Методическая разработка "Цветик-семицветик"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Марченко Наталья Яковлевна

Методическая разработка предназначена для детей 5-7летнего возраста с ТНР, для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. 

Представляет группу игр, направленных на устранение ТНР у дошкольников. Облегчает усвоение учебного материала, активизирует мыслительные операции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tsvetik-semitsvetik.docx231.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Цветик-семицветик»

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка предназначена для детей 5-7летнего возраста с ТНР.

Рекомендуется учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Разработана для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Представляет группу игр, направленных на устранение ТНР у дошкольников. Игры систематизированы по коррекционной направленности.

Изготовлена в виде большого цветка с семью лепестками разного цвета, в порядке цветов радуги. Лепестки пронумерованы от 1 до 7. В центре цветка расположен карман, для вкладывания картинок (их количество зависит от поставленной цели). Поэтому «Цветик-семицветик» можно использовать не только на горизонтальной, но и на вертикальной поверхности.

Актуальность:

Работая с детьми с ТНР, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данной разработки облегчает усвоение учебного материала воспитанниками, активизируют мыслительные операции и устраняет речевые нарушения.

Цель: 

Повышение эффективности логопедического воздействия при помощи наглядных средств, формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у воспитанников с речевыми нарушениями.

Задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас.
  2. Совершенствовать грамматические категории.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Автоматизировать поставленные звуки.
  5. Формировать развитие навыков связной речи.
  6. Развивать психические процессы.
  7. Развивать мелкую моторику.

Примеры игр:

  •  «Каким цветом предмет»

Цель: Согласование существительных с прилагательными.

Ход: Ведущий предлагает выбрать картинку на заданный звук (например, со звуком Р – карандаш), положить ее в центр цветка, назвать каким цветом может быть данный предмет, относительно цвета каждого лепестка.

  •  «Посчитай до 7»

Цель: Согласование существительных с числительными.

Ход: Ведущий кладет в центр цветка картинку (например, ведро) и просит ребенка посчитать данный предмет от 1 до 7.

  •  «1, 2, 5»

Цель: Согласование существительных с числительными.

Ход: Ведущий кладет в центр цветка картинку (например, зеркало) и просит ребенка посчитать данный предмет только с цифрами 1, 2, 5.

  •  «Великан»

Цель: Согласование существительных с прилагательными и числительными.

Ход: Ведущий сообщает ребенку: «Теперь ты великан и у тебя все предметы стали большими». Кладет в центр картинку (например, мяч). Ребенок проговаривает ответ: «У меня один большой красный мяч. У меня два больших оранжевых мяча». И т.д.

  •  «Гномик»

Цель: Согласование существительных с прилагательными и числительными.

Ход: Ведущий сообщает ребенку: «Теперь ты гномик и у тебя все предметы стали маленькими». Кладет в центр картинку (например, стул). Ребенок проговаривает ответ: «У меня один маленький красный стульчик. У меня два маленьких оранжевых стульчика». И т.д.

  •  «Подбери по цвету»

Цель: Развитие сенсорного восприятия.

Ход: Ведущий кладет фишку на один из лепестков (например, желтый) и просит ребенка выбрать картинки, которые бывают только таким цветом. Ответ проговаривается.

  •  «Посчитай слоги»

Цель: Совершенствование навыка слогового анализа.

Ход: Разделить слова на слоги на изображенных картинках и положить их рядом с лепестком с соответствующей цифрой.

  •  «Составь предложение»

Цель: Развитие навыков связной речи.

Ход: Ребенок берет картинку случайным выбором, кладет в центр цветка и составляет с данным словом предложение (например, Я купил четыре синих стула).

  •  «Сортировщик»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход: Определить первый звук в названии каждого цвета лепестка. Разложить рядом картинки, названия которых начинаются с этих же звуков. Проговорить ответ.

  • «Любознайка»

Цель: Развитие умения изменять имена существительные по падежам.

Ход: Ребенок кладет картинку в центр цветка. Ведущий просит назвать:

Р.п. «Чего у тебя  нет?». Ответ ребенка: «У меня нет одного красного листа. У меня нет двух оранжевых листьев» и т.д.

Д.п. «К чему ты подошел?» Ответ ребенка: «Я подошел к одному красному стулу. Я подошел к двум оранжевым стульям» и т.д.

В.п. «Что ты видишь?» Ответ ребенка.

Т.п. «Чем ты доволен?» Ответ ребенка.

П.п. «О чем мечтаешь?» Ответ ребенка.

  • «Радуга»

Цель: Запоминание последовательности цветов радуги с помощью мнемонического стиха.

Ход: Определить первый звук в названии каждого цвета лепестка (положить рядом соответствующую букву - для детей подготовительной группы), помогающий запомнить фразу, в которой каждое слово начинается с этого же звука:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2018/08/22/kaleydoskop_igr_po_hromoterapii_v_korrektsionno-logopedicheskoy_rabote_s_doshkolnikami/img_1437.jpg?itok=lmM_aVfA    https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2018/08/22/kaleydoskop_igr_po_hromoterapii_v_korrektsionno-logopedicheskoy_rabote_s_doshkolnikami/img_1438.jpg?itok=_ZJwThdT


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...