Развитие речи "Литературный колейдоскоп"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_koleydoskop.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Литературный калейдоскоп».

Цель:

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.
  2. Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать выдержку, терпение.
  2. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки.

(звучит музыка: «В гостях у сказки»)

Ход занятия

 

 Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки?

-Какие сказки вы знаете?

Дети: - Красная шапочка, царевна-лягушка, теремок, дюймовочка, три поросенка, хитрый дрозд, гуси – лебеди, золушка, репка, мальчик с пальчик.

Воспитатель:

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Вы поддерживаете мое предложение?

-Но, перед тем как отправиться в путь, мне хотелось бы знать какая сказка у каждого из вас любимая.

Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, а у меня есть тоже любимая сказка! Ее вы узнаете, посмотрев на картинку.

Дети: - Это теремок!

Воспитатель: - Молодцы, правильно. - А знаете ли вы, какие сказки бывают?

Дети: - Волшебные, бытовые, про животных.

Воспитатель:

Сказки о животных.

  • Основными действующими героями будут животные.
  • Они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки.
  • ведут себя как люди.
  • Какие сказки можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель: 

-Я очень рада, что вы так много знаете сказок о животных.

Волшебные сказки.

  • Волшебные сказки обычно более сложные, чем сказки о животных.
  • Здесь главными героями, обычно, являются люди.
  • Животные выступают обычно только, как помощники  (серый волк,

богатырский конь).

-Я предлагаю вам вспомнить эти сказки.

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, вы меня порадовали. Даже называли такие сказки, которые я подзабыла. Умницы.

Бытовые сказки.

  • Герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник.
  • Они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждает благодаря смекалке, хитрости и храбрости.

-Я начну говорить бытовые сказки, а вы продолжите. «Каша из топора», …(ответы детей)

Воспитатель:

-Ну, дети, молодцы, удивили. Я вам предлагаю отдохнуть и немного размяться.

Физминутка.

 Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: - Дети , я скажите мне пожалуйста, чему учит нас сказка?

Дети: - Сказка учит не бояться трудностей, учит не судить о людях по внешнему виду. Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается. Сказка учит любви к родителям. В сказке добро всегда побеждает зло.

Воспитатель: - Дети,  во всех сказках есть герои. Они делятся на положительных и отрицательных. Я хочу с вами поиграть в игру. Я вам буду называть героев сказок, вы мне жестами давать ответ. Если это положительный герой, то поднимаете руку вверх, а если это отрицательный герой то руку не поднимаете. Всем ли понятно правило игры?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Емеля,  Баба-Яга, Кощей- Бесмертный, Иван-царевич, Кот Боюн, Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Царевна –лягушка, Василиса Прекрасная.

Воспитатель: -Умницы.

Воспитатель: -В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка -…норушка;

Лягушка -…квакушка;

Зайчик -…побегайчик;

Лисичка -…сестричка

Волк -…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый -…медведь;

Косой -…заяц;

Кумушка -…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост -…заяц.

Воспитатель: -  А мы продолжаем наш литературный калейдоскоп.

И пришло время, отгадать загадки. Готовы?

 Дети: - Да, готовы.

Воспитатель:

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (козлята)

 

  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне,
    И женился на царевне. (Иван Дурак)

 

  • Вот совсем нетрудный,
    Коротенький вопрос:
    Кто в чернильницу сунул
    Деревянный нос? (буратино)

 

  • Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… (Айболит)

 

  • Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут … (лягушка)

 

  • Бабка, старый дед и внучка,
    Мышка, кот, собака Жучка -
    Вместе все меня смогли
    Вытянуть из-под земли. (Репку)

- Дети, а давайте вы мне расскажите и покажите сказку «Теремок»

(инсценировка сказки)

Воспитатель:

Ну, порадовали меня дети, хорошая сказка у нас получилась. Молодцы!

 (звучит музыка «В гостях у сказки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенний колейдоскоп

отчет о проведении праздника "Осенний калейдоскоп"...

Студия "Театральный колейдоскоп"

Актуальность проекта:                 В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от ...

Развитие речи "Литературный колейдоскоп"

Цель: выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети....

Телевизионный колейдоскоп

Телевизионный колейдоскоп...

Рекомендации для родителей по теме: "Новогодний колейдоскоп"

Материал  содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: "Новогодний колейдоскоп"...