранению физического и психического развития здоровья ребенка
Целевая аудитория:
Опыт внедрения проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям и родителям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, а также часто болеющих соматическими заболевниями. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
Информационные ресурсы:
- Журналы «Логопед» №1, 4,5/2012, №3/2010, №2/2011, №9.2014, №4/2015
- В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» - Нижний Новгород ,Изд. «Флокс»,1995
- О.В. Узорова, Е.а. Нефедова «Игры с пальчиками»-М.:ООО «Издательство Астрель»,2002.
- Анищенкова Е.С. /Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. –М.:АСТ: Астрель. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберег...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»
При помощи материала решаются следующие задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста " Наше здоровье в наших руках"
В данном проекте представлен комплекс мероприятий с детьми и родителями направленный на здоровье сбережение дошкольников. Подобраны картотеки: игровых оздоровительных упражнений после дневного сна, уп...