Консультация для воспитателей: "Моделирование , как средство развития речи".
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татарчук Наталья Владимировна

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование, как средство развития связной речи Консультация для воспитателей 1

Слайд 2

« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 2

Слайд 3

Связная речь Монологическая Диалогическая 3

Слайд 4

Что такое моделирование? «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. «Модель» - это любой образ какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. 4

Слайд 5

Особенность и значение моделирования 5

Слайд 6

Актуальность Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию; Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. 6

Слайд 7

В чем сущность метода моделирования ? 7 В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Слайд 8

Виды моделей Предметные Геометрические фигуры, Символические изображения предметов Опорные картинки Предметно-схематичные Планы и условные обозначения, используемые в них Блоки – рамки 8

Слайд 9

Геометрические фигуры 9

Слайд 10

Символические изображения предметов Силуэты, Контуры, Пиктограммы 10

Слайд 11

Опорные картинки Предметные картинки, Сюжетные картинки, Серии сюжетных картинок 11

Слайд 12

Планы и условные обозначения, используемые в них Сенсорно-графические схемы Предметно-графические схемы Предм ет ? Размер Форма Цвет Фактура Вкус Запах Звук Назначение Солнце Небо Земля Деревья Люди Звери Птицы Время года 12

Слайд 13

Планы и условные обозначения, используемые в них Мнемотаблицы Мнемодорожки Опорные схемы - карточки 13

Слайд 14

Блок - рамка Картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий. 14

Слайд 15

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ составление рассказов по картине; описательный рассказ; творческий рассказ. 15

Слайд 16

Пересказ художественного произведения Умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); 16

Слайд 17

Рассказывание по картине Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; Определение взаимосвязи между ними; Объединение фрагментов в единый сюжет . 17

Слайд 18

Описание отдельного предмета Принадлежность к родовидовому понятию; Величина; Цвет; Форма; Составляющие детали; Качество поверхности; Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); Как он используется (какую пользу приносит)? За что нравится (не нравится)? 18

Слайд 19

С помощью метода наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь. 19

Слайд 20

Спасибо за внимание! 20



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:

- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто. - В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной. 

(на экране проецируется слайд № 3)

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Что же такое моделирование?

(на экране проецируется слайд №4)

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

В чем особенность и значение моделирования?

(на экране проецируется слайд №5)

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.

А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: (на экране проецируется слайд №6)

 • Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

 • Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Сущность метода моделирования. 

(на экране проецируется слайд №7) 

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

(на экране проецируется слайд №8) пауза

Предметные:

 • геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)

• символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)

• опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:

 • планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13 )

• блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)

 

Требования к модели:

- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Этапы работы с моделью: 1. Использование готового символа или модели.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания: ( на экране проецируется слайд № 15) 

- пересказ; ( на экране проецируется слайд № 16) 

  • Умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  • Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

- составление рассказов по картине; ( на экране проецируется слайд №17)

  • Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • Определение взаимосвязи между ними;
  • Объединение фрагментов в единый сюжет.

 - описательный рассказ; ( на экране проецируется слайд №18)

  • Принадлежность к родовидовому понятию;
  • Величина;
  • Цвет;
  • Форма;
  • Составляющие детали;
  • Качество поверхности;
  • Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • Как он используется (какую пользу приносит)?
  • За что нравится (не нравится)? 

- творческий рассказ. ( на экране проецируется слайд №19)

  • Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  • Взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, ребенок придумывает пространственное оформление модели;
  • Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, при этом педагог задает  тему рассказа;
  • Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Закономерности формирования моделирования у дошкольников:

- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.

- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.

- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.

 - Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.

- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

 Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Чтение сказки.

2. Беседа по сказке:

 - Кто жил в домике?

 - Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?

 - Кто хотел утащить петушка? - Какую песенку пела лисичка? - Как петушок

 - Как котик спас петушка?

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше ,чем петушок и котик).

4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур

Жили в домике петушок и котик

 (в квадрат помещаются круг, треугольник)

 Ушел котик из домика на охоту.

(в квадрате остается треугольник, круг убирается)

 А лиса тут как тут.

 (рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)

 Схватила лиса петушка и понесла.

 (красный треугольник помещается на оранжевый)

 Лиса несет петушка , а котик их догоняет.

 (рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)

 Отнял котик петушка и принес домой. (красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)

 (дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)

 Игра с фигурками может продолжаться , пока сохраняется интерес

5. Рассказывание сказки с опорой на рамки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_ffe9cc8732d19fd2fd43c8bfd5a0ec9f.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ре...

Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....

Консультация для воспитателей. " Сказка как средство развития речи дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари.Развитие речи...

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ...