Методическая разработка "Цветик-семицветик"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка предназначена для детей 5-7летнего возраста с ТНР, для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Представляет группу игр, направленных на устранение ТНР у дошкольников. Облегчает усвоение учебного материала, активизирует мыслительные операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tsvetik-semitsvetik.docx | 231.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Цветик-семицветик»
Пояснительная записка:
Данная методическая разработка предназначена для детей 5-7летнего возраста с ТНР.
Рекомендуется учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Разработана для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Представляет группу игр, направленных на устранение ТНР у дошкольников. Игры систематизированы по коррекционной направленности.
Изготовлена в виде большого цветка с семью лепестками разного цвета, в порядке цветов радуги. Лепестки пронумерованы от 1 до 7. В центре цветка расположен карман, для вкладывания картинок (их количество зависит от поставленной цели). Поэтому «Цветик-семицветик» можно использовать не только на горизонтальной, но и на вертикальной поверхности.
Актуальность:
Работая с детьми с ТНР, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данной разработки облегчает усвоение учебного материала воспитанниками, активизируют мыслительные операции и устраняет речевые нарушения.
Цель:
Повышение эффективности логопедического воздействия при помощи наглядных средств, формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у воспитанников с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Совершенствовать грамматические категории.
- Развивать фонематический слух.
- Автоматизировать поставленные звуки.
- Формировать развитие навыков связной речи.
- Развивать психические процессы.
- Развивать мелкую моторику.
Примеры игр:
- «Каким цветом предмет»
Цель: Согласование существительных с прилагательными.
Ход: Ведущий предлагает выбрать картинку на заданный звук (например, со звуком Р – карандаш), положить ее в центр цветка, назвать каким цветом может быть данный предмет, относительно цвета каждого лепестка.
- «Посчитай до 7»
Цель: Согласование существительных с числительными.
Ход: Ведущий кладет в центр цветка картинку (например, ведро) и просит ребенка посчитать данный предмет от 1 до 7.
- «1, 2, 5»
Цель: Согласование существительных с числительными.
Ход: Ведущий кладет в центр цветка картинку (например, зеркало) и просит ребенка посчитать данный предмет только с цифрами 1, 2, 5.
- «Великан»
Цель: Согласование существительных с прилагательными и числительными.
Ход: Ведущий сообщает ребенку: «Теперь ты великан и у тебя все предметы стали большими». Кладет в центр картинку (например, мяч). Ребенок проговаривает ответ: «У меня один большой красный мяч. У меня два больших оранжевых мяча». И т.д.
- «Гномик»
Цель: Согласование существительных с прилагательными и числительными.
Ход: Ведущий сообщает ребенку: «Теперь ты гномик и у тебя все предметы стали маленькими». Кладет в центр картинку (например, стул). Ребенок проговаривает ответ: «У меня один маленький красный стульчик. У меня два маленьких оранжевых стульчика». И т.д.
- «Подбери по цвету»
Цель: Развитие сенсорного восприятия.
Ход: Ведущий кладет фишку на один из лепестков (например, желтый) и просит ребенка выбрать картинки, которые бывают только таким цветом. Ответ проговаривается.
- «Посчитай слоги»
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа.
Ход: Разделить слова на слоги на изображенных картинках и положить их рядом с лепестком с соответствующей цифрой.
- «Составь предложение»
Цель: Развитие навыков связной речи.
Ход: Ребенок берет картинку случайным выбором, кладет в центр цветка и составляет с данным словом предложение (например, Я купил четыре синих стула).
- «Сортировщик»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ход: Определить первый звук в названии каждого цвета лепестка. Разложить рядом картинки, названия которых начинаются с этих же звуков. Проговорить ответ.
- «Любознайка»
Цель: Развитие умения изменять имена существительные по падежам.
Ход: Ребенок кладет картинку в центр цветка. Ведущий просит назвать:
Р.п. «Чего у тебя нет?». Ответ ребенка: «У меня нет одного красного листа. У меня нет двух оранжевых листьев» и т.д.
Д.п. «К чему ты подошел?» Ответ ребенка: «Я подошел к одному красному стулу. Я подошел к двум оранжевым стульям» и т.д.
В.п. «Что ты видишь?» Ответ ребенка.
Т.п. «Чем ты доволен?» Ответ ребенка.
П.п. «О чем мечтаешь?» Ответ ребенка.
- «Радуга»
Цель: Запоминание последовательности цветов радуги с помощью мнемонического стиха.
Ход: Определить первый звук в названии каждого цвета лепестка (положить рядом соответствующую букву - для детей подготовительной группы), помогающий запомнить фразу, в которой каждое слово начинается с этого же звука:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...