Картотека игр по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Картотека игр развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Название | Материал | Содержание |
Что за предмет? | Мешочек, различные игрушки, предметы | Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч, — дает описание: — Он круглый, синий, с желтой полосой». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему: «Это мяч. Он какой?» |
Кто больше увидит и назовет? | Красиво и ярко одетая кукла, флажки разных цветов | В о с п и т а т е л ь. Сегодня у вас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят о ней. Сейчас вы должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать вам флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. При затруднении воспитатель напоминает, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т.п. |
Что напутал Буратино? | Кукла Буратино, игрушка утенок | В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: "Мяу!"» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. |
Разложи картинки | Предметные картинки | Воспитатель раздает детям по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку. |
Кто что умеет делать | Заяц, белка, кошка, собачка и т.д. | Воспитатель называет или показывает детям животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собачка — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку. |
Где что можно делать | - | Воспитатель задает детям вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. В о с п и т а т е л ь . Что можно делать в лесу? Д е т и. Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать. В о с п и т а т е л ь . Что можно делать на реке? Д е т и. Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу. В о с п и т а т е л ь . Что делают в больнице? Д е т и. Лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы. В о с п и т а т е л ь . Что делают в магазине? Д е т и . Покупают, продают, взвешивают, упаковывают. |
Закончи предложение | - | Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает. В о с п и т а т е л ь . Оля проснулась и ... (стала умываться). Коля оделся и ... (побежал гулять). Он замерз и ... (пошел домой). Зайчик испугался и ...(убежал, спрятался). Ира обиделась и ... (заплакала). Воспитатель интонацией показывает незавершенность предложения. |
Что делает Наташа? | На столе кукольная комната: игрушечный стол, на нем книга, кукла Наташа сидит на диване | В о с п и т а т е л ь . Сегодня Наташа осталась дома одна. Сначала она почитала книгу: вот так. А что сделала Наташа потом? Дети называют действия куклы, воспитатель показывает: Наташа рисует, оделась, взяла кусочек хлеба, пошла на улицу, стала кормить воробьев. В заключение вместе воспитатель с детьми вспоминает и называет по порядку все действия куклы. |
Как медвежонок катался на машине | - | Воспитатель выбирает нескольких детей и просит их показывать остальным все, что сделал медвежонок. В о с п и т а т е л ь . Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше. После инсценировки воспитатель просит детей назвать все, что делал медвежонок. (Решил покататься, сел, поехал, слышит, остановился, вышел, стал накачивать колесо, накачал, поехал.) |
Назови, что это, и скажи какой | Коробка с различными игрушками | Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый». |
Объясни Буратино | Кукла Буратино, предметные картинки | Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это не помидор, это репа. Она желтая». |
Кто позвал? | Игрушки по числу детей | У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка». Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего его ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант». |
У кого кто? | Различные игрушки с характерными внешними признаками | Воспитатель и ребенок составляют описания разных животных. Начинает воспитатель. В о с п и т а т е л ь . У меня утенок. Р е б е н о к (называет свою игрушку). А у меня цыпленок. В о с п и т а т е л ь . Утенок желтый. Р е б е н о к . И цьпленок желтый. В о с п и т а т е л ь . У утенка большие красные лапы. Р е б е н о к . А у цыпленка лапки маленькие... Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отлича ющиеся незначительным количеством признаков. Затем можно исползовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика. |
Встань в круг | Игрушки с характерными внешними признаками | Воспитатель вносит в комнату новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это воспитатель) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. |
Кто знает, пусть продолжает | - | Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному. В о с п и т а т е л ь . Мама купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали... На клумбе росли... Они были... Таня взяла... и стала... У Светы заболел... Пришел... Он... Света... Решил щенок... Тут пришел... и спрашивает... Щенок отвечает... Тогда котенок сказал... И стали они... |
Козлята и зайчик | Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», игрушечный зайчик с барабаном | Воспитатель спрашивает детей, помнят ли они сказку про козу с козлятами. Кратко напоминает начало сказки, демонстрируя на фланелерафе фигурки персонажей. Предлагает послушать, что было дальше. В о с п и т а т е л ь . Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (Воспитатель показывает зайчика.) Д е т и . Зайчик. В о с п и т а т е л ь . Зайчик говорит... Д е т и . Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик. В о с п и т а т е л ь . Козлята... Д е т и . Впустили зайчика. В о с п и т а т е л ь . Они угостили его... Д е т и . Капусткой, морковкой. В о с п и т а т е л ь . Потом они стали... Д е т и: Играть, веселиться. Зайчик играл на барабане, а козлята танцевали, прыгали. Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Воспитатель берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок. Р е б е н о к . Кто-кто в теремочке живет? В о с п и т а т е л ь . Я — мышка-норушка. А ты кто? Р е б е н о к . Я — лягушка-квакушка. В о с п и т а т е л ь . А ты какая? Расскажи про себя. Р е б е н о к . Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю. В начале инсценировки воспитатель может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я — серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!» В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...

Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...