Самоанализ НОД по теме: "Использование ритмодекламации при заучивании стихов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Самоанализ
НОД для детей старшей группы с использованием ритмодекламации на тему
«По следам космических пиратов».
Вид НОД: интегрированная
Провела: воспитатель Васильева О.С.
На занятии присутствовало 5 детей.
Цель: Заучить стихотворение В.Степанова «Космонавт» посредством ритмодекламации.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей об окружающем мире и закреплять знания детей о космосе, космонавтах и космических телах.
- учить детей отвечать на вопросы и поддерживать диалог.
- совершенствовать понимание пространственных отношений, навыки порядкового, обратного счета.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
- активизировать и расширять словарный запас по теме «Космос».
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- формировать интерес и любовь к книге у детей старшего дошкольного возраста с целью воспитания будущих читателей.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: Солнечная система, планеты - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита, скафандр, созвездия, метеориты, невесомость.
Оборудование и демонстрационный материал:
мультимедийное оборудование, презентация на тему «Космос», «летающие тарелки», макет Солнечной системы и карточки планет, «говорящая» Книга, пазлы, карточки для игр и заданий, материал для художественного творчества (краски, кисти, листы, баночки с водой), конверты с заданиями, страницы Книги, грецкие орехи, обернутые фольгой (метеориты).
Аудиозаписи:
- Н.Богословский «Марш»
- композиция Space «Magic Fly»
- «Волшебная мелодия» (автор неизвестен), сайт inkompmusic.
- аудио эффекты: взлетающая тарелка, падающие метеориты, звук фейерверка.
Проведенная мною НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект был разработан на основе содержания основной образовательной программы и комплексно-тематического планирования для данного возраста детей и отражает современные тенденции развития дошкольников. Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам СанПиН для детей данного возраста.
Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Для реализации каждой задачи я подобрала и продумала методы и приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме.
Методы:
1. Словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение)
2. Наглядно-демонстрационные (мультимедийная презентация, интерактивные игры, карточки и мнемотаблицы и т.п.)
3. Практические (выполнение творческого задания – проявление фотографии с использованием красок (изодеятельность), заучивание стихотворения (с использованием ритмодекламации), физкультминутка)
4. Игровые (путешествие в космос, дидактическая игра «Верни планеты на свои орбиты», «Куда летят ракеты», «Расшифруй стихотворение»)
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результата деятельности – благодарность от книги).
Приемы: пояснение, указание, показ, напоминание, повторение, обобщение, собственные ответы, поощрение.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным и психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных мною целей и задач. На каждый момент НОД я подобрала яркие наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, была задействована интерактивная доска. Пособия были достаточно крупного размера, эстетически аккуратно оформлены. Их размещение и использование в пространстве группы и в структуре НОД было мною тщательно продумано.
Организационный момент был направлен мною на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Для мотивации детей я использовала сюрпризный момент – Книгу, которая просила о помощи, что вызвало у детей интерес, сопереживание и желание помочь. Это активизировало детей на дальнейшую деятельность.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В ходе всей непосредственно-образовательной деятельности была создана проблемная ситуация, при которой дети охотно выполняли все задания космических пиратов для того, чтобы помочь книге.
В заключительной части мною была создана игровая ситуация (возвращение из космоса) для подведения итогов НОД с помощью дискуссии о полученной детьми информации и повторении ключевых моментов. Также, мы обсудили с детьми, что им понравилось больше всего, а что показалось трудным (рефлексия)
Все положительные результаты занятия я поддерживала словесным поощрением. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Обучение я построила как увлекательную игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла их интерес на протяжении всего занятия. Дети были активны и чувствовали себя комфортно.
На протяжении всей НОД я использовала разные технические средства. Была разработана мультимедийная презентация с использованием Интернет-ресурсов. На занятии часто звучала музыка и аудио эффекты, которые усиливали эмоциональное восприятие, вызывая различные эмоциональные переживания и создавая хорошее настроение. Музыкальное сопровождение помогало мне поддерживать и направлять интерес детей к содержанию занятия.
На протяжении всей НОД дети заучивали стихотворение В. Степанова «Космонавт». Я опиралась на разработанный мною алгоритм заучивания стихов с использованием ритмодекламации. В начале занятия я познакомила детей с данным стихотворением. Далее, на протяжении всего занятия, дети его проговаривали с помощью:
-музыкального сопровождения (марш, спокойная мелодия);
-использования звучащих жестов;
-использования ударно-шумовых инструментов (орешки).
В конце занятия мы вместе с детьми проговорили это стихотворение, используя мнемотаблицу и заучивая его. Хочу отметить, что к концу занятия большинство детей запомнили стихотворение. Я старалась разнообразить приемы заучивания, ориентируясь на то, что одни дети лучше запоминают слова (у них лучше развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие дети - зрительные образы (развита зрительная память).
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на все приемы, использовали имеющиеся у них знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Занятие получилось динамичное, с быстрой сменой деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. На всех этапах я применяла здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Все пять детей были активными участниками во всех видах деятельности и с удовольствием выполняли задания.
Таким образом, я считаю, что занятие было познавательным и продуктивным. Поставленные мною задачи были успешно выполнены. Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной и интересной.
Считаю, что поставленная цель на занятии была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...
Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...
Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...
Конспект НОД по теме: Использование ритмодекламации при заучивании стихов (см. видео НОД в разделе "Видео")
НОД "По следам космических пиратов"...
Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе»
Самоанализ педагогической деятельности на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе»...
Памятка для педагогов по теме: «Использование приемов мнемотехники для заучивания скороговорок»(самообразование)
В своей работе использую мнемодорожки для заучивания скороговорок....
Консультация для родителей и педагогов по теме "Использование метода мнемотехники в заучивании стихотворения"
Консультация для родителей и педагогов, занимающихся с детьми с ТНР 4 - 7 лет....