Конспект интегрированной НОД по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богданова Ирина Сергеевна

 Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zantie_po_rr_.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи.

Составление повествовательного рассказа

«Скворечник» по серии сюжетных картинок.

Возрастная группа: старшая группа с ТНР «А»  Кол-во детей 10

Ф.И..О. воспитателя: Богданова Ирина Сергеевна

Тема: «Встречаем птиц»

Интеграция ОО: «Речевое развитие, «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширять знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

образовательные:

- продолжать учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

развивающие:

- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;

- развивать словарь по заданной теме;

- развивать у детей навыки словообразования;
        воспитательные:

- воспитывать желание заботиться о птицах.

Материалы и Оборудование: серия сюжетных картин «Скворечник», умная Сова, конверт с заданиями, восковые мелки, образцы скворечников, заготовки для рисунков, презентация.

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу Сову. Она нам принесла какой-то конверт. Хотите узнать, что в нем?

Дети: Да

Воспитатель просит принести конверт кого-нибудь из детей. В конверте приглашение с просьбой и несколько заданий.

Воспитатель: Ребята, Сова нас приглашает в гости в весенний лес, так как какой-то из птиц требуется наша помощь. А для того, чтобы узнать птицу, которой надо помочь нам предстоит выполнить задания от Совы. Предлагаю нам отправиться в весенний лес. Как мы в него попадем? (варианты ответов детей) Пешком.

Воспитатель: Мы идем к лесной поляне, ноги выше поднимаем, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Вот мы и оказались в весеннем лесу. (слайд 1, 2)

Воспитатель: Ребята, что это слышите?(пение птиц аудио запись)

Дети: Это поют птицы.

Воспитатель: Как красиво они поют. Ребята, а в какое время года так красиво поют птицы?

Дети: Весной

Воспитатель: Правильно. Да, пение птиц – это главные звуки леса. Есть такая пословица: «Лес без птиц и птицы без леса не живут». В мире очень много различных видов птиц. Птицы удивительные существа. Они делятся на группы. Как называются птицы, которые остаются на зиму?

Дети: Зимующие (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить зимующих птиц

Дети: Голубь, воробей, сорока, ворона, синица

Воспитатель: Как этим птицам мы помогаем зимой?

Дети: Размещаем кормушки и насыпаем в них корм

2.

Воспитатель: Хорошо. Как называются те птицы, которые, на зиму улетают в теплые края?

Дети: Перелетные слайд (4)

Воспитатель: Предлагаю вспомнить птиц вернувшихся к нам из теплых стран

Дети: Грач, жаворонок, соловей, ласточка, дрозд, скворец.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где живут птицы?

Дети: На деревьях, в лесу, в гнездах

Воспитатель: Есть одна птица, которая любит жить в домике. Можете назвать ее?

Дети: Скворец

3. Игра «Подбери словечко»        (слайд 5)

Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов.

- Как назвать скворца ласково? (Скворушка.)

- Кто у скворца птенец (птенцы)?  (Скворчонок, скворчата.)

- Как называется их мама? (Скворчиха.)

- Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. (Скворечник.)

4. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Воспитатель: Ребята, в конверте есть еще одно задание. Это сюжетные картинки, предлагаю нам с вами рассмотреть их. Согласны?

Дети: Да

1. Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске в логической последовательности.

2. Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.

- Какое время года изображено?

- Чем вы можете подтвердить, что это весна?

- Почему скворечник пришел  в  негодность за зиму?

-Подберите слова-признаки. Каким стал скворечник? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)

- Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

- Расскажите о том, что вы видите на следующих картинках.

- Почему дети отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?

Воспитатель:  Послушайте,  какой  у нас  получился рассказ.

Пример рассказа воспитателем:

Наступила весна. Детьми пошли гулять в парк и увидели на березе скворечник. За зиму он стал ветхий, дряхлый, поломанный. Ребята решили отремонтировать скворечник. Они хорошо потрудились. Отремонтированный скворечник ребята принесли в парк и повесили на березе. К скворечнику сразу прилетели скворцы. Дети были рады, что смогли помочь птицам.

5. Физкультминутка.

Вот летали птички, птички невелички

Все летали, все летали, крыльями махали

На дорожку сели, зернышек поели,

Клюк, клюк, клюк, клюк, как я зернышки люблю.

На дорожку сели, зернышек поели,

Клюк, клюк, клюк, клюк, как я зернышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище

Вот так и вот так, чтоы были чище.

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам,

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.  

 (повторяем 2 раза)

6. Воспроизведение детьми по цепочке рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Воспитатель: Но прежде чем нам нарисовать наши скворечники нам нужно вернуться в детский сад. Возвращаемся?

Воспитатель: Мы идем с лесной полянки, ноги выше поднимаем, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Вот мы и оказались в детском саду.

7. Рисование скворечников

Воспитатель: Какой птице в нашем рассказе дети оказали помощь?

Дети:  Скворцу.

Воспитатель: А теперь вспомните, что говорилось в письме от Совы? Вы догадались, о ком идет речь, какую птицу имела в виду Сова? Чем мы можем помочь скворцу?

(Подарить скворцу скворечник) предлагаю нарисовать скворечник восковыми мелками.

Воспитатель: На занятии по рисованию мы приготовили фон с березой. Как выдумаете, подойдет этот фон для изображения на нем скворечника?

Предлагаю вспомнить, из чего состоит скворечник.

Дети: Скворечник состоит из крыши, домика, окошка и жердочки.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, форму деталей скворечника.

Дети: Крыша треугольная, сам домик прямоугольный, окошко круглое

Воспитатель: Скворечник делают из дерева, значит, он будет, каким цветом?

Дети: Коричневым

Воспитатель: А теперь предлагаю сесть на свои места и дорисовать наши рисунки. Но прежде размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Тили – тели, тили – тели                (хлопок в ладошки, удар кулоком об кулак)

С юга птицы прилетели.                (ладони изображают полет птиц)

Прилетел к нам скворушка,                (загибают по очереди пальцы)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились поскорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели,                (ладони изображают полет птиц)

Песни звонкие запели.                        (хлопок в ладошки, удар кулоком об кулак)

8. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего к нам прилетала Умная Сова. Где сегодня мы с вами побывали по ее просьбе?

Воспитатель: Каких птиц мы вспомнили?

Дети: Зимующие и перелетные.

- Какие задания из конверта мы сегодня выполняли? Какое было самое сложное? (играли в игру, составляли рассказ)

Воспитатель: Чей рассказ для вас показался самым интересным?

Воспитатель: Какой птице и как мы с вами сегодня помогли?

Дети: Скворцу. Нарисовали скворечник.

Молодцы, вы справились со всеми заданиями Совы и помогли скворцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...