Игры с мячом по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи

Бобкова Татьяна Сергеевна

В пособии раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx103.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом по развитию речи

В пособии раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым подготавливая руку ребенка к письму. Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (на прогулке, в режимных моментах).

Игры с мячом развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В младшем возрасте игры со словом направлены в основном на развитии речи, воспитании правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В дидактических играх с мячом дети не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

Игры с мячом.

«Мяч бросай и скорее называй».D:\Татьяна\со старого компа\детский сад\атестация\для Спициной НИ\фото\20200219_225041.jpg

В зависимости от лексической темы, можно использовать разнообразные варианты игры (фрукты, транспорт, мебель, игрушки и т.д.).

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

Вариант 1.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

            Взрослый:                      Дети:

              Овощи                 картофель, капуста,  

                                          помидор, огурец и т.д.

 Домашние животные   корова, кошка, собака,

                                          овца, лошадь и т.д.

Вариант 2.

Взрослый называет предметы, а дети – обобщающие слова:

       Огурец, помидор, картошка:        Овощи

«Животные и детеныши».

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое – либо животное. А ребенок, возвращая мяч взрослому, называет детеныша этого животного.

      Группа 1.                            

   У тигра – тигренок

   У льва – львенок

   У слона – слоненок

      Группа 2.

   У медведя – медвежонок

   У верблюда – верблюжонок

   У волка – волчонок

      Группа 3.

   У коровы – телёнок

   У лошади – жеребёнок

   У овцы – ягнёнок

        

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: 

Вариант 1.

Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос.

Корова     мычит

Тигр       рычит

Змея      шипит

Комар     пищит

Собака     лает

Вариант 2.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает:

«Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. Д

Можно предложить игры:

                                           

«Подскажи словечко»:

                                     Сова летает, а кролик?

                                     Сорока стрекочет, а ворона?

                                     Лягушка квакает, а лошадь? И т.д.

                                             «Чей домик?» или «Кто где живет?».

         Вариант 1.         Кто живет в дупле (скворечнике, будке, норе, берлоге)?

         Вариант 2.         Где живет медведь (волк, лиса, белка и т.д.)?

                                             

«Что происходит в природе?»

                   Эту игру желательно проводить по лексическим темам.

                                    Солнце – что делает?             Светит, греет

                                    Птицы – что делают?             Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

                                             

«Кто как передвигается?»

                  Летают           птицы, бабочки. Комары, стрекозы и т.д.

                  Плавают         ….

                  Ползают         ….

                  Прыгают        ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

Игры с мячом для развития речи

В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя  ребенка...

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Развитие Коммуникативных навыков...

Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»

Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

Игры с мячом для развития речи детей

Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...