Педагогический опыт
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт | 481.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы
Опыт работы: Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо
Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях муниципального образовательного бюджетного учреждения «ШахматовскаяООШ»дошкольная группа, которую посещают дети в течение 4 лет, начиная с младшего возраста.
Опыт базируется:
На разработке американской поэтессы Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
Синквейн развился в практике американской школы как один из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но и сейчас остаётся актуальной, востребованной, потому что в ней синтезированы идеи и методы нескольких технологий: коллективного обучения, развивающего обучения, а также сотрудничества.
Сущность опыта: Сущность опыта заключается в развитии
новых творческих интеллектуальных возможностей;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
В конечном итоге стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность учащихся, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.
Новизна опыта:
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических
функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Адресная направленность:
Накопленный методический опыт рекомендован воспитателям детского сада, родителям, бабушкам и дедушкам, для которых одной из задач является полноценное развитие дошкольников.
Актуальность:
В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
Как сформировать умение выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Как развить у детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством?
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическомсинквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Что же такое синквейн?
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
(Приложение 1)
Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Свою работу строили поэтапно.
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому свою работу начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово – предмет», «слово – определение», «слово – действие», «слово – ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета (кошка (какая?) – мягкая, пушистая, ласковая и т.д.), мы развили у дошкольников составлять распространенное предложение (У Ромы есть ласковая и пушистая кошка.). Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомили детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
На данном этапе была составлена картотека для воспитателей и родителей: «Игры и упражнений для развития связной речи». (Приложение № 2)и конспекты занятия с детьми подготовительной группы. (Приложение № 3)
II этап – основной (ноябрь- декабрь).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дошкольники не умеют писать, поэтому разрабатывали схемы, алгоритмы, подбирали наглядный дидактический материал. Разработали специальный алгоритм синквейна для нечитающих детей. Детям разрешалось необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертой строке синквейна предложение могло состоять не из четырех слов, а из трех; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
В конце каждой недели дети составляли синквейн.
Начинали с простых понятий, знакомой темы. (Приложение № 4)
Например, «Игрушки»:
1. Машинка.
2. Красная, быстрая.
3. Едет, гудит, везет.
4. Я люблю играть машинками.
5. Игрушка.
Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала в такой работе участвовала и я, позже, когда детям понятна схема работы, дети заполняли синквейн самостоятельно.
Большое значение в этом этапе отводится работе с родителями и воспитателями.
После проведения мастер – класса для родителей и педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн» - им предлагается написать «Сочинения — синквейн» на любую тему. (Приложение № 5)
III этап практический (январь - февраль).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Далее мы продолжили работу по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности речевого развития детей данного возраста, усложняла предварительную работу перед занятиями, придумывала различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно было научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.
При составлении синквейна использовали такие варианты работы как:
• составление короткого рассказа по готовомусинквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
• составление синквейна по прослушанному рассказу
(Эти методы развивают у детей память, слуховое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.При использовании более усложненной схемы, у детей обогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируется и развивается связная речь, способствует успешному составлению описательных рассказов).
•анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части Например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.
(Этот способ развивает сообразительность и мышление. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия Дети, умеющие читать и писать, начинают создавать синквейн — записывают его печатными буквами на листе бумаги. Здесь важно дифференцированно подходить к умению детей, проявлению интересов и особенностей возраста. Для этого с каждым из детей индивидуально прорабатывались лексические темы, рассматривались иллюстрации, мультфильмы – старалась обогатить словарь за счет знаний детей об окружающих их предметах и явлениях. (Приложения № 6)
Заключение.
Активно используя технологию «синквейна» в нашей работе, можем сказать, что дети имеют в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатсяанализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все зависит от воспитателя – какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов» в работе с дошкольниками. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.
Аннотацияк структуре синквейна
Актуальность:Структура алгоритма синквейна могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явления.
Практическое значение: В предложенной структуре синквейнапрослеживается связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенка.
Инновационная направленность:Дети учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а также с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Дети в игровой форме с удовольствием учатся составлять дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию речевых способностей у детей.
Степень распространения: Данный практический материал адресован педагогам, родителям.
Приложение № 1
Ефимова Надежда Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....