Дыхательные и артикуляционные игры и упражнения
картотека по развитию речи

Ватутина Вероника Николаевна

Представлены дыхательные игры и артикуляционные упражнения 

- на развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи, 

- на развитие мышц губ, 

- на развитите мышц  языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_i_artikullyatsionnye_igry_i_uprazhneniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные и артикуляционные игры и упражнения

На развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Узнай, что это»  (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

«Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

« Новогодние трубочки-шутки » (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

 Артикуляционные упражнения на развитите мышц губ

«Птенчик», «Окошко»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Улыбочка»

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик»

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

«Хоботок»

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Бублик», «Рупор»

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

«Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок»

Чередовать положение губ.

«Кролик»

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

      Артикуляционные упражнения на развитите мышц  языка

«Автомат», «Пулемет»

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

«Барабанщик», «Дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «Д-Д-Д».

« Вкусное варенье» 

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

«Гармошка»

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Горка », « Киска сердится»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

«Грибок» (растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

«Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк бол-бочет).

«Иголочка»,   «Стрелочка», «Жало»

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

«Качели»

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Катушка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать вглубь рта.

«Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

«Лопатка»

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

«Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

«Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистим зубки»

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Посчитаем нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

«Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Приклей конфетку» (удержание языка вверху).

 Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

«Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

«Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

«Трубочка», «Желобок»

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку»

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Часики», «Маятник»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Чашечка», «Пиала»

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

«Шмель»

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

«Язычок на балкончике»

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

«Язычок сушит хвостик»

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

5. Воспитание детей в игре / Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

7. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

Список интернет-ресурсов

1. www.nsportal.ru

2. www.rudocs.exdat.com

3. www.uchmet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения, способствующие формированию правильных дыхательных кинестезий, темпо – ритмических и интонационных конструкций речи».

В этой игротеке собраны игры по формированию темпо – ритмической стороны речи, игры для формирования правильных дыхательных кинестезий, игры, направленные на совершенствование невербальных, упражнения...

Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные

Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные...

Дыхательная гимнастика. Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражненийЗадачи:- способствовать увеличению объёма дыхания;- развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять с...

Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов

Конспект развлечения  «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...

Авторские дыхательные и артикуляционные упражнения автор Семенюк В.А.

Авторские дыхательные и артикуляционные упражнения....

Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму

Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...