Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (средняя группа)
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ.
Статические упражнения для языка:
« Птенчики ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
« Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
« Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, середина языка опущена.
« Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
« Горка », « Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
« Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
« Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к небу.
Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.
Динамические упражнения для языка:
« Часики », « Маятник ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
« Змейка ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
« Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
« Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
« Почистим зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
« Катушка ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык « выкатывается » вперед и убирается в глубь рта.
« Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
« Гармошка ». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
« Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба и обратно.
« Вкусное варенье ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.
Упражнения для губ:
« Улыбка ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
« Заборчик ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
« Трубочка ». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
« Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
« Бублик », « Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
« Кролик ». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чередование положений губ: « Заборчик » - « Бублик »; « Улыбка » - « Хоботок ».
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С] [С’] [З] [З’] [Ц].
« Улыбка », « Заборчик », « Горка » или « Киска сердится », « Качели », « Ка-тушка » ( и другие см. комплекс упражнений для языка и губ ).
А ТАКЖЕ:
« Загнать мяч в ворота ».
Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками.
« Кто дальше загонит мяч? ».
Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
« Почистим зубы ».
Цель: Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние резцы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
« Фокус ».
Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.
Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения шипящих звуков [ш] [ж] [ч] [щ].
« Бублик », « Рупор », « Вкусное варенье », « Грибок », « Гармошка », « Чашечка » (см. комплекс упражнений для языка и губ ).
А ТАКЖЕ:
« Наказать непослушный язык »
Цель: учить расслаблять мышцы языка.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ – ПЯ – ПЯ…
« Почистим зубы ».
Цель: Учить удерживать кончик языка за верхними резцами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » верхние резцы, делая движения языком из стороны в сторону.
« Кто дальше загонит мяч? ».
Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
« Фокус ».
Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.
Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения сонорных звуков [л] [л’] [р] [р’].
“ Иголочка », « Змейка », « Чашечка », « Лошадка », « Маляр », « Вкусное варенье », « Качели », « Грибок », « Гармошка » (см. комплекс упражнений для языка и губ ).
А ТАКЖЕ :
« Индюк »
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ – БЛ ( как индюк болбочет ).
« Пароход гудит »
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
« Самолет гудит »
Цель: Вызывание звука, близкого к звуку [л].
Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук [л].
« Дятел »
Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
« Капельки дождя »
Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердые звуки [д - т]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
« Ступеньки »
Цель: Выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.
Приоткрой рот, широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька; широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.
« Муха в паутинке »
Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вызывать дрожание языка.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос [д - ж] [д - з].
« Фокус ».
Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.
Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Упражнения на преодоление слюнотечения.
I – упражнения с помощью зондов:
- зонд « Толкач » - под уздечку и производятся толкательные движения вперед, назад;
- « Усики » - вместе с зондом « Толкач ».
II – упражнения:
- жевание с запрокинутой головой ( можно дать печенье );
- глотание слюны с жеванием;
- глотание слюны с подсасыванием;
- глотание слюны разовым толчком;
- глотание слюны разовым толчком с последующим выполне- нием определенных артикуляционных поз;
- глотание слюны разовым толчком с последующим проговариванием отдельных звуков, слогов, слов, фраз;
- постоянно напоминаем « проглоти, а потом скажи ».
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ (для детей раннего возраста)
« Бегемотик ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
« Змейка ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
« Лягушка ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
« Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
« Блинчики ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
« Часики ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так.
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
« Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
« Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко.
« Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
« Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Во дворе народ толпиться.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш ловкий самый
Пропустить не должен мяч.
« Шарик » Рот закрыт. Набрать воздух в обе щеки.
Я надул волшебный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда!
Новый шар надую я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...