Звук "ч"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гудым Ирина Александровна

Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_ch.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в средней группе.

Воспитатель: Гудым И.А.

Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.

     Образовательные задачи:

Познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах. Научить произносить звук (ч) медленно и быстро. Обогащать лексический запас

Развивающие:

Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание, мелкую моторику.

Развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи.

Методы и приёмы: Словесные ( художественное слово, объяснение, указание); Игровые ( пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); Практические (упражнения на закрепление знаний); Педагогические технологии: ( личностно- ориентированная модель обучения и воспитания детей, социоигровая – игры в кругу, работа малыми подгруппами);

 Форма организации детей: (фронтальная, в кругу и малыми компаниями)

Материалы и оборудование: Мягкие игрушки: черепаха, лягушка, Чебурашка. Маска – «Паровозик». Свечка. Красивая коробка с картинками. Цветные карандаши.

Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.

Ход занятия.

  1. Игра в кругу « Ласковая цепочка»

Воспитатель шепчет на ухо ребёнку команду:

- Погладить стоящего рядом по голове.

- Возьми рядом стоящего за руку.

  1. Воспитатель:

 - Отгадайте о чём моя загадка :

« Если б не было его, не сказали б ничего».  ( или « Всегда во рту, а не проглотишь»)

- Дети: - «Язык»

Воспитатель:

- Для чего нужен язык человеку? ( что бы разговаривать)

- Где находится язык? ( во рту)

- Что ещё находится во рту? ( зубы)

- Как работает язычок? Покажите. ( дети показывают)

- Что делает язычок когда мы молчим? ( отдыхает спокойно лежит)

  1. Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть.»

(проводятся артикуляционные упражнения)

  1. « Лягушки улыбаются»

 Тянуть губы прямо к ушкам

 Очень нравится лягушкам

 Улыбаются, смеются,

 А глаза у них, как блюдца.

2.  « Хоботок»

  Подражаю я слону

  Губы хоботком тяну

  И на трубочку похожи

  Подудеть в неё мы сможем:

  Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

 

3. « Лопатка»

   Язык лопаткой положи

   И под счёт его держи.

   Раз- два- три- четыре- пять!

  Язык надо расслаблять!

  1. Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики.

« Раз - два – три – четыре – пять ( разжимают и разжимают кулачки)

Пошли пальчику гулять( загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – рыл песок,

Этот делал пирожок,

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был

Хорошо говорил!

  1. Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

- Водички: с-с-с-с-с…

- Комарика: з-з-з-з-….

« Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел6 « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. И пустил тёплый ветерок и у него получилось : « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

- Давайте и мы все вместе её споём.

( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)

- Послушайте, как поёт песенку Катин язычок!! ( медленно)

- А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте как поёт песенку Вовин язычок. И т.д.

  1. Физ. минутка « Паровоз»

« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. (дети двигаются по кругу убыстряя темп)

Я стучу, стучу, стучу.

Я лечу, лечу, лечу.

Опоздать я не хочу!»

  1. Воспитатель:

- А знаете, на этом паровозике к нам приехали гости.

( вносится игрушка « Чебурашка»)

- Чебурашка приготовил для нас сюрприз

      (вносится свеча)

 Вместе с детьми проговаривается  чистоговорка.

« Чу-чу-чу-чу я сейчас зажгу ….(свечу)

Ча-ча-ча-ча горит ярко….(свеча)

 Чи-чи-чи-чи встали мы вокруг …(свечи)»

  1. Игра «Задуй свечу»

 « Посмотри, как я иду,

    Свечку бережно несу.

    Если свечку мы задуем,

    Я зажгу опять другую» (свеча в руках педагога проноситься по кругу – дети пытаются её задуть)

  1. Воспитатель:

 - А ещё к нам в гости приползла….???

«  Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят…. ( дети – ЧЕРЕПАХИ!)

    (вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине)

Дети рассказывают стихи про черепаху:

« Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит,

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?»

« Шла купаться черепаха

И кусала всех со страху

-Кусь,кусь, кусь никого я не боюсь!»

Воспитатель:

- Что у черепахи на спине? ( коробка)

- А как сказать ласково? ( коробочка)

(дети поочерёдно достают картинки и называют, что изображено на картинке. Например: Шишка – шишечка, чашка- чашечка и т.д.)

  1. Воспитатель:

- Черепаха приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого вам надо разделится на компании по картинкам, которые у вас в руках.(дети делятся на компании и проходят к столам на которых лежат рисунки)

- Воспитатель: « Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч».( дети выполняют задание)

 На рисунке изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник.

-Воспитатель: - « Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют- часы, черепаху)

-Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)

- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч-ч-)

Используемая литература:  

  1. Максаков А.И « Правильно ли говорит ваш ребёнок?» - Москва: Просвещение, 1988 г.
  2. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – Москва: Просвещение, 1989г.
  3. Чернякова В.Н. « Развитие звуковой культуры речи 4-7 лет» - сборник упражнений Москва ТЦ Сфера, 2005г.