Речевое развитие. Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (старшая группа)

Василюк Екатерина Юрьевна

Ниже приведены упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно выполнять с детьми в любое время в течении дня.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. 

 

Вот основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

 

Также следует иметь в виду, что для постановки какой-либо группы звуков необходимо выполнять определённый комплекс упражнений. Например, для постановки шипящих и сонорных звуков необходимо научить ребёнка удерживать язык за верхними зубами, выработать плавную воздушную струю.

 

Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию "Артикуляционной гимнастике"

В помощь молодым специалистам. Хочется разнообразить занятия, удержать внимание детей. Спасибо Косиновой Е.М. за её методические разработки....

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»...

«Профилактика речевых нарушений - артикуляционная гимнастика»

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 4-6 лет артикуляционная гимнастика поможет быс...

Технология развития артикуляционной гимнастики

Влияние артикуляционной гимнастики на речевое развитие дошкольников...

МАСТЕР-КЛАСС учителя логопеда «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика дома».

Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения....

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

Картотека дидактических игр для развития артикуляционной гимнастики. (Р.Г. Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»)

Воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребёнк...