Мнемотехника в речевом развитии детей
консультация по развитию речи (средняя группа)
В консультации для педагогов рассказывается о том, как знакомить детей дошкольного возраста с мнемотехникой в игровой форме. Сначала детей знакомим с мнемоквадратом, потом мнемодорожкой, а потом с мнемотаблицей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 159.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сеспель»
Красноармейского района Чувашской Республики
Консультация для педагогов на тему
«Мнемотехника в речевом развитии детей»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Сеспель»
Сергеева Луиза Петровна
с. Красноармейское
2019 год
«Мнемотехника в речевом развитии детей»
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой?
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно:
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Как заниматься по таблицам?
Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:
- Выразительно прочитать стих
- Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8.Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методы и приёмы мнемотехники
Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Например: упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо-схему, которое они должны расшифровать («Письмо весне»). Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т. е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.
Например: «Давайте отправимся покататься на облаках»,«Путешествие в сказочный лес» и т. д.
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
Метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает. Например: Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значе-ние символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например: ёлочка (какая) колючая
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому» (синонимы),«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты.
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Чем отличается мнемотехника от других технологий?
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники для речевого развития детей
Данная публикация представляет собой видеоматериал для разучивания стихотворения с элементами мнемотехники...
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста
•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...
Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста
Развитие речи дошкольников с помощью мнемотаблиц....
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Сообщение на педагогическом совете «Использование мнемотехники в речевом развитии детей»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста, широкое примен...