Методическое пособие "Говоруша"
материал по развитию речи (старшая группа)
Пособие "Говоруша" с приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие "Говоруша" | 89.79 КБ |
Конспекты занятий для детей 5-6 лет | 1.35 МБ |
Конспекты занятий для детей 6-7 лет | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Методическое пособие
по развитию речи и подготовке к
обучению грамоте
детей 5-7 лет
«Говоруша»
Авторы - разработчики: Баран Юлия Яновна
Гаин Инна Викторовна
Егорова Татьяна Викторовна
Зюзева Ксения Витальевна
Иванова Ольга Михайловна
Иванова Светлана Анатольевна
Сюрина Светлана Ивановна
Гайворонская Наталья Сергеевна
Османова Светлана Дадашевна
Николаенко Людмила Викторовна
Калинина Ирина Александровна
Ломовицкая Олеся Юрьевна
Чепенко Ирина Вениаминовна
Юшко Нелла Евгеньевна
г. Пыть-Ях
2015г.
Пояснительная записка
Возраст детей – с 5 до 7 лет
Количество лет обучения – 1 / 2 года
Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
- развитию речи и подготовке к обучению грамоты
- введению в художественную литературу
- ознакомлению с окружающим миром
- театрализации
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Основная цель - обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:
- Развитие и совершенствование лексической стороны речи.
- Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
- Учить пользоваться обобщающими понятиями.
- Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).
- Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т.д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
- Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.
- Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
2. Формирования грамматического строя речи.
- Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т.д.).
- Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т.д).
- Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т.д.)
- Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).
- Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
- Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
- Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
- Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
- Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
- Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.
- Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
- Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
- Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.
- Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
- Развивать фонетический слух.
- Познакомить с ударением.
- Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.
- Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
- Упражнять в качественном произношении слов.
- Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.
4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)
Диалогическая речь.
- Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.
- Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
- Расширять и активизировать формы речевого этикета.
Монологическая речь
- Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.
- Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
- Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)
- Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).
- Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общепринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).
- Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения ), звукового анализа слов.
- Продолжать работу по подготовке руки к письму.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Театрализация.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
- Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет): развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Лексические темы.
Месяц | Неделя | Тема недели |
Сентябрь | 1 | Мониторинг. Тестирование |
2 | «Осень в гости к нам идёт» | |
3 | « Мой город – Пыть – Ях» | |
4 | «Овощи и фрукты» | |
Октябрь | 1 | «Я вырасту здоровым» |
2 | «Дом, квартира, мебель» | |
3 | «Профессии» | |
4 | «Золотая осень в произведениях писателей и художников» | |
Ноябрь | 1 | «День народного единства» |
2 | «Человек» | |
3 | «Моя семья» | |
4 | «Мама – милая моя» | |
Декабрь | 1 | «Посуда» |
2 | «Продукты питания» | |
3 | «Электроприборы» | |
4 | «Праздник Новый год» | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | «Домашние животные» | |
3 | «Дикие животные леса и жарких стран» | |
4 | «Зима» | |
Февраль | 1 | «Одежда, обувь, головные уборы» |
2 | «Виды транспорта» | |
3 | «День Защитника Отечества» | |
4 | «Масленица» | |
Март | 1 | «Международный Женский день» |
2 | «Народная культура и традиции» | |
3 | «Птицы наших лесов» | |
4 | «Здоровье надо беречь» | |
Апрель | 1 | «Весна» |
2 | «День космонавтики» | |
3 | «Деревья и кустарники» | |
4 | «День Победы» | |
Май | 1 | «Прошлое предметов» |
2 | «Водное царство» | |
3 | Повторение - закрепление. | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов |
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (5-6 лет)
Назва-ниенеде- ли | (№)Занятия, тема | |
Сентябрь | ||
1-2 | Мониторинг. Тестирование. | |
3 |
| (2) Общее речевое развитие. |
4 | (3) Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). | (4) Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). |
Октябрь | ||
1 | (5) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец) | (6) Тема - Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
2 | (7) Тема и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. | (8) Тема - Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
3 | (9) Тема - Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов. | (10) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. |
4 | (11) Тема - Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | (12) Тема - Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. |
Ноябрь | ||
1 | (13) Тема - Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). | (14) Тема - Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер. |
2 | (15) Тема - Звук и буква М, Н: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. | (16) Тема - Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов(МАМА, МЫЛО), печатание буквы. |
3 | (17) Тема - Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. | (18) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА), ударный слог и ударный гласный в слове. |
4 | (19) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. | (20) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений. |
Декабрь | ||
1 | (21) Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. | (22) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА). |
2 | (23) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК или ЮЛЯ, ЮЛА) | (24) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). |
3 | (25) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). | (26) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. |
4 | (27) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. | (28) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов |
Январь | ||
2 | (29)Тема - БукваЁ: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). | (30) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). |
3 | (31) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ.МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). | (32) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,), |
4 | (33) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). | (34) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т |
Февраль | ||
1 2 | (35) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). | (36) Тема - Звуки В и Вь, и буква В: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы В. Чтение слов с буквой В и фонетический разбор слова (ВОЛК), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА - ВОЛК |
(37) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф:граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ. | (38) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). | |
3 | (39)Тема - Звуки Б и Бь и буква Б:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Б. Чтение слов буквой Б и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ). Чтение рассказа и поиск слов со звуком Б. | (40) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) |
4 | (41)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. | (42) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуками П, С, З. |
Март | ||
1 | (43) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слова МУХА (сам-но). | (44) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение слов и предложений, поиск слов со звуком Х. |
2 | (45) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛУША, ЛУЖА), письмо букв Ж и Ш. | (46) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение предложений, письмо букв Ч и Щ. |
3 | (47) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (КУРИЦА), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение предложений, письмо буквы Ц | (48) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ). |
4 | (49)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. | (50) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений |
Апрель | ||
1 | (51) Тема –Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь | (52) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й |
2 | (53) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. | (54) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. |
3 | (55) Развитие речи. Мониторинг Учить подбирать слова-определения к существительному; учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки; учить детей составлять рассказ по опорным картинкам; развивать речь ; развивать слуховое внимание, мелкую моторику; упражнять в изменении слов при помощи суффиксов; уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных | (56) Повторение. Мониторинг. Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы; закрепить употребление предлогов в предложениях; развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься. |
4 | (57) Повторение. Мониторинг. Дать детям представление о том, что была Великая Отечественная война, и мы врага победили. Учить выражать и описывать свои чувства. Учить понимать содержание стихотворения. Развивать интерес к прошлому страны, её истории. Развивать у детей эмоционально-отрицательное отношение к войне. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире. Активизировать умение совершать добрые дела. | (58) Повторение. Мониторинг. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям. Учить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. |
Май | ||
1 | (59) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений. Развить умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность в процессе выделения гласных звуков в словах; воспитание доброго отношения к окружающим; закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). | (60) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих. Учить детей составлять описательный рассказ по картине, придумывая события, предшествующие и последующие изображенным. Использование элементов ТРИЗ в пересказе (составление графического плана). Закреплять умение отгадывать и составлять (придумывать) загадки. Формировать навык составления предложений. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, придумывать слова с заданным звуком. Развивать связную речь детей. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. |
2-3 | Повторение – закрепление. | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов |
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮИ РЕЧИ.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет): развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (6-7 лет)
Ме-сяц | Неделя | Тема Задачи | |
Сентябрь | 1 | Мониторинг Тестирование | |
2 «Осень в гости к нам идет» | 1.Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить детей подбирать однокоренные слова, согласовывать прилагательные с существительными. Развивать навыки звукового и слогового анализа. Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1.Этюд «Разговор осеннего леса» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
2.Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Упражнять в различении твердых и мягких согласных, в словообразовании; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Чтение стих.-я М. Волошина «Осенью», «Осенняя сказка». | 2.Этюд к «Осенней сказке» «Какая она осень?». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | ||
3 « Мой город – Пыть–Ях» | 3.Развитие связной речи. Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Югрой, г. Пыть-Ях. Развивать и воспитывать интерес и любовь к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; Развитие связной речи, памяти. | 3.Задание от птицы Говорун (загадки народов ханты). Задачи. Приобщать детей к народным традициям и культуре коренных народов нашего края. | |
4.Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа, подбирать однокоренные слова. | 4. Проговаривание пословиц и поговорок о Родине. Задачи. Пополнить литературный багаж детей поговорками и пословицами о Родине. | ||
4 «Овощи и фрукты» | 5.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки, упражнять в умении изменять глагол хочу (по числам, родам, временам); развитие памяти. Закрепление знаний русских пословиц и поговорок про фрукты и овощи, их значение. Развитие мелкой моторики. Чтение рассказа Г. Юдина «Как варить компот» | 5.Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком - б. Расскажи стихи руками – «Баран» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений, умение действовать по тексту | |
6.Развитие связной речи Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательным и глаголам; учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | 6.«Шкатулка сказок» - драматизация сказки «Репка». Задачи: Формировать умение детей выразительно говорить и передавать образ мимикой и жестами. Активизировать речевую деятельность детей. | ||
Октябрь | 1 «Я вырасту здоровым» | 7.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки кь, гь; упражнять в умении образовывать сложные слова: развивать руку (подготовка к обучению письму). Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит» | 7.Игра – путешествие с Доктором Айболитом. Задачи. Работа над речью и интонацией. Совершенствовать артистические навыки. |
8.Развитие связной речи. Вспомнить и закрепить правила составления монолога описательного типа: выбор логики перечисления признаков объекта).Монолог (описание). Формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим поступкам, поступкам своих товарищей. Чтение отрывков из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», чтение стихотворения В. Солодухина «Здравствуйте!» | 8. Расскажи стихотворение руками «Мышка плохо лапки мыла». Задачи. Побуждать детей к импровизации. Совершенствовать выразительность движений. | ||
2 «Дом, квартира, мебель» | 9.Тема – «В доме моём». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Запись слов-отгадок, чтение пословиц о доме, о семье, рисование колобка в тетради в линейку. | 9. Показ сказки «Три медведя» на фланелеграфе детьми. Задачи. Развивать артистические способностей, речь, память. Расширять и обогащать словарный запас, эмоциональную окрашиваемость речи. | |
10.Речевой тренинг «Гласные звуки» Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. Развивать непроизвольную зрительную память. Слушание сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | 10. Игра –драматизация «Три медведя» Задачи. Развивать голос и выразительность. Совершенствовать фразовую речь. | ||
3 «Профессии» | 11.Тема – «Профессии». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный. Учить детей делить слова на слоги. Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер». | 11.Театральная игра «Король» Задачи. Развивать диалогическую речь, воображение, фантазию, память, внимание детей. | |
12. Занятие дифференцированного подхода Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать аналитическую деятельность в сфере словообразования. В. Маяковский «Кем быть?» | 12. Игровые задания. Задачи. Формировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации (громко, умеренно, тихо). | ||
4 «Золотая осень в произведениях писателей и художников» | 13. Развитие связной речи. Описание объектов. Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных, знакомых детям). Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы. Развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа. Разучивание песенки «Лисица рожью шла» | 13.Пантомима «Лисица рожью шла». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
14.Развитие связной речи Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы. Развивать творческое воображение, память. Развитие связной речи, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Пересказ «Осенние дожди» Г. Скребицкий. | 14.Этюд «Осенние листья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
Ноябрь | 1 «День народного единства» | Речевой тренинг «Гласные – согласные» Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные звуки. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать творческое воображение, память. Заучивание стих-я С. Есенина «Берёза» | 15. Расскажи стихи руками – «Береза» С.Есенин. Задачи. Развивать память, фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
Развитие связной речи Монолог (повествование). Вспомнить и закрепить правила составления монолога повествовательного типа (главная мысль, композиция: начало, середина, конец). Упражнять в умении составления описательного высказывания с использованием иллюстраций. Слушание былины «Илья Муромец». | 16. Этюд «Эмоции» - «Илья Муромец», «Соловей Разбойник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Человек» | Развитие связной речи. Монолог. Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; работать над лексическим значением слов (хороший – плохой). Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» | 17. Пантомима «Волшебник» С.Черный Задачи. Развивать монологическую речь, двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
Речевой тренинг «Певучие гласные». Выделение в слове первого гласного звука, находящегося под ударением).Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и], [ы], [э]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени (так правильно образовано слово, так неправильно образовано слово). Развивать непроизвольную зрительную память. Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» | 18.Драматизация отрывка К.Чуковского «Мойдодыр». Задачи. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Формировать умение показывать образы предметов, через пластические возможности своего тела. | ||
3 «Моя семья» | Речевой тренинг Упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [с], [ш]. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Упражнять детей в нахождении однокоренных слов. Развивать вербальную память через запоминания слов, связанных по смыслу. Чтение произведений А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» | 19.Упражнение на дыхание Задачи. Добиваться от детей длительного ротового выдоха. Артикуляцию согласных: свистящие и шипящие звуки –с, ш. Задачи. Упражнять в произношении звуков с, ш. | |
Развитие связной речи Упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки. Невербальные средства выразительности. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка». | 20. Этюды на тему «Дружная семья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
4 «Мама – милая моя» | Ознакомление с художественной литературой. Развивать интонационную выразительность речи, учить пользоваться правильным темпом, силой и высотой голоса, речевым дыханием; развивать правильную дикцию. Формировать умение выразительно читать стихотворение, называть автора и название. Заучивание стих-я Е.Благининой«Посидим в тишине» | 21.Игра «Что мама делала не скажем, но зато покажем». Задачи. Развивать воображение, фантазию, память, внимание детей. | |
Занятие дифференцированного подхода Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (З), учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе быстро, умеренно, медленно. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | 22. Этюд «Разъяренная медведица». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние – ярость, с помощью мимики и жестов. | ||
Декабрь | 1 «Посуда» | Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). упражнять детей в составлении комбинированных высказываний (контаминации). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания. Продолжать учить детей давать описание внешнего вида посуды, рассказать о том, как с нею можно обращаться. Чтение по ролям К. Чуковский «Федорино горе», | 23.Игра «Поварята». Задачи. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. |
Речевой тренинг. Предложение. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Хорошо - плохо». Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о посуде. Совершенствование фразовой речи, диалогической речи, умения отвечать на вопросы сложноподчинённой фразой, используя союз «потому что». Совершенствование умения задавать вопросы. | 24.Этюды на тему «Хорошо – плохо»: «Утешение». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Продукты питания» | Звуковой диктант. Повторить изученные звуки, закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Слушание сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил» | 25.Пантомимика по сказке Г.Юдина «Как Мыша шалил». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности. | |
Развитие связной речи. Совершенствование связной речи детей. Учить детей составлять рассказы о продуктах питания с опорой на наглядность и по предложенному плану-схеме. Упражнять в предсказывании рассказа «Это я виноват» Т. Ткаченко - полно, последовательно и по ролям. Воспитывать чувство взаимовыручки. | 26. Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
3 «Электроприборы» | Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие. Закреплять правильное произношение звука т; учить различать твердые и мягкие согласные, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения и их условно-графические схемы. Чтение произведения Е. Воробъёва «Обрывок провода» | 27.Этюд «Холодильник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Соотнесение звука и буквы. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов, составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. | 28.Артикуляционная гимнастика «Электроприборы», проговаривание поговорок и скороговорок об электричестве Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. | ||
4 «Праздник Новый год» | Занятие дифференцированного подхода Закреплять правильное произношение звуков п, б, умение выполнять звуковой анализ слов. Учить определять ударный звук в словах. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | 29. Творческая игра «Сочини рассказ «Как мы играем зимой на участке»» Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей | |
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Чтение стихотворения А. Фета «Что за вечер?», песенки «Мы пошли по ельнику», | 30.Пантомимака: «Летят снежинки», «Елочка нарядная», «Дед Мороз», «Снегурочка». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. | ||
Январь | 1 Каникулы | 31. Домашнее задание на зимние каникулы. Привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: - Когда мы говорим, мы произносим разные слова. - Слова звучат, потому что состоят из звуков. - Звуки в слове идут по порядку. - Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. - Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». - Его будет не узнать. | 32. Домашнее задание на зимние каникулы. Разгадывание кроссворда. Расширить кругозор ребенка и пополнить его словарный запас; Тренировать память и расширять кругозор; Тренировать мелкую моторику и навыки письма; Воспитывать любовь к чтению и письму. |
2 «Домашние животные» | Развитие связной речи Формировать умения описывать живой объект; закреплять правила составления описательного высказывания. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Чтение лит.сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». | 33Импровизация стихотворения «Лошадка» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Этюд «Кот Васька» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; развивать внеречевые средства выразительности. Обобщать знания о домашних животных; воспитывать бережное отношение детей к животным. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» | 34.Упражнение на артикуляцию «Шутка». Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. Формировать умение детей пользоваться интонациями, произнося фразы, грустно, радостно, удивленно, сердито. | ||
3 «Дикие животные» | Звуковой диктант. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. «Весёлые стихи о диких животных» | 35. Диалог Колобка с животными из русской народной сказки «Колобок» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни. | |
Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. Согласование числительных с существительным. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. Чтение сказки «Теремок» по ролям. | 36. Пантомима – сказка «Зайчик и ёжик». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. | ||
4 «Зима» | Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ц, умение выделять ударный гласный, составлять предложения. Развивать связную речь, память, внимание. Заучивание Ф. Тютчева «Зима недаром злится» | 37.Этюд «Снежинки» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме. Развивать навыки устной связной монологической речи. Развивать мышление и речь детей. Закончить мероприятия по составлению сказок на тему: «Новогодняя сказка». | 38. Творческая игра «Сочини новогоднюю сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Февраль | 1 «Одежда, обувь, головные уборы» | Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ч, умение выполнять звуковой анализ слов. Слушание стих-я Л. Фадеевой «Зеркало в витрине» | 39.Игра - драматизация «Жил сапожник» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова благодарность. Обогащать нравственную сферу ребёнка-дошкольника. Слушание стих.-я Г.Юдина «Удивительное платье» | 40. Игра –драматизация «Рукавичка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | ||
2 «Виды транспорта» | Звуки д и дь. Буква Д. Закреплять правильное произношение звука д. Слушание шуточного стихотворения «Это место для детей» поэта Д. Чуяко. | 41. Инсценировка стихотворения А. Барто «Самолет» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
Дифференциация звуков т—д. Учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги. Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки. Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | 42.Игра – этюд «Одно и то же по-разному» Задачи. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | ||
3 «День Защитника Отечества» | Звуковой анализ слов. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить регулировать силу голоса. Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин. | 43.Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Игра «Закончи стихотворение - Буду солдатом» | 44. Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком – ш, щ. | ||
4 «Масленица» | Дифференциация звуков ш—щ Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Развивать память, речь. Песенка «Масленица, масленица» | 45. Игра-превращение. Задачи. Упражнять будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | |
Звуковой анализ слов Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. | 46.Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Март | 1 «Международ-ный Женский день» | Развитие связной речи Научить детей составлению повествовательных, объяснительных, описательных и сравнительных рассказов с использованием сюжетных картин, картинок – символов, плана – схемы. Развивать навыки активной межличностной коммуникации в процессе коллективной учебно-игровой деятельности. Развивать познавательные процессы: внимание, память и словесно – логическое мышление. Заучивание стих-я П. Соловьёва «Подснежник» | 47. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Задачи. Формировать умение интонационно выразительно проговаривать фразы. |
Звук щ. Буква Щ Закреплять правильное произношение звука щ, умение выделять ударный гласный, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Разучивание стихотворения К.Авдеенко «Мамина улыбка» | 48. Игра «Телефон» Задачи. Развивать фантазию, диалогическую речь. | ||
2 «Береги себя!» | Звуки х, хь. Буква X Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; активизировать и расширять словарь по теме. Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, делить слова на слоги. Составление рассказа «Собака--санитар» по серии сюжетных картин. | 49. Игра импровизация «Мыша водолаз». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. | |
Речевой тренинг. Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним. Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа. Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов. Рассказ Г. Юдина «Голова» | 50. Пантомима «Утренний туалет» Задачи. Развивать воображение, выразительность жестов, умение действовать согласно текста. | ||
3 «Народная культура и традиции» | Развитие связной речи. Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку). Воспитывать уважение к народной культуре и традициям. | 51. Игра –драматизация «Снегурочка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям с помощью настольного театра. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | |
Речевой тренинг. Упражнять детей в дифференцировании звуков г, г,; упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; Упражнять в образовании слов с ум.-ласк. суф.; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Готовить к обучению письму. Скороговорки | 52.Игра «Испорченный телефон», диалогические скороговорки Задачи. Формировать правильное произношение, артикуляцию; упражнять детей в быстром и четком проговаривании труднопроизносимых слов и фраз. | ||
4 «Птицы наших лесов» | Тема – «Птицы». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел» | 53. Игра «Зеркало - птицы» Задачи. Развивать монологическую речь. | |
Тема – «Лес». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный. Чтение рассказа, загадок о лесе. | 54.«Загадки без слов про птиц» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов. | ||
Апрель | 1 «Весна» | Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж» Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные многосложные) слова. | 55. Игра на воображение «Снеговик» Задачи. Совершенствовать воображение, восприятие у детей, формировать умение искать выразительные средства для создания яркого образа. |
Тема – «Весна». Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости» | 56.Игра «Художник» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. | ||
2 «День космонавтики» | Развитие связной речи. Упражнять детей в умении перестраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста. Чтение рассказа А. Митяева «Первый полёт» | 57.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость. | |
Речевой тренинг. Упражнять в умении дифференцировать звуки [д], [дь,] и умении определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом за (по схемам) самостоятельно. Учить находить однокоренные слова. Развивать пространственную ориентацию Кроссворд «Природные явления». | 58.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах | ||
3 «Деревья и кустарники» | Занятие дифференцированного подхода Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; учить дифференцированию звуков (Ш) и (Ж); использованию вопросительной и повествовательной интонацией. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Мониторинг. | 59.Игра «Старичок – «Лесовичок» Задачи. Формировать умение пользоваться разными интонациями. | |
Тема – «Насекомые леса». Мониторинг. Активизация словаря учащихся глаголами, словаря учащихся прилагательными; образование и употребление родительного падежа мн. числа, употребление местоимений МОЙ , МОЯ; формирование умений выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого. Развитие навыка связной речи, закрепление навыка | 60.Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина. Задачи. Побуждать к активному участию в инсценировке. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. | ||
4 «Водное царство» | Речевой тренинг. Мониторинг. Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания. Разучивание песенки «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт», стих-я Н. Забалотского «На реке» | 61. «Загадки без слов про обитателей водного царства» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов. | |
Развитие связной речи. Мониторинг. Монолог. Упражнять детей в составлении повествовательного высказывания с элементами описания; работать над лексическим значением слова непослушание; развитие и формирование норм и правил поведения. Пересказ отрывка рассказа Г.Юдина «Мыша-водолаз», | 62. Творческая игра «Сочини сказку про то, как Мыша путешествовал по подводному царству» Задачи. Развивать речь, воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | ||
Май | 1 «День Победы» | Речевой тренинг. Упражнять детей в умении дифференцировать звуки к, г, х; упражнять в умении подбирать слова- синонимы, Упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах). Упражнять детей в умении производить анализ и синтез предложения по словам. Развивать внимание. Развитие мелкой моторики. Слушание рассказа Ю.Коваля «Выстрел» | 63.Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг) Задачи. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь. Игра: Гимнастика для язычка Задачи. Формировать умение выразительности речи. |
Тема: Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра». Обогатить знания детей о Дне Победы, выяснить, что они знают о памятном месте города . воспитывать стремление быть похожими на тех солдат, которые защищали нашу Родину в страшные годы Войны, воспитывать храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Учить полно и выразительно передавать литературный текст; упражнять в умении отчетливо произносить слова. | 64. Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||
2 «Прошлое предметов» | Речевой тренинг. Повторить изученные звуки и буквы. Различение твердых и мягких звуков: л — лЬ, П — ПЬ, С — СЬ Заучивание прибаутки «Сбил-сколотил – вот и колесо» | 65. Творческая игра «Сказочные поздравления» Задачи. Развивать связную речь и воображение детей, активизировать ассоциативное мышление. | |
Повторение изученных звуков и букв Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, развивать фонематическое восприятие. Сказка «Самый красивый наряд на свете». | 66.Задание «Отгадай сказку и найди на картинке предмет из прошлого» Задачи. Закрепить знания сказок. Развивать грамматический строй речи. Активизировать словарь по теме «Прошлое предмет | ||
3 | Повторение и закрепление пройденного материала (67-68) | Открытый просмотр для родителей и педагогов | |
4 | Открытый просмотр для родителей и педагогов (69-70) |
Ожидаемые результаты:
Овладение чтением и понимание смысла прочитанного;
Овладение умением пропевать попевки и алфавит;
Знакомство с гласными и согласными буквами, а также умение различать твердые и мягкие согласные.
Овладение навыками чтения и умения пересказывать небольшие по объему тексты.
Развитие умения называть знаки препинания: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, а также умение ставить ударение в словах.
Формирование навыков написания печатных букв и отдельных слов.
Развивающая среда в группе
- Магнитная азбука;
- Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
- Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
- Кассы букв и слогов.
Работа с родителями
- Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
- «Наши результаты»: сентябрь, май.
- Открытые занятия – ноябрь, март.
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Методика диагностики развития речи дошкольников 5-7 лет
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание 1. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание 2. (Окончание слов).
Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание 3. (Образование предложений с данными словами).
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Задание 4. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Задание 5. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Задание 6. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то како
й он? железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Задание 7. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание 8. (Исследование особенностей звукового анализа слова).
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, 2015г.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
- Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...