Звук "ч"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_ch.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по звуковой культуре речи в средней группе.
Воспитатель: Гудым И.А.
Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах. Научить произносить звук (ч) медленно и быстро. Обогащать лексический запас
Развивающие:
Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание, мелкую моторику.
Развивать фонематическое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи.
Методы и приёмы: Словесные ( художественное слово, объяснение, указание); Игровые ( пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); Практические (упражнения на закрепление знаний); Педагогические технологии: ( личностно- ориентированная модель обучения и воспитания детей, социоигровая – игры в кругу, работа малыми подгруппами);
Форма организации детей: (фронтальная, в кругу и малыми компаниями)
Материалы и оборудование: Мягкие игрушки: черепаха, лягушка, Чебурашка. Маска – «Паровозик». Свечка. Красивая коробка с картинками. Цветные карандаши.
Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.
Ход занятия.
- Игра в кругу « Ласковая цепочка»
Воспитатель шепчет на ухо ребёнку команду:
- Погладить стоящего рядом по голове.
- Возьми рядом стоящего за руку.
- Воспитатель:
- Отгадайте о чём моя загадка :
« Если б не было его, не сказали б ничего». ( или « Всегда во рту, а не проглотишь»)
- Дети: - «Язык»
Воспитатель:
- Для чего нужен язык человеку? ( что бы разговаривать)
- Где находится язык? ( во рту)
- Что ещё находится во рту? ( зубы)
- Как работает язычок? Покажите. ( дети показывают)
- Что делает язычок когда мы молчим? ( отдыхает спокойно лежит)
- Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть.»
(проводятся артикуляционные упражнения)
- « Лягушки улыбаются»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
2. « Хоботок»
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну
И на трубочку похожи
Подудеть в неё мы сможем:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
3. « Лопатка»
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
- Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики.
« Раз - два – три – четыре – пять ( разжимают и разжимают кулачки)
Пошли пальчику гулять( загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – рыл песок,
Этот делал пирожок,
Этот с горки катался,
Этот в травке валялся,
Этот умницей был
Хорошо говорил!
- Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
« Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел6 « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. И пустил тёплый ветерок и у него получилось : « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
- Давайте и мы все вместе её споём.
( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
- Послушайте, как поёт песенку Катин язычок!! ( медленно)
- А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте как поёт песенку Вовин язычок. И т.д.
- Физ. минутка « Паровоз»
« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. (дети двигаются по кругу убыстряя темп)
Я стучу, стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу!»
- Воспитатель:
- А знаете, на этом паровозике к нам приехали гости.
( вносится игрушка « Чебурашка»)
- Чебурашка приготовил для нас сюрприз
(вносится свеча)
Вместе с детьми проговаривается чистоговорка.
« Чу-чу-чу-чу я сейчас зажгу ….(свечу)
Ча-ча-ча-ча горит ярко….(свеча)
Чи-чи-чи-чи встали мы вокруг …(свечи)»
- Игра «Задуй свечу»
« Посмотри, как я иду,
Свечку бережно несу.
Если свечку мы задуем,
Я зажгу опять другую» (свеча в руках педагога проноситься по кругу – дети пытаются её задуть)
- Воспитатель:
- А ещё к нам в гости приползла….???
« Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…. ( дети – ЧЕРЕПАХИ!)
(вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине)
Дети рассказывают стихи про черепаху:
« Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит,
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?»
« Шла купаться черепаха
И кусала всех со страху
-Кусь,кусь, кусь никого я не боюсь!»
Воспитатель:
- Что у черепахи на спине? ( коробка)
- А как сказать ласково? ( коробочка)
(дети поочерёдно достают картинки и называют, что изображено на картинке. Например: Шишка – шишечка, чашка- чашечка и т.д.)
- Воспитатель:
- Черепаха приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого вам надо разделится на компании по картинкам, которые у вас в руках.(дети делятся на компании и проходят к столам на которых лежат рисунки)
- Воспитатель: « Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч».( дети выполняют задание)
На рисунке изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник.
-Воспитатель: - « Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют- часы, черепаху)
-Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч-ч-)
Используемая литература:
- Максаков А.И « Правильно ли говорит ваш ребёнок?» - Москва: Просвещение, 1988 г.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – Москва: Просвещение, 1989г.
- Чернякова В.Н. « Развитие звуковой культуры речи 4-7 лет» - сборник упражнений Москва ТЦ Сфера, 2005г.