ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гросу Светлана Владимировна

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. 
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность) .
3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_-_perelyotnye_ptitsy.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

СПДС «Солнышко» с. Большая Рязань

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

для детей старшей возрастной группы
на тему: «Перелётные птицы»

Воспитатель: Гросу С.В.

Дата: 15.11.19г.

                   
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. 
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность) .
3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; дидактические игры.

Оборудование:
Набор схем для графического плана, предметные картинки (кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона), медальоны с изображением птиц, иллюстрация к рассказу, мяч, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия.
1. Организационный момент. 

- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.

«Здравствуй, солнышко дружок!

Здравствуй носик-пятачок!

Здравствуйте губки,

Здравствуй зубки!

Здравствуй, язычок,

Здравствуй ротик, мой дружок.

Губками – пошлёпали,

Язычком – пощёлкали,

Ротиком мы посвистим,

И немного позвеним.

А теперь мы пожужжим,

И все вместе порычим.

Ручки вверх подняли,

И ими помахали.

А теперь все дружно,

Гостям «Здравствуйте!» сказали.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят не только увидеть, чем мы с вами занимаемся, но и услышать, как мы с вами красиво, правильно, грамотно говорим.

- Для того, чтобы всё у нас сегодня получилось, надо сказать, волшебные слова:

«Во – во – во – говорим всегда красиво.

Во – во – во – смело и неторопливо.

Рим – рим – рим – ясно, четко  говорим.

Шим – шим – шим – потому, что не спешим»

- Ребята, а сейчас я хочу загадать вам загадку.

«Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это...»  (Птицы)

- Правильно ребята.

- Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело к нам в гости.

Слайд 1 «Перелётные птицы» (пение птиц)

- Какие это птицы?  (Перелётные)

- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?

- Я думаю, что бы попрощаться с нами и улететь в теплые края.

- В какое время года перелётные птицы улетают в тёплые края? (Птицы улетают в тёплые края осенью).

- Ребята, птицы прилетели не только с вами попрощаться, они приготовили для вас интересные задания и хотят с вами поиграть.

- Первое задание приготовила для вас

Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
И поёт  «ку-ку».   (Кукушка)

Слайд 2 «Кукушка»

- Задание кукушки называется «Лесной голосок».

Пересказ рассказа «Лесной голосок» Г.Скребицкого.

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Чтение рассказа.
- Я вам прочитаю рассказ о встрече мальчика с лесной птицей, который написал Георгий Скребицкий. А вы внимательно слушайте и запоминайте.

« В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку. » Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку. » Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа».
3. Беседа по содержанию.
(На вопросы дети отвечают полным предложением). 
- Что я прочитала?
(Рассказ.) 
- Кто вспомнит его название и автора?
(«Лесной голосок» Г. Скребицкого.) 

- Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.) 
- Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) 
- Какой ему казалась кукушка?
(Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) 
- Опишите птицу, которую он увидел.
(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) 
- На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребенка.) 
4. Выделение действующих лиц рассказа.
Педагог выкладывает предметные картинки:
кукушки, совы, ястреба, воробья, вороны, сороки, синицы. 

- Ребята, убери картинки, не подходящие к рассказу «Лесной голосок».

 (Дети убирают лишние картинки).

5. Повторное чтение рассказа с показом схем.

- Я прочитаю рассказ еще раз, но не просто прочитаю, а покажу рассказ по схемам.

(Дети садятся на стулья) 
- Что он услышал?
(Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) 
- Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) 
- Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) 
- На кого похожа кукушка?
(Кукушка похожа на ястребенка.) 
6. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

- А теперь вы сами должны рассказать рассказ по схеме. Не забудьте вы должны по изображению вспомнить наш рассказ, напоминаю, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым его продолжить.

Слайд 3 «Утки – летят»

-  Ребята,  посмотрите, дикие утки нам предлагают с ними полетать.

Чтоб, как птицы полетать, надо нам в кружок всем встать.

Физкультминутка «Перелётные птицы»

Стая птиц летит на юг

Небо синее вокруг,

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть

И опять пора в дорогу,

Пролетать им надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

-  Следующее задание приготовила для вас певчая птица.

Лучший певец всех лесов и полей.

Кто же это?   (Соловей)

Слайд 4 «Соловей»

- Для того, что бы выполнить задание соловья, вы должны разделиться на команды, а поможет нам в этом игра «Мы весёлые ребята».

Игра «Весёлые ребята»  

- Ребята, перед каждой командой четыре перевёрнутые картинки одного сюжета. Вам надо перевернуть картинки, внимательно рассмотреть и собрать из них цепь, так, чтобы картинки в этой цепи между собой подружились. Потом вы должны составить рассказ.

Слайд 5 «Ласточка»

- Ребята, какая птица прилетела к нам?   (Ласточка) 

Ласточка приготовила для вас последнее задание.

Игра «Найди отличия» «Найди отличия»

- Ребята, внимательно рассмотрите две картины.

- Найдите и опишите  различия двух похожих предметов.

- Начинайте свой ответ со слов «На картине слева изображена…»

Слайд 6 «Птицы улетают в тёплые края»

- Ребята, птицам очень понравилось, как вы справились с заданиями, как играли, но им пора улетать в теплые края. Давайте, чтобы они помнили о нашей встречи, напомним чем мы сегодня занимались.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

тематические кроссворды и игровые задания по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Игровые задания и кроссворды на закрепление пройденного материала у старших дошкольников по темам "Грибы", "Лесные ягоды", "Дикие звери", "Деревья", "Лесные птицы", "Рыбы". "Водные растения" , на разв...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...