Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста. «Наши ловкие пальчики»
проект по развитию речи (старшая группа)

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

«Наши ловкие пальчики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

3

Тема: Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

«Наши ловкие пальчики»

Участники проекта:

 дети комбинированной  группы №4 компенсирующей направленности, родители, воспитатели, логопед.

Тип проекта:

Творческий, познавательно-игровой, среднесрочный, закрытый, групповой.

Актуальность:

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики).  Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая  моторика—важный показатель физического и нервно-психического развития дошкольника. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится  в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не

только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Кроме того, давно доказано, что на пальцах рук много точек , которые отвечают за здоровье различных органов человека. Особенно это важно в настоящее время, поскольку у большинства детей дошкольного возраста недостаточна развита мелкая моторика, а также частая заболеваемость. Эта проблема также вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию мелкой моторики и речи будут пальчиковые игры, лежащие в основе пальчикового игротренинга. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.

Гипотеза:

Если мы научим детей с дошкольного возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.  Внести в группу игру «Твистер» рассказать правила игры. А каким должен быть человек, чтобы не проиграть, долго продержаться на поле? Выясняем с детьми, что человек должен быть гибким, физически развитым, а значит здоровым.  Внести другую игру «Твистер для пальцев».  Ее  вместе с письмом  передала девочка из другой группы , которая часто болеет . Читаем письмо. В нем просьба о том, что ребята нашей группы сообразительные и могут подсказать, как эта игра                              

4

поможет ей выздороветь   Ребята догадываются , что если пальцы развивать, они будут гибкими , а это влияет на здоровье всего организма. Предлагаю ребятам подумать , какие еще игры с пальцами помогут сделать их гибкими, сильными.  Дети обязательно захотят помочь девочке и познакомить ее с разными пальчиковыми играми и упражнениями.

Цель проекта:

Сформировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни через пальчиковые игры.

Задачи:

  • Освоить элементарные приемы творческой проектной деятельности.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
  • Обогатить знания детей о пальчиковых играх.  
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • Вызвать интерес у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
  • Создать условия для ситуативно-делового, личностно-организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя.
  • Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
  • Расширить знания о пальчиковых играх у родителей.
  • Показать родителям способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; .           познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.
  • Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в том, чтобы задачи реализовались при активном участи родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Также в проекте рассматривается не только пальчиковая гимнастика, но многообразные игры для пальцев, упражнения, в том числе и оздоравливающие  организм.

Механизм реализации проекта:

В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех участников проекта.     На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики и игр для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений. Для достижения наиболее значимых результатов в группе были созданы следующие условия:

   Созданы и активно используются уголки по развитию мелкой моторики. Материал, представленный в уголках, разнообразен и постоянно обновляется. Это атрибуты для пальчикового театра, игры на шнуровке, сухой бассейн, разнообразная мозаика, массажные мячи, пазлы,  схемы и рисунки по  выполнению пальчиковой гимнастики, разнооброзные пальчиковые игры.      В творческой деятельности дети знакомятся с использованием разнообразных материалов воплощения художественного замысла.   Для родителей наглядно оформлен материал по используемым в данный период пальчиковым играм, пальчиковой гимнастике по лексическим темам. Смена материала проводится регулярно, проводятся индивидуальные консультации для родителей, выставка детских работ.

6

Методы и формы работы:

Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.

Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.

Методы и приемы

      Наглядные:

  • Демонстрация иллюстраций
  • Показ образца
  • Показ способа действий

Словесные:

  • Создание проблемной ситуации
  • Поощрение
  • Речевой образец
  • Повтор
  • Заучивание наизусть
  • Вопрос
  • Объяснение
  • Поощрение
  • Использование художественного слова

Игровой:

  • Дидактические игры и упражнения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Музыкальные игры
  • Игровые ситуации

Практические:

  • Аппликация
  • Рисование штриховок, по трафаретам
  • Раскрашивание
  • Лепка

7

Формы работы с родителями

  • Консультации для родителей
  • Индивидуальные беседы
  • Памятки
  • Совместная творческая деятельность
  • Выставка методической литературы и дидактических игр из нестандартного оборудования
  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр



Предварительный просмотр:

5

Схема реализации проекта

Образовательные области

Содержание

Познавательное развитие

  • Выложить фигуру, цифру  ,бабочку, домик, заборчик, лодочку, машину из счетных палочек, пуговиц по образцу и по памяти . Фигуры выкладывать обеими руками  одновременно и поочередно.
  • Изображение пальцами цифр и геометрических фигур на спине соседа, на столе.
  • Пальчиковая гимнастика по лексическим темам .
  • Штриховки в разных направлениях  ( цветок, машина, дом,  геометрические фигуры и т.п.)
  • Рисование по заданию на ориентировку на листе в клеточку, на альбомном листе ( справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу)
  • Д.и «Шнуровка», «Разрезные картинки»,  «Мозаика», «Перебери крупу(семена)», «Беговые дорожки для пальчиков», «Сосчитай шарики в мешочке наощупь».
  • «Сухой бассейн» (определить форму материал предмета)

Речевое развитие

  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением по лексическим темам.
  • Пальчиковый театр , театр « рука в руке» по сказкам « теремок», «Лиса и заяц».
  • Игры с прищепками на определение места звука в словах.
  • Д.и «Сухой бассейн»( обобщение , классификация, согласование существительного и прилагательного, числительного).

Художественно-эстетическое развитие

  • Д.и «Штриховки», «Раскраски», «Шаблоны-обводилки», «Лего».
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Отстукивание ритма на кастаньетах и деревянных ложках.
  • Аппликация с элементами бумажной пластики «Нарядная бабочка», пластилинография «Пасхальное яйцо», аппликация-прием обрывания бумаги «Пароход».

Физическое развитие

  • Беседа «Здоровье в наших пальцах».
  • Гимнастика пальцев с карандашом.
  • «Беговые дорожки для пальчиков», «Игры с прищепками».
  • «Моталочки», «Сухой бассейн».
  • Игры с эспандером.
  • Пальчиковые упражнения  индивидуально и в парах на развитие подвижности, силы и гибкости  в ООД и в режимных моментах.

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер», « Программист», «Диспетчер»



Предварительный просмотр:

Методы и приемы

      Наглядные:

  • Демонстрация иллюстраций
  • Показ образца
  • Показ способа действий

Словесные:

  • Создание проблемной ситуации
  • Поощрение
  • Речевой образец
  • Повтор
  • Заучивание наизусть
  • Вопрос
  • Объяснение
  • Поощрение
  • Использование художественного слова

Игровой:

  • Дидактические игры и упражнения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Музыкальные игры
  • Игровые ситуации

Практические:

  • Аппликация
  • Рисование штриховок, по трафаретам
  • Раскрашивание
  • Лепка

Формы работы с родителями

  • Консультации для родителей
  • Индивидуальные беседы
  • Памятки
  • Совместная творческая деятельность
  • Выставка методической литературы и дидактических игр из нестандартного оборудования
  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр



Предварительный просмотр:

8

Сроки реализации проекта:

с 3 по 21 апреля  2017г.

Ожидаемый результат :      

Дети:

•  Проявляют интерес к пальчиковой гимнастике.

•  Увеличился словарный запас детей.

•  Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.

•  Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

• У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

•Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

• Стали более организованны на занятиях, более эмоционально –уравновешенные.

Родители:

• Положительные отзывы родителей .

• Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми.

•Повышение компетентности родителей по данному разделу.

•Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

•Повышение авторитета ДОУ и его специалистов в социуме.

•Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

•Повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и мелкой моторики у детей дома.

•Пополнение развивающей среды группы .

Предполагаемые продукты проектной деятельности:

•  Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и пальчиковых игр

•  Консультации «Крупная польза мелкой моторики», « Рекомендации по поведению пальчиковых игр» ;

памятки  для родителей «Теневой театр», «Копилка пальчиковых игр»

• Выставки детских работ «Нарядная бабочка» (бумажная пластика), пасхальное яичко»( пластилинография), аппликация приёмом обрывания бумаги

•  Дидактические игры для развития пальцев рук, в том числе из нетрадиционного оборудования.

9

Презентация проекта:

• Выставка детских работ по темам

• Показ сказки для пальчиков

•Оформление фотовыставки «Мы играем пальчиками»

Критерии эффективности проекта :

•  Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.

• Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.

• Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.

• Распространение результатов

 Этапы

I этап . Организационно-подготовительный

Цель:организация и подготовка к работе по проекту.

План:

Цель: организация и подготовка к работе по проекту

  • Консультация с логопедом
  • Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
  • Подбор методического материала по данной теме.
  • Подбор и изготовление  дидактических  игр
  • Подбор пальчиковых гимнастик и изготовление каталога пальчиковой гимнастики по лексическим темам
  • Составление каталога дидактических игр и упражнений для пальцев
  • Изготовление шаблонов, штриховок  для будущих рисунков  
  • Подготовка консультаций, памяток  для родителей.
  • Разработка конспектов ООД, сожетно-ролевых игр.

II этап основной( работа с объектами проекта)

Цель: вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике и играм

Работа выстраивалась в трёх направлениях:

10

 С детьми – в организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей. С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.

 • С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

  • Совершенствование предметно развивающей среды

план :

  • Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
  • Создание мотивации у детей: письмо от девочки с просьбой помочь ей выздороветь и подобрать игры  для пальцев.
  • Выяснить: -что мы знаем и умеем

                         -к кому можно обратиться за помощью для подбора игр,

                         -в  каких источниках можно найти информацию,

                         -какие предметы можно использовать для создания игр

                         -что нужно узнать

  • Беседа «Здоровье в наших пальцах».

•    Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики  и игр.

  • Заучивание  новых речевок  в сопровождении с пальчиковой гимнастикой.
  • Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики , в утренние и вечерние отрезки времени.
  • Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем","Волшебная дощечка",                "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками"., « Веселая шнуровка», « Мелкая мозаика», « Конструктор  лего»; и т.д.
  • Игры с крупой, семенами, с пуговицами, пластилином,  решеткой для раковины, со счетными палочками и палочками для суши, с бельевыми прищепками ; комкание листа и салфеток.

11

  • Знакомство с пальчиковым театром « рука в руке», чей паучок( слоник) из пальчиков быстрее добежит  до паутины( водоема).
  • Угадай кого я показал(а) из пальчиков.
  • Составление из счетных палочек различных фигур, цифр.
  • Раскраски, штриховки по лексическим темам.
  • Домашнее задание детям : научить своих родственников пальчиковой гимнастике, придумать  и показать сказку пальчиками.
  • Сюжетно-ролевые игры «Парикмахер», «Диспетчер».
  • Аппликация « Нарядная бабочка» с элементами бумажной пластики, пластилинография «Пасхальное яйцо» и « Ветер по морю гуляет», обрывная аппликация» « Ветер по морю гуляет».
  • Знакомство родителей с  рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики.
  • Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.
  • Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук .
  • Выставки литературы по теме проекта
  • Консультации «Крупная польза мелкой моторики», « Рекомендации по поведению пальчиковых игр» ; Памятки  для родителей «Теневой театр», «Копилка пальчиковых игр»  
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
  • Выставка «Озорные зернышки»: выполнение  родителями аппликации из крупы, скорлупы  и т.п вместе с ребенком.

III. Заключительный этап

Цель: оформление результатов работы:

План

• Выставка детских работ по темам

• Показ сказки для пальчиков

•Оформление фотовыставки «Наши ловкие пальчики»

12

Выводы:

•  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей

•  Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

• Внимание детей стало более сосредоточенным, дети стали более организованны

• Проект способствовал обогащению эмоциональной сферы детей, накоплению двигательного опыта детей, а главное--сохранению физического и психического развития зддовья  детей

•  Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

речевого развития.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически: и в детском саду  и дома.

Востребованность проекта:

Педагогическая значимость проекта:

  • Созданы условия  для организации ознакомления с новыми пальчиковыми гимнастиками и пальчиковыми играми.
  • Созданы условия для развития творческих возможностей личности ребенка.

Практическая значимость:

  • У родителей  появился интерес к развитию мелкой моторики у детей дома посредством использования пальчиковых игр и гимнастики.
  • Происходит обогащение знаний детей о пальчиковых играх .
  • Дети познакомились с одним из видов здоровьесбережения.

Целевая аудитория:

Опыт внедрения проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям и родителям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей часто болеющих , эмоционально неустойчивых. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.

13

Информационные ресурсы:

1.Журналы «Логопед» №1,4,5 /2012, №3/2010, №2/2011, №9/2014, №4/2015.

2. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»-Нижний новгород, Изд. «Флокс»,1995.

3. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова « Игры с пальчиками»-М.:ООО «Издательство Астрель»,2002.

4. Анищенко Е.С. / Пальчиковая гимнастика для развития речи  дошкольников: пособие для родителей и педагогов.—М.:АСТ:Астрель.

5. Интернет ресурсы:TutMama.ru.igry/tvister-pravila.html



Предварительный просмотр:

:Выводы:

  • Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку  и помощь родителей, мы смогли реализовать поставленные задачи.

•   дети стали больше                   проявлять интерес к пальчиковой гимнастике;

•         увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

•                      возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

•                      дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни

               

•         родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

•         родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

•         отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

•         возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, дети стали более организованны

•         считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически: и в детском саду , и дома.

Востребованность проекта:

Педагогическая значимость проекта:

  • Созданы условия  для организации ознакомления с новыми пальчиковыми гимнастиками и пальчиковыми играми
  • Созданы условия для развития творческих возможностей личности ребенка

Практическая значимость:

  • У родителей  появился интерес к развитию мелкой моторики у детей дома посредством использования пальчиковых игр и гимнастики
  • Происходит обогащение знаний детей о пальчиковых играх
  • Способствует сохранению физического и психического развития здоровья ребенка

Целевая аудитория:

Опыт внедрения проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям и родителям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, а также часто болеющих соматическими заболевниями. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.

Информационные ресурсы:

  1. Журналы «Логопед» №1, 4,5/2012, №3/2010, №2/2011, №9.2014, №4/2015
  2. В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» - Нижний Новгород ,Изд. «Флокс»,1995
  3. О.В. Узорова, Е.а. Нефедова «Игры с пальчиками»-М.:ООО «Издательство Астрель»,2002.
  4. Анищенкова Е.С. /Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. –М.:АСТ: Астрель. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберег...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

При помощи материала решаются следующие задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста " Наше здоровье в наших руках"

В данном проекте представлен комплекс мероприятий с детьми и родителями направленный на здоровье сбережение дошкольников. Подобраны картотеки: игровых оздоровительных упражнений после дневного сна, уп...